Уходящий год стал для Омска годом мусорной реформы. Её начало откладывали несколько раз — и вот наконец преобразования в столь важной для любого большого города сфере начались. Промежуточные результаты не очень ободряющие. Радикальных улучшений мы не видим, однако и плата за новую услугу получилась менее высокой, чем ожидалось. Сейчас самое время вспомнить, какой она была, мусорная реформа — 2019. NGS55.RU составил хронику событий.
Прелюдия
Когда год начинался, мы знали, что платить придётся рублей по 140–150 с человека, что строятся два мусоросортировочных комплекса (каждый на 400 тысяч тонн отходов в год) и что есть норматив потребления из расчёта на одного человека. Ещё мы знали, что региональные власти не успели всё сделать в срок, а потому их взяли на карандаш в Москве: раз в месяц им пришлось подавать наверх отчёт о том, как двигается дело.
1 января: день, в который должен был заработать новый порядок сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов. В этот день ничего не произошло, потому что заранее было известно: всё начнётся позже, 1 апреля. Однако уже было известно, что региональным оператором станет ООО «Магнит», фирма из Ханты-Мансийского автономного округа, совсем не связанная с нашим регионом.
10 января: в СМИ появляется первая информация о том, сколько омичам придётся платить за вывоз мусора. Судя по договорам «Магнита» с перевозчиками, транспортировка одного кубометра отходов стоит 530 рублей, а приём этого мусора на свалку — 121 рубль 42 копейки. При нормативе потребления на человека в 2,19 кубометра в год получается, что каждый омич должен будет платить 1426 рублей в год, или 119 рублей в месяц, чтобы покрыть затраты регоператора, и ещё немного — чтобы «Магнит» мог получать прибыль и развиваться.
15 января: директор «Магнита» Сергей Шевченко на заседании круглого стола озвучивает тариф, который кажется ему справедливым. Это 131 рубль с человека. Правда, норматив, на основании которого этот тариф вычислялся, тут же подвергают жёсткой критике другие участники: говорят, что он очень сильно завышен. Шевченко обещает, что сортироваться уже в 2019 году будут 81,3% отходов, а 80% от сортированного будет утилизировано, но ему не верят (спойлер: и правильно делают).
18 января выясняется, что новые квитанции в наших почтовых ящиках не появятся: «Магнит» договорился с «Омскэнергосбытом», так что с апреля за электричество и за мусор надо будет платить по одной бумажке. Экономия!
23 января: появляется новость о том, что часть мусора «Магнит» будет передавать на переработку одной из омских колоний — знаменитой ИК-6, в которой осенью 2018 года произошёл бунт. Договориться о конкретных условиях (поедут ли заключённые к мусору или мусор к заключённым) стороны должны были попозже.
Тем временем регоператор ищет рабочих, которые будут сортировать отходы на двух заводах. «Нужны хорошее здоровье и желание работать» — таковы основные параметры, по словам директора «Магнита». Всего надо набрать 300 человек; те, кто сортирует «одной рукой», будут получать 27 тысяч в месяц, а те, кто «сортирует двумя», — 35 тысяч. На один из таких заводов, в Старом Кировске, 25 января привозят журналистов и даже запускают для них конвейер. Ненадолго.
3 февраля: своё слово в этой истории говорит оппозиция. По всей стране проходит волна протестов против мусорной реформы: участники акций против расширения свалок, за сортировку и переработку отходов, за платежи по фактическому потреблению. На омский митинг к СКК имени Блинова пришли ровным счётом 103 человека. «Всё хорошо прошло, 8 человек выступили, с полицией тоже никаких проблем не было, никто сильно не замёрз», — подвёл итог организатор акции. О каких-либо реальных последствиях митинга ничего не известно.
18 марта: появились официальные данные о том, какой тариф хочет «Магнит» от Региональной энергетической комиссии. В Омске — 143 рубля 36 копеек с человека, в области — 119 рублей 7 копеек. При этом горожане на тот момент платили примерно 50 рублей с человека, а большая часть деревенских жителей не платила ничего, потому что не получала услугу — мусор из сёл просто не вывозился. Теперь «Магнит» обещает доехать до каждой деревни, потому и хочет собирать много денег. 91% тарифа — транспортная составляющая, которая не нуждается в одобрении РЭК: регоператор, не имеющий ни единой машины, заключил контракты с перевозчиками, и суммы этих контрактов в любом случае должны быть включены в тариф.
