2021 год близится к концу, и это время становится ключевым для общественного транспорта в городе. Уже совсем скоро муниципальные предприятия и перевозчики, работающие на регулируемых маршрутах, будут защищать новые тарифы в областном РЭК, в середине декабря в город должны приехать новые автобусы... О том, каким получился этот год для транспорта и чего нужно будет ждать в следующем, нам рассказал исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец.
Про новый транспорт
За несколько дней до нашего интервью Вадим Кормилец провел пресс-конференцию с журналистами, во время которой рассказал о том, каков процент износа транспорта на муниципальных пассажирских предприятиях. Оказалось, что процент износа автобусов сейчас составляет 48%, троллейбусов — 54%, а трамваев — 74%. В конце этого года в Омск в рамках нацпроекта «Чистый воздух» привезут 48 метановых ЛиАЗов большого класса, которые выйдут на линию в середине января после всех необходимых процедур и презентации. В связи с этим мы решили выяснить, как появление новых автобусов (и любого транспорта в принципе) влияет на уже существующий автопарк.
— На пресс-конференции вы поднимали тему про износ транспорта. А как проходит процесс поступления новых машин — списывается ли при этом такое же количество старых, или они просто добавляются к существующему парку?
— В рамках нацпроекта «Чистый воздух» прописано, что федерация предоставляет средства на приобретение метановых автобусов при условии замещения машин, работающих на дизеле и бензине. Поэтому те автобусы, которые прибудут, выместят с уличной дорожной сети 48 автобусов, работающих на дизеле. Они будут утилизированы и выведены из обращения — никто не собирается никого обманывать или хитрить. Действительно, впоследствии эти автобусы будут списаны.
Если речь идет об автобусах, которые поставляются в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», когда федерация занимается 60-процентным софинансированием, а машины впоследствии передаются в лизинг предприятиям... Таких требований там нет, чтобы автобусы [существующие] были списаны. Но идет естественный процесс вымывания устаревающего подвижного состава. Не могу сказать, что на 100 процентов все автобусы в таком же количестве будут списаны, но заменяться в первую очередь будут те, которые достигли предельной степени износа.
В планах дальнейшее обновление — тут большим подспорьем становятся нацпроекты. По «Безопасным и качественным автодорогам» мы на следующий год рассчитываем, что продолжатся поставки, так же и по «Чистому воздуху». Что касается количества транспорта — по БКАД по автобусам и троллейбусам цифра открыта, а по «Чистому воздуху» в планах на 2022 год доставка 72 метановых автобусов большого класса. Если финансирование будет со стороны федерации, со стороны Москвы, то мы бесплатно для бюджета получим приличное количество автобусов. Всего у нас запланировано порядка 240 автобусов в течение нескольких лет. Трамваи же под нацпроекты не попадают, если по ним делать какое-то обновление, то оно пойдет в лизинг или рассрочку за счет собственных средств «Электрического транспорта».
Про маршрутную сеть
Во время пресс-конференции Вадим Кормилец описал и процесс работы над созданием новой маршрутной сети. По его словам, сейчас работа находится на стадии обработки информации о количестве пассажиров и корреспонденции поездок. Принцип работы новой маршрутной сети мы уже озвучивали ранее: ее основой будут магистральные маршруты, на которых будут работать автобусы большого класса и троллейбусы. Интервалы между движением в часы пик будут составлять около 5 минут, а сами маршруты будут работать с 06:00 до 23:00. Подвозящие функции будут выполнять машины малого и среднего класса. Кроме того, в новой сети объединятся городские и пригородные маршруты — для этого планируется создать специальные транспортно-пересадочные узлы.
— Магистральные маршруты — основа новой маршрутной сети. Уже известно, появятся ли какие-то новые магистральные маршруты?
