С опытом за рулем привыкаешь быстро ориентироваться на дороге. Но некоторые развязки заставляют задуматься даже бывалых, что уж говорить про новичков. NGS55.RU составил список из пяти сложных перекрестков и спросил у начальника отдела надзора Госавтоинспекции Омской области Руслана Душенкина, как их миновать, не заработав пару седых волос. К слову, он знает о них не понаслышке, потому что сам работал над схемами проезда этих перекрестков.
Перекресток перед кинотеатром «Маяковский»
Про царь-перекресток, где сходятся потоки с улиц Красный Путь, Интернациональная и Орджоникидзе, с содроганием говорят даже водители, получившие права пару десятков лет назад. Некоторые автолюбители по возможности стараются ехать другими путями, однако сделать это довольно непросто: в часы пик перед «Маяковским» скапливается огромное количество машин, направляющихся на Левый берег и в городок Нефтяников либо обратно. У новичков особое недоумение вызывают автомобили, пытающиеся проехать по полукольцу со стороны Орджоникидзе на Соборную площадь. Только за прошлый год, по официальной статистике, машины у «Маяковского» столкнулись восемь раз, а еще одно авто сбило велосипедиста. Поэтому в вопросе лучше разобраться детально.
Непростым этот перекресток считает даже автор схемы проезда — Руслан Душенкин. Оказалось, что она была составлена еще 10 лет назад, а ввели ее примерно 3 года назад. Сотрудник ГИБДД подробно пояснил, как проезжать развязку.
При проезде с улицы Интернациональной основной поток идет на Красный Путь. Эти водители имеют преимущество перед потоком с Орджоникидзе. Сложность для тех, кто едет в этом направлении заключается в выделенной полосе для общественного транспорта. При необходимости повернуть на Орджоникидзе здесь нужно перестроиться на коротком участке в крайнюю правую полосу, где заканчивается выделенка. Те, кто продолжает движение прямо, перед остановкой «КДЦ Маяковский» вновь увидят выделенку, поэтому ехать в крайней правой полосе нельзя. Также нужно обратить внимание на появляющуюся на Красном Пути четвертую полосу — о ней подробнее напишем чуть ниже.
Те, кто едет со стороны Соборной площади, могут по двум полосам попасть в поток, направляющийся к метромосту. Как объясняет Руслан Душенкин, для тех, кто едет в крайнем левом ряду, далее есть четвертая специальная полоса, выходящая на Красный Путь после трехполосной Интернациональной. Поэтому они не обязаны уступать дорогу.
— Автомобиль с Интернациональной, смещаясь на четвертую дополнительную полосу, которая была сделана для потока с Соборной площади, меняет полосу движения, то есть маневрирует. А по ПДД тот, кто маневрирует, должен предоставить преимущество в движении человеку, который едет по своей выделенной полосе, — поясняет Руслан Душенкин.
Более того, летом эта четвертая полоса для потока с Соборной площади отделена разметкой — сплошной линией, через которую не должны перестраиваться водители.
— Но чаще всего получается не так: во-первых, на разметку никто не посмотрел, во-вторых, разметки еще полгода нет. Вот и получается самая сложная неразбериха на этом перекрестке, — добавляет начальник отдела надзора.
Те же, кто продвигается со стороны Соборной площади не в крайней левой, а в средней полосе, должны уступить потоку с Интернациональной. При этом обеим полосам с Соборной площади должны уступить водители, едущие со стороны библиотеки Пушкина.
Также со стороны Соборной площади есть третья, крайняя правая полоса, с которой можно повернуть направо, на Интернациональную, при этом уступая дорогу потоку, направляющемуся со стороны библиотеки.
При выезде с улицы Орджоникидзе разрешен поворот только направо.
Если после этого нужно проехать в сторону Соборной площади или Интернациональной, придется пересечь несколько полос движения (уступая всем) и ехать по полукольцу, выполняя левый поворот и пропуская машины с крайней полосы со стороны Соборной площади, а затем после небольшого отрезка дороги вновь пропуская поток, движущийся со стороны библиотеки Пушкина.
