NGS55.RU продолжает спецпроект, в котором рассказывает о памятниках архитектуры Омска. Да, мы решили расширить рамки проекта и рассказывать не только о заброшенных зданиях, как это было в прошлых выпусках — тогда речь шла о доме Арсения Хлебникова на Почтовой, 27 и доходном доме в Газетном переулке, 3. Сегодня же мы поговорим о здании на Косарева, 117, которое в середине февраля снова попало в информационное поле города — областное Минимущества решило вернуть его в собственность региона. Расскажем подробнее о памятнике архитектуры, в котором долгое время размещалась станция скорой помощи.
Те, кто часто бывают в районе ТЦ «Омский» и ТК «Флагман» или любят гулять по Фрунзенскому мосту, наверняка не раз видели это здание. Правда, мало кто знает о богатой и запутанной истории памятника архитектуры. Начнем с того, что в документах областного Минкульта в сведениях о времени постройки дома указан конец XIX века (эта же дата указана и в решении исполкома областного Совета народных депутатов от 23 мая 1989 года — собственно, тогда здание и было признано памятником архитектуры). Но основная версия гласит, что дом был построен между 1914 и 1916 годами. Он находился на улице Банной, в Бутырском форштадте, и принадлежал купцу Алексею Антоновичу Денисову. Денисов торговал в розницу мануфактурой, швейными и вязальными машинами, скатертями и клеёнками, его лавки находились на Центральном базаре и в здании городского театра.
Главная архитектурная достопримечательность здания — ризалит (часть, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту), разделяющий фасад на две неравные части. В выступающей части здания находится лестничная клетка, а также парадный вход с крыльцом, над которым разместился балкон. В интерьере сохранилась мозаичная парадная лестница с ограждением в стиле модерн.
В доходном доме было шесть квартир — по две на каждом этаже, в подвале находились лавки и мастерские. В каждой квартире имелись выходы на парадную и черную лестницы (лестницы между собой не сообщались). По парадной лестнице можно было попасть в холл, куда выходили двери комнат. Квартиры, расположенные на востоке от лестничной клетки, были лучше освещены и занимали большую площадь за счет дополнительной комнаты — гостиной. Отапливался же дом от собственной котельной, которая находилась в подвале.
После муниципализации в 1923 году в здании размещался детский дом, а в 1928 году здесь открыли клинику кожно-венерологического диспансера на 75 коек. Здесь же создали первый в Сибири муляжный научно-показательный музей по кожным и венерическим болезням, организатором которого был доктор Михаил Страшкевич. В музее было больше тысячи муляжей по гонорее, сифилису и другим кожным болезням. Лишь в 1972 году здание стали использовать как городскую станцию скорой помощи.
Помещение было выделено для Центральной подстанции, здесь же находились администрация и пульт 03. В 1974 году возле здания началось строительство теплой стоянки на 4 машины. В 1981 году здесь заработала травматологическая бригада, а в 1983 году — педиатрическая. Но уже в 1992 году Центральную подстанцию перевели в помещение на Больничном переулке, 15 — там провели реконструкцию и капитальный ремонт. В здании на Косарева же остался «центр управления полётами» скорой помощи — пульт 03.
В 2007 году главврач станции скорой помощи Сергей Трифонов в интервью «Коммерческим Вестям» рассказал о работе управленческого корпуса на Косарева. По его словам, в здании размещались административный корпус и оперативный отдел.
— Помимо десяти подстанций нашему учреждению необходимо содержать своих радистов, телефонистов, сварщиков, сантехников и других специалистов. Ведь подстанции работают в круглосуточном режиме, и невозможно отложить какие-то ремонтные работы, несмотря на вечер, на ночь, на выходные. Не дай бог, что-то случится, например, с телефонной связью. <...> К примеру, на пульте 03 три подводящих электрических кабеля на всякий случай. На случай полного отключения электроэнергии у нас есть своя маленькая бензиновая электростанция. Пусть мы и не так хорошо оснащены, как хотелось бы, но всё необходимое для непрерывного оказания скорой медицинской помощи у нас есть, — говорил Сергей Трифонов.
Стоит отметить, что бывший доходный дом без должного ухода постепенно приходил в упадок — уже тогда памятник архитектуры называли «обветшалой двухэтажкой по улице Косарева».
Неизвестно, когда станция скорой помощи окончательно покинула памятник архитектуры на Косарева, но в октябре 2015 года здание арендовала медицинская фирма «ДЕНТА плюс», а в январе 2019 года и вовсе выкупила его, воспользовавшись преимущественным правом. В апреле этого же года в здании начались ремонтно-реставрационные работы, которыми занималась компания «Стройсервис». На фронтоне дома переложили кирпич, а также начали ремонтировать входную группу.
— Они занимались конструктивными работами — усилением фундамента, усилением стен, заменой перекрытий. После смены перекрытий возникла необходимость в замене крыши, капремонте кладки, стен. Заливка бетонного пола, фундамента в цокольном этаже, устройство приямка — все конструктивные необходимые работы были выполнены, которые были первоочередными. Может быть, что-то можно было и не делать, но они решили делать всё основательно, как положено, просто технически не смогли выполнить в назначенные сроки. Начались дрязги, тяжбы, и они вынуждены были прерваться, — рассказал заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов.
Под «дрязгами и тяжбами» подразумеваются недавние события — в феврале этого года областное Минимущества решило через суд вернуть здание и землю под ним в собственность региона. Оказалось, что договор купли-продажи можно было заключить только по результатам конкурса.
— Исковое заявление подано в связи с изменившейся судебной практикой, <…> согласно которой не применяется порядок приватизации объектов культурного наследия путем реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемого имущества, — объясняли NGS55.RU в Минимущества.
Арбитражный суд Омской области признал договор недействительным и обязал министерство вернуть медицинской фирме «ДЕНТА плюс» деньги, а медицинскую фирму — вернуть Минимуществу здание и участок. Но в решении суда не уточнялось, должны ли чиновники компенсировать затраты на реставрацию здания. NGS55.RU обратился к производителю работ по реконструкции доходного дома Андрею Касьянчуку, но тот отказался комментировать происходящее, заявив, что с ситуацией лучше всего знаком заказчик работ. Оперативный комментарий от представителей «Медицинского центра на Косарева» (заказчика) и медицинской фирмы «ДЕНТА плюс» получить не удалось.
Решение суда по передаче здания области еще не вступило в силу и может быть оспорено. Но в областном Минимущества уже заявили, что бывшее здание станции скорой помощи не планируется выставлять на приватизацию. Таким образом, дальнейшая судьба доходного дома и его реконструкции пока остается неизвестной. А омичам вновь придется смириться с очередным памятником архитектуры, спрятанным за забором из профнастила.