— Я думаю, что новые появятся, но пока преждевременно говорить, какие, потому что идет стадия разработки. Обработаны корреспонденции поездок по регулируемым тарифам. Работа очень большая проводится «Пассажирсервисом», они большие молодцы, без всякого стеснения. Они подготовили большой программный продукт, который позволяет обработать геолокацию и АСОП (автоматизированная система оплаты проезда. — Прим. ред.). С использованием этой программы в автоматическом режиме происходит обработка корреспонденции поездок. Не нужно выставлять счетчик, который вычисляет, сколько человек вышло на этой остановке, а сколько вошло. Мы видим, что человек доехал из точки А в точку B, а потом отправился либо в точку C, либо снова вернулся в точку А. Сейчас идет вторая половина работы — обработка корреспонденции поездок по нерегулируемым тарифам. После нее у нас сложится маршрутная сеть.
— А насколько успешным показало себя использование магистральных маршрутов?
— Это совершенно другая система, другое использование маршрутной сети. В теории вы вышли из дома, подождали около 10 минут подвозящий маршрут, который вас вывез до ближайшей крупной магистрали. Если рядом с ней живете — не успели пять минут подождать на остановке, уже приехал автобус. Причем это в прямом смысле магистрали: проспект Маркса, Герцена, Красный Путь, проспект Мира, Лукашевича, Заозерная. Реально становые, хребтовые магистрали общегородского значения, которые несут на себе основную транспортную нагрузку. По ним автобусы магистральных маршрутов будут двигаться с интервалами в минут пять или меньше. Человек вышел — сразу сел на магистральный автобус и либо доехал, куда ему нужно, либо пересел на другой маршрут. Такая практика не нова и в мире, и в России, не вижу препятствий, чтобы она не работала и в Омске. В идеале для Омска не должно быть ситуации, когда в центре города используется малый класс. Только средний и большой. Подвижной состав малого класса должен использоваться для низкой мощности пассажиропотока — скорее всего, на окраинах. В этой маршрутной сети от мощности пассажиропотока и рассматриваем — где, на каких участках, какой подвижной состав может его обеспечивать. Как вариант, в часы пик используются машины большего класса, в межпиковое время — меньшего класса.
— Вы говорили о планах запустить троллейбусы до «МЕГИ», Дергачёва, Солнечного...
— Это планы не на сегодняшний день, не в рамках создания маршрутной сети, а среднесрочная перспектива. Мы полагаем, что пассажиропоток показывает необходимость открытия дополнительных маршрутов, но это связь либо через метромост, либо через мост 60-летия ВЛКСМ или Ленинградский. [Направления на] Московку не обязательно через метромост ведь запускать? Главное — понимать, что это только планы. Это не означает, что в 2022 году уже появятся эти маршруты.
Во время пресс-конференции речь заходила и еще об одних планах организации движения электрического транспорта на Левобережье. Обдумывается перспектива запуска троллейбусов по дороге-дублеру 70 лет Октября, но это направление должно развиваться — при условии частичного сноса частного сектора в поселке Каржас, расширения дороги и ее продления к Енисейской улице, можно будет говорить о создании прямого транзитного маршрута к Ленинградскому мосту и обратно.
— Тогда вернемся к маршрутной сети. К июлю 2022 года все перевозчики должны будут перейти на регулируемые тарифы. Какие требования предъявят частным перевозчикам при участии в конкурсах?
— Тип подвижного состава по вместимости, год выпуска, способность к перевозке маломобильных групп населения. Бонусные баллы могут начисляться за использование машин, работающих на КПГ.
— Возможно ли такое, что кто-то из существующих перевозчиков отвалится из-за того, что не будет соответствовать этим требованиям?