Но на деле не все действуют обдуманно.
— Заезжая с Орджоникидзе на отрезок Интернациональной, человек сразу начинает щемить всех, перестраиваясь на кольцо, и думать о том, что его все должны пропустить. Этим маневром человек пересекает четыре полосы движения. Как он может быть главным? — изумляется Руслан Душенкин.
Со стороны библиотеки Пушкина по Красному Пути можно поехать прямо, в сторону собора, по двум полосам.
Также по двум полосам можно выполнить левый поворот. Этот поток не уступает водителям, стоящим слева и желающим попасть на Соборную, зато пропускает поток со стороны храма, движущийся в сторону метромоста. Однако после небольшого участка он уже имеет преимущество перед теми, кто едет с Соборной направо, на Интернациональную. Такая схема на этом участке сделана для того, чтобы максимально повысить пропускную способность, добавляет сотрудник ГИБДД.
— Кинотеатр «Маяковский» — это боль моего сердца, потому что замысел был сделать там капитальный центральный островок. Сейчас он сделан в разметке, но зимой разметки нет. Нет ее большую часть года, в этом максимальная сложность и возникает. Когда есть разметка, там более или менее всё понятно. Также проблема в том, что большая площадь, и каждый кто во что горазд начинает: кому побыстрее, кто побоязливее — лишнее начинает перестаивать. Ну а если по потокам, то сложность перекрестка в том, что это смешанный тип регулирования. Здесь вроде бы и кольцо, но как такового кольца нет. С каждого подхода приоритетность разная, — поясняет Руслан Душенкин.
По его словам, если бы удалось сделать центральный островок и «треугольнички», которые к нему подходят, капитальными, а не в виде разметки, то люди могли бы ориентироваться по ним. Однако возникла сложность из-за того, что снизу проходит подземный переход, которому можно было навредить при создании островков. Кроме того, почему-то учитывалось, что площадь иногда используют для бегунов, а для них бордюр — помеха.
С прошлого года Руслан Душенкин начал предлагать более простую схему движения на этом перекрестке. Он убежден, что на такой большой площади нельзя без островков. С его слов, на перекрестке можно было бы поставить знаки, которые бы подсказали водителю способ проезда, но их не поставишь прямо в асфальт — без островка. Демонтируемые столбики тоже внедрять не стали. Подвис вопрос и со светофорами.
— Там очень сложное переплетение потоков, и просчитать человеческими ресурсами этот светофор практически невозможно — нужно математическое моделирование, а это отдельная статья расходов, — поясняет Руслан Душенкин.
В СибАДИ, где могли бы с помощью специальных программ построить видеомодель, профессионально просчитать все аспекты, этот вопрос отдали на откуп студентам, которые его решить не смогли. Руслан Душенкин предполагает, что по итогу 2022 года этот перекресток вновь попадет в список аварийных, а значит, вопрос нужно будет решать активнее, потому что бездействовать на таких ключевых участках нельзя. Он отмечает, что на протяжении трех лет Омску ежегодно выдают по 50 миллионов рублей, благодаря которым и удается избавляться от очагов аварийности: на них ставят светофоры и искусственные неровности, проекционные пешеходные переходы. Не сомневаемся, что многие водители были бы благодарны властям, если бы в следующем году они наконец решили проблему проезда на сложном перекрестке у «Маяковского», сэкономив нервы и деньги автолюбителей.
Как вы считаете, нужно ли что-то менять на перекрестке у кинотеатра «Маяковский»?
Развязка у метромоста
Совсем рядом находится еще один перекресток, на котором в прошлом году произошло четыре столкновения. Речь идет о пересечении улиц Красный Путь и Фрунзе. Огромный поток, описанный выше, продолжает движение по Красному Пути к метромосту.
