NGS55.RU начинает спецпроект, в котором будет рассказывать о заброшенных памятниках архитектуры Омска. Многие из них находятся в ужасном состоянии, но их еще можно спасти, а какие-то уже не подлежат восстановлению. Первый в нашем списке — дом Арсения Хлебникова на Почтовой, 27, который в этом году снова засветился на информационном поле города. Собственника заброшенного здания оштрафовали за то, что он самовольно отремонтировал кровлю.
Сейчас дом пустует, входы в него и окна заколочены — попасть внутрь можно только при очень большом желании. История же его начинается в 1903–1912-х годах. Дом был построен по проекту Арсения Хлебникова — общественного деятеля, адвоката и музыканта, которого выселили в Сибирь в 1887 году. Хлебникова подозревали в том, что он причастен к покушению на императора Александра III. В здании не раз проходили литературно-музыкальные вечера, которые посещали выдающиеся люди города: музыкант Виссарион Шебалин, ученый Пётр Драверт, поэт Леонид Мартынов (он упомянул дом в одноименной новелле книги «Воздушные фрегаты») и художник Николай Мамонтов.
В доме общей площадью 250 квадратных метров были два кабинета, столовая, гостиная, две детских и одна спальня родителей, кухня и веранда, которая выходила в сад. К северному фасаду здания со стороны кухни были пристроены сени. Цифровую обрисовку дома в декабре 2018 года провели в РПГ «Инженеръ».
В исторической справке о доме указано, что в нем высокие оконные проемы с лучковым (дугообразным, напоминающим натянутый лук) завершением, которое было характерно для сибирских домов начала XX века. Кроме того, дом был оформлен резными гирляндами растительного орнамента с элементами модерна.
В 1991 году дом Хлебникова поставили на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. Некоторое время там размещались мастерские художников, после чего дом пустовал. В 2009 году здание и прилегающий к нему земельный участок выкупило НПО «Мостовик» за 5 миллионов рублей. В течение двух лет «Мостовик» должен был обследовать несущие конструкции здания, разработать проектно-сметную документацию и приспособить дом для современного использования. К сожалению, дождаться всего этого дому Хлебникова не удалось — в 2014 году «Мостовик» начал банкротиться, а здание стало собственностью сына гендиректора компании Олега Шишова — Алексея. Дом и земельный участок он получил всего за полмиллиона рублей, но сделку оспорили в суде.
Тем временем дом Хлебникова всё больше приходил в негодность, а в 2017 и 2018 годах неоднократно горел, поскольку здание облюбовали бомжи. Кроме того, в дом заглядывали и мародеры: несмотря на то что внутри давно уже не было ничего ценного, в здании в 2019 году разобрали участок пола. Представители омского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и архитектуры (ВООПИК) написали заявление в полицию.
— Мы оперативно заколотили дом, но правоохранители ничего предпринимать не намерены, открыто советуют самостоятельно ловить мародеров и сдавать в полицию, — сообщили тогда в группе ВООПИК в соцсети «ВКонтакте».
В итоге после этого случая сотрудникам ВООПИК приходилось неоднократно заколачивать входы в здание, а затем и вовсе закрыть его на замок.
Полтора года назад дом Хлебникова выкупил бывший омич Филипп Филиппов за 1 миллион 800 тысяч рублей. Осенью 2020 года кровлю здания застелили профнастилом, чтобы оно смогло протянуть зиму — из-за двух пожаров в крыше образовались дыры в несколько квадратных метров. Правда, позже выяснилось, что собственник вел работы нелегально, без проекта и согласования с органом охраны памятников. В отношении мужчины возбудили административное дело.
— С одной стороны, можно порадоваться, что разрушение здания остановлено, ограничен доступ третьих лиц. Это, несомненно, благое дело, которое стоит поддержать. Но нельзя полностью игнорировать законодательство об охране памятников, каким бы совершенным или несовершенным оно ни являлось. В своей сути установленный профнастил является по большому счету консервацией кровли и всего строения, — рассказал NGS55.RU историк-краевед Святослав Коновалов.
В итоге по решению Куйбышевского суда Филиппа Филиппова оштрафовали на 7,5 тысячи рублей. Как рассказал NGS55.RU Святослав Коновалов, новый собственник был готов к тому, чтобы отремонтировать дом, но не ожидал, что проект реконструкции и его согласование обойдутся дорого. Теперь остается только ждать, будет ли ремонт в итоге согласован с органами охраны памятников, или же дом так и продолжит хранить заколоченную память о былых временах.