— Конечно, да. С такими перевозчиками мы ничего не будем делать. Существует нормальная здоровая конкуренция: один перевозчик не смог по каким-то причинам заявиться, а другой перевозчик смог — произошло замещение. Принципиально важным будет не оставить без перевозки такой маршрут. Пусть хоть пять перевозчиков за него бьются — если один по требованиям конкурсным лучше всех подходит, отторгуется, он и получит маршрут. А тот, кто не сможет этого сделать, должен подумать над тем, какой подвижной состав, какие требования предъявляются. Мы не скрываем эту информацию, она открыта для общего доступа и ознакомления. Мы публикуем ее с большим запасом до конкурса, сразу говорим: на этом маршруте мы предъявляем такие-то требования к подвижному составу по году выпуска, по классу, по доступной среде, готовьтесь заранее. И некоторые перевозчики действительно уже начали готовиться к этому конкурсу.
Про оплату проезда
— Вы говорили о том, что при введении регулируемых тарифов на всех маршрутах стоимость проезда станет единой на любом виде транспорта, не будет разброса.
— Есть 220-й ФЗ. Он говорит о том, что есть два вида перевозок — по регулируемым и по нерегулируемым тарифам. По регулируемым перевозки проходят по тарифам, которые утверждает омский горсовет. Это 30 рублей за наличные, 25 — по безналу, 15 для школьников, для студентов и пенсионеров — 18. Эти тарифы утверждены. По нерегулируемым 220-й ФЗ говорит, что перевозчик наделен правами самостоятельно определять стоимость как наличного, так и безналичного проезда. В настоящее время у нас все практически перевозчики по нерегулируемым тарифам (таких сейчас 65) добровольно оказывают льготную перевозку в той или иной степени — и школьникам, и пенсионерам, и студентам. Стоимость может быть разной, но льготу предоставляют всем. Когда будет новая маршрутная сеть, предполагается, что нерегулируемых тарифов не будет. Всё будет работать через конкурс, и все перевозчики Омска в этом случае будут обязаны предоставлять льготы всем категориям по утвержденному тарифу и перевозить пассажиров и по безналу, и за наличку по утвержденному тарифу.
Мы не стремимся к повышению цен за проезд, более того, и департамент, и администрация города проводят работу для того, чтобы сдержать стоимость проезда. В последний раз цену за проезд повышали в 2019 году. Мы сейчас подбираемся к трехлетнему циклу, в течение которого цена не повышалась. Я не хочу никого пугать, но есть возможность, что вскоре такое поднятие цены будет. Рано или поздно это произойдет. Прогнозировать не хочется. Возможно, что и 2022 год мы пройдем без повышения. Всё зависит от уровня экономики — это степень наполненности бюджета и то, насколько он способен доплачивать межтарифную разницу.
— А какие тарифы будут защищать в РЭК муниципальные предприятия?
— РЭК для расчетов во внимание берет только подтвержденные расходы предприятия за текущий год. Поэтому если предприятие или перевозчик только планирует обновление подвижного состава, то плановые расходы РЭК не учитывает. У нас на предприятия по лизингу пошла нагрузка, и она заложена в эти расходы. Какую долю она приподнимет, пока непонятно, это выяснится на защите. Посмотрим, какой тариф предприятия отстоят в РЭК, и будем понимать, с чем работать.
Четкой позиции по тому, повысится ли цена за проезд в транспорте в 2022 году, нет и у частных перевозчиков — мы поговорили с некоторыми из них. Краткий вывод: частники, работающие на регулируемых маршрутах, повысят тарифы, но цену на проезд оставят прежней, а перевозчики на нерегулируемых маршрутах будут ориентироваться на муниципалов и своих «регулируемых» коллег.
— Интересна Единая карта омича. Чем она будет отличаться от уже существующей «Омки», в чем ее плюсы и минусы? Чем она будет полезна для омичей?