Чтобы попасть на сам мост, многим нужно повернуть не налево, как было раньше, а направо, и сделать это можно с двух полос (еще по двум машины едут только прямо).
Повернувшие делятся на автобусы с грузовиками, выполняющие разворот чуть раньше, и на личный транспорт, разворачивающийся немного дальше.
— Мы бы отказались от ближнего «уса», чтобы не путать никого, но автобусы и грузовики по высоте не проходят под дальним «усом», — поясняет Руслан Душенкин.
К тому же учитывалось, что на этом развороте большая интенсивность, и если пускать всех по ближнему «усу», то этот поток не вмещается и мешает водителям на Красном Пути ехать прямо в Нефтяники, поэтому он вытягивается через дальний «ус», чтобы освободить подход Красный Путь — Фрунзе.
— Многие люди считают себя автобусами и ездят по ближнему развороту, но это прямое нарушение требований дорожных знаков, — говорит сотрудник ГИБДД.
Конфликт может также возникнуть после разворота легковушек: далее они должны уступить тем, кто разворачивался чуть раньше — автобусам и грузовикам. Однако вместе с автобусами здесь едут нарушители на легковых авто. Им-то и не хотят уступать водители, развернувшиеся по дальнему «усу».
Затем поток с односторонним движением направляется прямо, направо или налево. Те, кто проезжает прямо, тоже должны быть осторожны после Красного Пути: многие машины затем поворачивают направо, на Волочаевскую.
— Они начинают притормаживать, щемить друг друга, там же еще нерегулируемый пешеходный переход, возникает задержка. Люди пытаются со второго ряда повернуть на Волочаевскую, и возникает скопление — небольшая двухполосная пробка за Красным Путем, если мы едем в сторону метромоста, — комментирует Руслан Душенкин.
Однако, со слов сотрудника ГИБДД, чаще всего на перекрестке сталкиваются машины, едущие по Красному Пути со стороны Нефтяников, и автомобили, спускающиеся с метромоста по Фрунзе. Там потоки продвигаются на большой скорости. По словам Руслана Душенкина, некоторые водители торопятся и игнорируют сигналы светофора, почему и происходят аварии. Здесь лучше не проезжать на мигающий сигнал. К тому же на этом перекрестке максимально интенсивное движение.
Красный сигнал светофора загорается сразу на два перекрестка — до метромоста и после него. Но некоторые решают проскочить, проезжают первый перекресток, двигаются под метромостом, а на втором перекрестке за это время уже на зеленый сигнал идет поток с Левобережья, в этот момент и случаются столкновения. Там специалисты добавили несколько секунд красного сигнала, чтобы площадь успела разгрузиться от машин и потоки не могли пересечься, даже с учетом лихачей.
Мелкие аварии также происходят между теми, кто разворачивается под метромостом и вклинивается в поток, спускающийся с самого моста со стороны Левобережья. Здесь важна внимательность из-за определенной ограниченной видимости, но самое главное на данном участке — не торопиться, поскольку поток с моста периодически прерывается.
Перекресток сотни знаков на бульваре Архитекторов
Если вы еще только осваиваете ПДД (или, наоборот, их уже забыли), освежить память поможет перекресток бульвара Архитекторов и улицы Крупской. Со слов Руслана Душенкина, там установлено более сотни дорожных знаков. Но в любом случае на перекрестке нужно быть предельно внимательным: от количества информации у новичка могут разбежаться глаза. Сориентироваться успевают не все: в прошлом году машины столкнулись здесь четыре раза. Руслан Душенкин объясняет их «бесконечным стремлением некоторых людей проскочить на авось» при переключении сигналов светофора.
По его словам, на этом участке — новая дорога, построенная с учетом всех нормативов. Кстати, изучить ее придется тем, кто будет жить в новом микрорайоне «Кварталы Драверта» от «Брусники», ведь он находится в непосредственной близости.
