19 июня суббота
СЕЙЧАС +15°С

«Он ещё и летает»: катаемся на омском болотоходе, созданном на базе военного тягача

Корреспонденты NGS55.RU побывали на заводе, где строят могучие машины с трагичной судьбой

Поделиться

Ямал, Дальний Восток, Камчатка — омские СТГМ работают по всему северу России. Иногда их покупают и частники — для охоты

Ямал, Дальний Восток, Камчатка — омские СТГМ работают по всему северу России. Иногда их покупают и частники — для охоты

Поделиться

На омском заводе делают летающий болотоход

Есть машины, рождённые для того, чтобы приносить эмоции — и часто они не подходят даже для самой нежной эксплуатации. А есть другая техника — сугубо утилитарная, созданная исключительно для того, чтобы работать. Что забавно, тех же эмоций она иногда приносит ничуть не меньше. Мы побывали в цехах омской частной компании «Проблеск», которая с нуля изготавливает снегоболотоходы, взяв за основу выпускаемые ещё в советские времена гусеничные тягачи. А ещё покатались на могучей машине, которая отработает свой век на севере — и, скорее всего, навсегда останется там.

Поделиться

***

— Рычаг — на себя.

Лена тянет, но ничего не происходит.

— Сильнее-сильнее.

— О!

Почти семиметровая машина под управлением нашего фотографа Елены Латыповой начинает разворачиваться на месте.

— И всё?

— Да. Теперь сцепление, первую, газ не трогайте — просто педаль отпускайте.

Одиннадцать тонн железа снимаются с места на холостых оборотах.

— Оно же едет!

— А куда оно денется?

«Оно» обязано ехать по любой поверхности, в любых условиях и даже с девочкой за рычагами. Да, после среднестатистического автомобиля усилия на рычагах и педалях велики, но кому придёт в голову сравнивать этого монстра с легковушкой?

— Органы управления стандартные: сцепление, газ, коробка — обычная механика, шесть передач. Да, вместо руля рычаги, но всё легко и просто. Понравилось? Это вы ещё на пятой-шестой не ездили, негде тут. Вот там эмоции, — улыбается слесарь-сборщик Руслан Сизов.

— А ограничения помимо толщины льда у него есть? — спрашиваю.

Руслан призадумался.

— Да даже не знаю. Куда нужно, туда и идёт.

— Извините, а как это теперь остановить? — подаёт голос Лена, которая всё ещё куда-то едет.

***

Название снегоболотохода мы запомнили, наверное, только с пятой попытки — оно, как и весь тягач, утилитарно: СТГМ-6.2.0. «Проблеск» построил и продал уже больше сотни таких машин в разных вариациях. За основу взяли советский гусеничный тягач МТ-ЛБ, принятый на вооружение ещё в 1964 году. Удачные машины гоняют по северам до сих пор, но омские инженеры основательно их доработали: во-первых, сделали упор на удобство в гражданской эксплуатации. Взять хотя бы эргономику — здесь, в отличие от МТ-ЛБ, уже можно сидеть по-человечески. Во-вторых, омский вездеход крепче и надёжнее прародителя.

На предприятии работают около 60 человек. Они могут изготавливать до 15 машин в месяц

На предприятии работают около 60 человек. Они могут изготавливать до 15 машин в месяц

Поделиться

— Такая техника эксплуатируется жёстко, на убой. Бригаде нефтяников нужно доехать «вон туда». И бригада едет — по вектору, не обращая внимания на реки, болота, пни, всё что угодно. Во-первых, под снегом ничего не видно. Во-вторых, даже если видно, никто ничего не объезжает. Поэтому мы изначально закладываем запас прочности при изготовлении снегоболотоходов, — рассказывают на предприятии.

На строительство с нуля по техзаданию покупателя уходит до полутора месяцев. Широкая-узкая гусеница, количество катков, двигатель, оборудование — список опций длинный

На строительство с нуля по техзаданию покупателя уходит до полутора месяцев. Широкая-узкая гусеница, количество катков, двигатель, оборудование — список опций длинный

Поделиться

Специфика простая: посреди болота не будешь заниматься обслуживанием, а вывозить машину на ремонт из Заполярья, скажем, просто нерентабельно. Поэтому её, грубо говоря, отжимают до последнего, пока окончательно не встанет, и бросают.

Двигатель можно поставить любой — китайский, японский, американский. Но чаще всего овчинка не стоит выделки — проверенные ЯМЗ с турбиной и без честно отрабатывают свой ресурс

Двигатель можно поставить любой — китайский, японский, американский. Но чаще всего овчинка не стоит выделки — проверенные ЯМЗ с турбиной и без честно отрабатывают свой ресурс

Поделиться

***

Забраться в этот вездеход неподготовленному человеку уже непросто — притом, что дверные проёмы и кабина больше, чем у советского тягача. Пуск двигателя — и машина сотрясается от рокота. Под капотом — ярославский дизель. Казалось бы, 15 литров (!) рабочего объёма — и мощность всего-то 240 «лошадей»… Нет, друзья, это совсем не те лошади, которые таскают легковушки. Титанический крутящий момент легко толкает снегоболотоход — так, что на старте машина играючи подбрасывает нос.