— Мы думаем, что она будет интересна омичам по нескольким причинам. Эта карта не отменяет «Омку», она будет использоваться параллельно. По Единой карте «Пассажирсервис» продвинулся до той стадии, когда банк-эмитент «ВТБ» уже планирует выпуск первой экспериментальной партии карт. Почему они будут интересны людям? Они работают на платежной системе «МИР», могут использоваться для любых банковских операций — они как банковские карты. Кроме того, они будут обладать и возможностями транспортной карты. Карта будет двухчиповая, поэтому с ее помощью можно будет выполнять все перевозки и оплачивать все поездки. Карты будут персонифицированы, как удостоверение личности, вплоть до того, что на них будет фотография. Таким образом, льготникам можно будет не возить с собой подтверждающие документы. Такую карту могут выдавать бесплатно и детям от 14 до 18 лет, только нужно будет письменное разрешение родителей. То есть, и школьники могут иметь транспортную составляющую без предоставления соответствующей справки. Вся транспортная составляющая «Омки» будет действовать на этих картах — даже бесплатная пересадка в течение 45 минут.
Есть еще одна вещь, которая будет интересна омичам — система лояльности. Она уже отобрана на конкурсной основе, сейчас технические документы заключаются. Есть широкий перечень торговых точек, при покупках в которых человек бонусами или кешбэком накапливает определенную сумму. Он эти средства потом сможет использовать для оплаты проезда — не с банковской карты, а именно с этого приложения по системе лояльности. Карту можно использовать и как удостоверение личности — для открытия домофона или чтобы попасть в гаражный кооператив. Как в кинофильме, грубо говоря, провел или приложил карту, информация считывается с чипа — идентификация, определение доступа, и человек прошел. Карты персонифицированы, поэтому понятно, кому они принадлежат — есть фото человека. Документы все согласованы, мы в ожидании выпуска пробной партии.
— А появятся ли в Омске валидаторы?
— Можно спокойно говорить, что в 2022 году — нет, и кондукторы будут продолжать работу. Мы изучили опыт работы с валидаторами в Москве, Твери, Перми — в Пермь на прошлой неделе ездил в командировку Кожухов (Игорь Анатольевич, заместитель директора департамента транспорта. — Прим. ред.). В Перми, с одной стороны, валидаторы приносят экономию — не нужно тратиться на зарплату кондукторов. Но практика показывает, что падение оплачиваемости проезда при низком уровне контроля достигает 40%. Вроде как должны были сэкономить, а на выручке потеряли еще больше, чем планировали, экономика просаживается. Вывод один — если будет вводиться валидаторная система без кондукторов, нужно в разы увеличивать количество контролеров на линии. Много людей, которые при отсутствии контроля не будут оплачивать поездки, а это убыток для предприятия. Это как продуктовый магазин без продавца: любой посетитель может взять кусочек колбасы, хлеба себе отрезать, масла, молока взять и уйти, не рассчитавшись. Аналогия полная — может быть, грубая, но понятная. Из магазина будут утекать продукты, а денег не будет, поэтому задача — обеспечить собираемость. В ближайшее время об этом сложно говорить, нужно создавать отдельные службы — это процесс небыстрый. Пока про валидаторы можно смело говорить, что в ближайшее время их в Омске использовать не планируется.
Про нехватку кадров
В мае мы писали большой материал о нехватке кадров на муниципальных пассажирских предприятиях. Тогда в ПАТП № 8 искали 320 водителей и 200 кондукторов, а в «Электрическом транспорте» — 300 водителей и 295 кондукторов на троллейбусы и 166 водителей со 175 кондукторами на трамваи.
— Кадровый вопрос в начале года очень остро стоял. Как сейчас?
— На «Электрическом транспорте» полегче. Навскидку сложно сказать, как сейчас там дела обстоят, но водителей суммарно прибавилось и на трамваи, и на троллейбусы. С водителям и кондукторами в ПАТП-8 пока, к сожалению, проблема остается, наблюдается отток.
— А по каким причинам уходят люди?