— Если нам нужно проехать прямо либо налево через перекресток, мы с каждого подхода действуем согласно сигналам светофора, занимаем подходящую полосу (с каждого подхода висят знаки, с какой полосы куда нужно ехать, причем они все двухэтапные: первоначальный этап — подсказки, потом прямо перед стоп-линией — повторный этап подсказки, с какой полосы куда ехать), ждем зеленый сигнал светофора и едем, — поясняет сотрудник ГИБДД.
Если нужно повернуть направо, с каждого подхода обустроена правая дополнительная полоса, которая приводит в отдельный канал, где есть зебра. При выезде с этого канала нужно уступить дорогу тем, кто едет по основной дороге.
Как отмечает Руслан Душенкин, сложность этой развязки может быть в том, что к ней близко примыкают два Т-образных перекрестка — на улице Шаронова и на старой улице Крупской, они ухудшают обстановку при проезде по бульвару Архитекторов. Он заключает, что на бульваре Архитекторов — Крупской главное действовать по ПДД, ни в коем случае не нарушать сигналы светофоров и заранее продумывать свой маршрут.
Развязка за Парком Победы
[Обновлено 6 февраля 2023 года] Эта публикация была подготовлена в конце 2022 года. В феврале 2023 года стало известно, что на время капремонта Ленинградского моста (он запланирован с 15 февраля 2023-го по 31 мая 2024-го) потоку машин на Суворова отдадут приоритет перед транспортом со стороны АЗС и моста.
Этот участок дороги за Парком Победы в народе называют Тюкалинской развилкой. Здесь в прошлом году произошло три столкновения, еще один водитель наехал на препятствие.
Как говорит Руслан Душенкин, сделать на этом участке круговое движение не получится из-за разной интенсивности потоков — в таком случае кольцо может стать большой проблемой для жителей Левобережья, и в частности Старого Кировска.
Со стороны Ленинградского моста можно проехать на Енисейскую или в сторону аэропорта. На всех пересечениях здесь руководствуются правилом помехи справа. Подъезжая к кольцу, водитель видит слева уступающий поток со Старого Кировска.
При дальнейшем проезде на Енисейскую проблем возникнуть не должно, а вот при движении в сторону аэропорта после полукольца нужно быть внимательнее. В этом случае появляется помеха справа. Но для водителей здесь сделали выделенную левую полосу со сплошной линией разметки. С этой полосы при отсутствии машин можно перестроиться правее, чтобы ехать в сторону аэропорта. Если нужно развернуться и поехать обратно на Ленинградский мост, то следует продолжать движение по левой полосе.
Те, кто едет со стороны «Торгового города», могут направиться на Ленинградский мост, в аэропорт, на Суворова или к заправке. Первый конфликт возникает с теми, кто едет с Ленинградского моста в сторону аэропорта. Последние должны уступить. Дальше при необходимости попасть на Ленинградский мост нужно вовремя выбрать одну из двух полос с возможностью поворота налево. При проезде к аэропорту нужно ехать прямо по одной из двух полос.
Далее можно поехать прямо в сторону улицы 60 лет Победы либо свернуть левее к Суворова. В последнем случае у водителя будет помеха справа: нужно пропустить тех, кто едет со стороны аэропорта.
Машины, выезжающие от АЗС со второстепенной дороги, должны уступить, а далее у спуска на Суворова вновь будет помеха справа. Здесь стоит выехать на крайнюю левую полосу и при необходимости проехать в сторону Ленинградского моста, перестроиться правее. Попав на Суворова в поток машин со Старого Кировска и проехав в сторону Тюкалинской развилки, водитель далее должен уступить тем, кто разворачивался перед АЗС — оттуда, слева, идет интенсивное движение машин, ехавших со стороны «Торгового города».
— Если нужно проехать на Ленинградский мост и повернуть сразу направо, лучше занять крайнее правое положение, потому что в эту полосу редко кто проносится с [потока, движущегося с центральной части] Левобережья, — пояснил Руслан Душенкин.