19 марта: реализацию мусорной реформы впервые открыто комментирует губернатор Бурков. Если тезисно, получается так: тариф слишком высокий (втрое больше, чем в других регионах), процесс затянулся, норматив потребления надо пересчитывать как можно скорее, а для многодетных семей и других льготников надо вводить скидки.
20 марта: мы узнаём размер тарифа. Это 133 рубля для омичей, 132 и 116 для жителей области (благоустроенное жильё и частные дома соответственно). Теперь можно, наконец, начинать новую жизнь — с новым мусорным оператором.
Лёд тронулся
Официально реформа стартует 1 апреля 2019 года. С этого момента все потребители-физлица обязаны платить «Магниту», а потребители-юрлица обязаны заключать договоры и тоже платить. При этом лицензии на сортировку и переработку мусора у оператора пока что нет, возможности забирать «ценный груз» из многих деревень — тоже. Областное правительство выделило на создание с нуля санитарных площадок в сельских районах и в частном секторе Омска несколько сотен миллионов рублей, но осваиваются эти деньги очень медленно. В итоге машины старых перевозчиков («Чистого города» и т. п.) собирают мусор, как раньше, и единственная система, работа которой надёжно отлажена, — это система сбора денег. Что ж, с чего-то ведь надо начинать.
4 апреля: появляется информация о первых мошеннических схемах, связанных с реформой. В соцсетях пишут о некоем «Центре правовой помощи населению», который якобы помогает расторгнуть договор с «Магнитом» за 10 тысяч рублей. «У нас коммунальная услуга, платить за неё обязаны все», — отвечают на это в пресс-службе мусорного оператора.
9 апреля: в Омск привозят 500 пластиковых евроконтейнеров для мусора. В «Магните» говорят, что всего появятся три тысячи таких контейнеров, и их стоимость включать в тариф не будут. Кстати, чуть позже начинают появляться сообщения о том, что эти «подарки» горят, лишаются колёс или просто пропадают без вести. Чей-то протест? Простой вандализм? Непонятно.
1 июня: появляется повод, чтобы говорить о перспективах «мусорного коллапса». Один из транспортных субподрядчиков «Магнита» — компания «Чистый город», — на которого приходилась примерно треть перевозок, внезапно ушёл с рынка, заявив, что подрядчик не платит ему уже два месяца. Однако в пресс-службе оператора заверили, что максимальная возможная неприятность — небольшие сбои на первое время, и, кажется, оказались правы.
Всё было спокойно до 20 июня, когда омская мусорная реформа стала одной из тем обсуждения на президентской прямой линии. Омич Роман Дмитриев рассказал Путину, что платит «Магниту» исправно, но отходы никто не вывозит. Тот пообещал «попросить ФАС, чтобы они обратили на это внимание». Тут же началась проверка следкома, мэр Омска Оксана Фадина в тот же день признала вслух, что «ситуация непростая» и даже «напряжённая», а регоператор объяснил, что в городе «катастрофически не хватает» санплощадок. Дальнейшие события показали, что эти объяснения никого не убедили.
28 июня: становится известно, что надзорные органы отказались выдавать «Магниту» лицензию на обработку и хранение мусора. В пресс-службе регоператора тут же объяснили, что произошла простая техническая накладка, которую быстро исправят, но факт остаётся фактом: спустя три месяца после начала работы «Магнит» может только вывозить мусор. Теоретически у областных властей теперь есть все основания, чтобы расторгнуть договор, но где искать нового оператора? Поэтому чиновники продолжают ждать и надеяться.
1 июля: кадровые перемены. Сергей Шевченко уходит из «Магнита», и директором становится Александр Чернов, который до этого возглавлял компанию «Экос», основного подрядчика регоператора по перевозкам. Такая вот демонстрация тесной связи между двумя фирмами, одна из которых получает от другой многомиллиардные контракты.
2 июля: из-за отсутствия лицензии «Магниту» приходится снижать тариф. Теперь потребитель не должен платить за переработку мусора, и от 133 рублей с каждого горожанина остаются 122; причём платежи пересчитают даже задним числом.
Дела судебные
В июле для «Магнита» началась полоса судов. Процесс в арбитраже по иску Росприроднадзора о работе без лицензии закончился для регоператора лёгким испугом (а точнее, предупреждением). Однако осталась более серьёзная угроза: глава ФАС пообещал Путину, что мусорный тариф для омичей снизится вдвое «в ближайшие дни». Ситуация в нашем городе была названа «вопиющей».