— Порядка 10% уходят из-за смены места жительства, около 20% уходят, потому что их не устраивает зарплата, ищут другие источники заработка, другую работу. Водители при этом могут не обязательно куда-то в каменщики или плотники уйти, а просто к частным перевозчикам, где зарплата повыше — есть и такое. Есть большая группа — около 10% — людей пенсионного возраста, которым надо уйти на пенсию для того, чтобы им выполнили перерасчет. Работающим перерасчет пенсии не выполняется. Это многовекторная составляющая, и мы надеемся эту ситуацию переломить. Ежегодно происходит индексация для всех работников. В этом году водителям, кондукторам и ремонтным рабочим повысили зарплату на 10%. Это реальное повышение, не такое, что если оклад повысили, то премиальные урезали. Для примера: если в «Электрическом транспорте» водитель 1 июля, допустим, зарабатывал 40 тысяч, с 1 августа стал получать 44 тысячи. В ПАТП-8 зарабатывал 35 тысяч — до 38 тысяч в августе подняли. Индексация в дальнейшем продолжится с учетом уровня инфляции. Но мы понимаем, что надо формировать заинтересованность к профессии водителя, привлекать молодых. Для этого еще много надо сделать, но мы не останавливаемся, понимаем задачу.
Про новые схемы движения и кое-что еще
— Поговорим о схемах движения. Планируются ли в 2022 году аналогичные изменения, наподобие тех, что происходят сейчас на Ленинградской площади?
— На 2022 год мы планируем дальнейшую реализацию выделенных полос для общественного транспорта. Рассматривается улица Богдана Хмельницкого — она наиболее нагруженная, устойчиво характеризуется осложненными условиями проезда. Об остальном трудно говорить, потому что основная работа проходит в следующем году на основании анализа аварийности. Заканчивается год, Госавтоинспекция подводит итоги по аварийности в городе за истекший период. При обработке информации выявляется перечень очагов аварийности. В январе у нас будет перечень по итогам 2021 года, и мы составим список очаговых мест аварийности. Мы увидим количество ДТП, их виды, точные места, поймем их причины и на основании этой информации разработаем мероприятия по исключению этих опасных условий. Это строительство светофоров, установка знаков, изменение схем дорожного движения, корректировки в режимах работы фаз светофоров. На основании этой работы к концу февраля — середине марта появляется план по ликвидации аварийно-опасных участков. Этот план утверждается, и тогда мы понимаем, что нужно делать.
— Вы уже почти год исполняете обязанности главы департамента транспорта. Как оцените проделанную работу — что удалось сделать за это время, что не получилось?
— Мне тяжело оценивать со стороны, это не ложная скромность — для нас это ежедневная рутина. Удалось не допустить серьезных перекосов в работе, это самое главное. Мы за это время выпустили новый транспорт на линии, поддержали тренд в нацпроектах по «Чистому воздуху». Не буду хвастаться, что каких-то высот достигли. Но отсутствие негатива — это позитив. Достоинство в том, что люди не замечают крупных сбоев в работе. Мелкие бывают, конечно, производство все-таки большое — только муниципального транспорта 800 единиц, а с частными перевозчиками под 2 тысячи. Каких-то событий, которые перекосили бы работу или поставили под угрозу пассажирские перевозки, в городе не было. Это дорогого стоит.
Устойчивое финансирование на протяжении последних лет позволило значительно улучшить дороги города. За это надо сказать спасибо не только губернатору, но и федеральным проектам, вроде «Чистого воздуха» и БКАД. Эта работа сказывается в том числе и на безопасности движения. Это новые светофоры, это камеры видеофиксации — стационарные, не треноги. Это изменения, которые происходят на Ленинградской площади, например, где мы избавимся от устойчивого опасного очага аварийности. Там же установят и комплекс фотовидеофиксации. Эта работа не только приводит в порядок дороги, но и их инфраструктуру. Ограждения, которые ограничивают движение пешеходов, реально не пускают их перебегать там, где это не нужно... Многим это кажется неудобством. Они по-своему оценивают дорожную ситуацию. А я вижу по статистике аварийности, что количество наездов на пешеходов снижается из года в год, и меня это радует. Переходите дорогу не там, где это удобно, а там, где безопасно.