Если нужно со Старого Кировска попасть в «Торговый город», следует занять среднюю или левую полосу. После перекрестка лучше встать влево, потому что те, кто спускается с Левобережья на Ленинградский мост, ею не пользуются. Дальше снова уступаем дорогу тем, кто с Ленинградского моста поднимается на Тюкалинскую развилку.
ДТП на этом участке чаще случаются у остановки «Парк Победы» — в месте, где все потоки направляются к Ленинградскому мосту. Здесь, после затяжного радиуса, сталкиваются и попутные, и встречные авто. Руслан Душенкин связывает это со скоростью машин.
— Вылетая из радиуса, человек начинает «ловить» полосу и не всегда удачно, — добавляет он.
«Штаны» на Челюскинцев
У пересечения улиц 24-я Северная — Челюскинцев есть свое историческое название — «штаны». Поток с улицы Челюскинцев въезжает на эти самые «штаны» по правой стороне (слева от машин оказывается АЗС) и по дороге с односторонним движением направляется на 21-ю Амурскую (если снова взять правее) или на 24-ю Северную (если поехать левее).
— Там сложность в месте слияния 21-й Амурской, ее переход в 24-ю Северную и Челюскинцев, которая тоже выходит в 24-ю Северную. Аварийность чаще всего возникает в месте пересечения потоков. Потому что три полосы против четырех — это серьезный конфликт, а он еще и нерегулируемый, — комментирует Руслан Душенкин.
Он отмечает, что нужно действовать по знакам приоритета. Если ехать со стороны 21-й Амурской, впереди — четыре полосы, и над каждой — знак, направляющий по полосам. Также есть знаки «Уступите дорогу», поэтому все пропускают поток с Челюскинцев, а далее едут с первой или второй полосы прямо — на 24-ю Северную, либо с третьей и четвертой — налево, на так называемые штаны.
— Есть там некоторое неудобство, небольшой конструктивный просчет: островок, который сделан в этом месте, треугольник между 21-й Амурской, «штанами» и 24-й Северной, сильно выдвинут в сторону потока с Челюскинцев, и если неаккуратно разобраться в полосности, то можно колесом наскочить на угол бордюра. Там одно время было много ДТП, потом люди прикатались. Но пришлось даже угол бордюра стесать, чтобы не повреждались шины, — рассказывает Руслан Душенкин. — Они едут по главной, им ничего не мешает, но, чтобы заехать на 24-ю Северную, необходимо смещение вправо, и в этот момент бордюр от островка оказывается слева. Кто-то может испугаться потока с соседней полосы. Кто рядом едет, начинает поджимать, тем деваться некуда и врезаются в бордюр левым колесом.
Машины с 24-й Северной, уступая дорогу, могут поехать направо, в сторону Челюскинцев, и окажутся на дороге с односторонним движением (слева будет АЗС).
Те, кто направляется с 24-й Северной на 21-ю Амурскую, въехав на «штаны», смещаются в левую полосу, заезжают в первый разворот, пропускают всех по помехе справа и вливаются в поток, выезжая на 21-ю Амурскую.
Чуть дальше есть второй поворот — на Багратиона. Чтобы туда попасть, главное разобраться, где поворачивать: если заехать в первый поворот, то на Багратиона уже никак не окажешься, а если во второй — то сначала придется всем уступить по помехе справа, а потом проехать прямо.
С Челюскинцев правым поворотом попадают на Багратиона. Если же продвинуться по Челюскинцев прямо, то можно поехать на 21-ю Амурскую — в этом случае важно не ввести других водителей в заблуждение, слишком рано включив правый поворотник. Но, как подчеркивает Руслан Душенкин, другие водители должны верить всем маневрам только при начале их осуществления, а не рассчитывать на то, что водитель повернет направо лишь потому, что он включил поворотник.
В заключение добавим, что разобранные нами перекрестки, безусловно, славятся сложными схемами проезда, но при их создании учитывалась простая мысль: на дороге все равны и важны, а значит, и самим водителям стоит с уважением относиться к другим участникам движения.