Через неполных две недели, 17 июля, антимонопольщики обязали РЭК исключить из тарифа транспортную составляющую как «экономически необоснованную». Это был крутой поворот: ведь речь шла о 93% тарифа. В ответ РЭК подала на ФАС в суд, причём в пресс-службе комиссии объяснили, что предписание, конечно, выполнят, но с заявлением, будто при вычислении размеров платежей они нарушили закон, категорически не согласны.
— Подать иск мы решили, так как в предписании сказано, что РЭК нарушила основы ценообразования, — объяснила тогда замглавы РЭК Татьяна Муранова. — Но мы себя нарушившими не считаем: мы всё сделали в соответствии с правилами. Просто хотелось бы, чтобы изменениям в подходах сопутствовали изменения в законодательстве. Мы не против снижения тарифа — напротив, мы за, — но мы хотим, чтобы с нас сняли обвинение в нарушении законодательства.
1 августа: РЭК принимает то самое решение. За счёт пересмотра транспортной составляющей тариф снижается на 30,2%, то есть почти в полтора раза — до 88 рублей (важное уточнение: обратной силы это решение не имеет, и никакой пересчёт задним числом не запланирован). Таким образом, комиссия выполняет предписание ФАС, но продолжает с ней судиться, причём иск рассматривается в Арбитражном суде Москвы.
23 августа: хорошая новость для «Магнита» — он всё-таки получает лицензию на обработку отходов. Теперь он может легально сортировать отходы и включать стоимость этих работ в тариф. Правда, по закону, размер платежей оператору не может измениться до середины следующего года.
30 августа: РЭК начинает поиски компании, которая будет пересчитывать мусорный норматив. Про губернаторские обещания никто не забыл, так что процесс запустили раньше, чем можно было подумать.
3 сентября: в Старом Кировске торжественно перерезают ленточку на мусоросортировочном заводе (том самом, который показывали журналистам ещё в январе). Лицензия получена, а значит, предприятие можно запускать. Первые лица на открытие не приехали, прислав вместо себя первого зама мэра и замминистра экологии. Сразу после церемонии на территорию завода заезжает первый самосвал с грузом.
9 октября: представитель мэрии отчитывается в Городском совете о том, как муниципалитет содействует мусорной реформе. Выясняется, что дела не слишком хороши: из 840 новых санплощадок в частном секторе установлены всего 370, хотя все сроки истекли ещё два месяца назад.
30 октября: «Магнит» заключает договоры о перевозке мусора на три следующих года (2020 — 2022). Контракты на 14 миллиардов рублей — на сумму, сравнимую с годовым бюджетом Омска — получает всё тот же «Экос».
13 декабря: столичный арбитраж принимает решение по иску РЭК к антимонопольной службе. Он признаёт: энергетическая комиссия с самого начала была права. Сначала ФАС сама запретила РЭК проверить транспортные расходы оператора, потом, увидев интерес к этой истории со стороны президента, она пообещала снизить тариф вдвое — и вынесла РЭК предписание.
Промежуточный финал
Последним событием 2019 года, связанным с мусорной реформой, стало решение РЭК о тарифе-2020. Впервые в тариф включили расходы на обработку мусора (правда, только на одном сортировочном заводе — второй, в Ленинском округе, всё ещё не имеет лицензии). Однако тут действует правило ограничения роста, общее для всех коммунальных услуг: платежи для населения не могут увеличиться за год больше чем на 5%. Поскольку часть расходов «Магнита» была изъята из тарифа, в первой половине 2020 года получается даже снижение до 74 рублей (это для жителей многоквартирных домов). Во втором полугодии плата за мусор вырастет до 93 рублей.
Кроме нового тарифа, в 2020 году должен появиться и новый норматив. Однако РЭК совсем недавно расторгла договор с первым замерщиком, потому что нашла нарушения в его работе, и теперь всё придётся начинать заново: искать подрядчика, ждать, пока он проведёт замеры в каждый из годовых сезонов, обобщать данные. От городских и областных властей требуется закончить установку новых санитарных площадок и по возможности обеспечить доступ к ним. Для сельских районов это сложная проблема: сезонное бездорожье может отсечь конкретную деревню от «большой земли» на недели, если не на месяцы. Впрочем, представить какое-то вменяемое решение сложно.