Каждый агрегат прокатывают перед сборкой на стендах по отдельности, а потом уже готовую машину — на полигоне

Каждый агрегат прокатывают перед сборкой на стендах по отдельности, а потом уже готовую машину — на полигоне

Поделиться

Вездеход снимается с места — и ему сразу прощаешь расход в сто литров солярки на сто километров. Да, громко, да, трясёт — но, во-первых, всё равно меньше, чем в танке. Во-вторых, машине просто плевать, что у неё под траками. Бетон? Трясет и едет. Метр снега? Едет и трясёт.

Комбинация приборов предельно проста и понятна

Комбинация приборов предельно проста и понятна

Поделиться

Сделав ознакомительный круг по полигону, Руслан прибавляет газу. После первого трамплина, когда гусеницы и все 11 тонн отрываются от земли, о вездеходе возникает только одна мысль: «Этот дурень ещё и летает». Говорят, один покупатель машины отказался пристёгиваться во время тестового заезда и вальяжно закинул ногу на ногу. В общем, на первой же кочке улетел куда-то к отопителю под панель приборов. Зато не замёрз.

Многие удивляются, увидев здесь обыкновенную «шестиступку»

Многие удивляются, увидев здесь обыкновенную «шестиступку»

Поделиться

Оказавшись за рычагами, ловишь себя на чувстве вседозволенности, которое приходит очень быстро — какая разница, где ехать, если едется одинаково. А если же отбросить эмоции человека, первый раз столкнувшегося с такой техникой, то можно сказать одно: вездеход уверенно трогается на любом доступном нам покрытии, предсказуемо рулится и останавливается даже под управлением новичка.

В кабину помещаются семь человек. Опционально здесь могут быть два раскладывающихся спальных места

В кабину помещаются семь человек. Опционально здесь могут быть два раскладывающихся спальных места

Поделиться

***

Ресурс этих монстров до капиталки — смешные шесть тысяч километров. Казалось бы, у советских же «Жигулей» только обкатка длилась десять. Но километры как таковые для гусеничных вездеходов мало что значат — они не ездят длинными ровными дорогами, в отличие от обычных машин. А в холода за -30 двигатель молотит сутками, даже если вездеход большую часть времени стоит на месте.

Ширина машины — три с лишним метра, длина — под семь

Ширина машины — три с лишним метра, длина — под семь

Поделиться

Кроме того, свой век машина должна отработать без поломок и с минимальным обслуживанием. А износ одной сравнительно небольшой детали в этих условиях оборачивается крахом для всего вездехода. Вот изнашивается посадочное место для балансира в подвеске. Дальше из-за него разбивается втулка, каток встаёт под углом, начинается износ гусеницы, потом — корпуса. Поэтому инженеры компании усилили конструкцию узлов, на которые приходится повышенная нагрузка.

Отсек двигателя находится за кабиной. Туда можно даже спуститься

Отсек двигателя находится за кабиной. Туда можно даже спуститься

Поделиться

— Мы работаем с геофизиками по системе трейд-ин — забираем у них старые тягачи, а они покупают у нас новые со скидкой. Разрезаем старые — всё вкривь и вкось, никакой соосности. Хотя, казалось бы, в советское время строили, и не для кого-то, а для Минобороны. Как бы это высокопарно ни звучало, такие вещи, которые делаем мы, не делает никто. Да, есть много организаций, которые называют себя громким словом «завод» — но мы просто знаем, что они делают и какие отзывы получают. Например, «лодку» (нижнюю часть корпуса — Прим. ред.) с нуля никто, кроме нас, не делает — это очень трудозатратно и сложно. Поэтому обычно верх срезают со старой машины, «лодку» оставляют, а надстройку уже делают сами, — рассказывает директор предприятия Артур Родионов.

Наш вариант — грузопассажирский. На эти вездеходы монтируют буровое оборудование, лебёдки и отвалы, краны, гидроподъемники и многое другое

Наш вариант — грузопассажирский. На эти вездеходы монтируют буровое оборудование, лебёдки и отвалы, краны, гидроподъемники и многое другое

Поделиться

В цехах каждый мастер работает строго на своём этапе. Одни сварщики делают только «лодки», другие — верх кузова. Здесь много сварки, дыма и железа. Начальник производства Алексей Нечипоренко, который работает с этой техникой уже 17 лет, рассказывает о заготовке, стоящей на стапелях.

— Сварщики работают бригадами по три человека, для изготовления некоторых узлов применяем станки плазменной и лазерной резки с ЧПУ. Вот эта «лодка» полежит здесь ещё три дня, её «поженят» с верхом — и через десять дней корпус будет готов. Соберём, протестируем, снегоболотоходу будет присвоен VIN, и с паспортом самоходной машины он уедет на север, — рассказывает Алексей Нечипоренко.

Днище омской машины делают минимум из 6-миллиметровой стали. В советских тягачах использовался металл вдвое тоньше

Днище омской машины делают минимум из 6-миллиметровой стали. В советских тягачах использовался металл вдвое тоньше

Поделиться

***

СЮЖЕТ

А ведь машина и вправду похожа на рыжего кита! Выныривает откуда-то из камыша выше человеческого роста, отплёвываясь паром из выхлопной трубы, расположенной сверху. Скоро наш снегоболотоход отправится туда, откуда машины чаще всего не возвращаются — и нам его жалко. Но жить по-настоящему этот СТГМ сможет только там, где все остальные пропадут. И у него обязательно случатся моменты счастья, которые больше ни одна машина не поймёт. Он будет рубить гусеницами лёд и раздвигать его, как ледокол. Пробиваться через замерзшие реки, не замечать бурелома и добираться «вон туда». Для этого он и создан.

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Омске? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...