
Первоначально в мэрии заявили о том, что маршрутки будут выполнять лишь роль подвозящего транспорта
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Главная новость сферы городского транспорта прямо сейчас — работа над изменениями маршрутной сети Омска. В конце марта исполняющий обязанности директора департамента транспорта
Почему решили менять маршрутную сеть?
В декабре прошлого года областное правительство утвердило план мероприятий по реализации посланий губернатора

Пригородные маршруты лишены радостей, которые доступны в городском транспорте
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Что будут менять?
Поскольку главная задача — объединение городских и пригородных маршрутов в общую сеть, основные изменения будут касаться именно этого. По словам заместителя директора департамента транспорта Игоря Кожухова, на территории Омска работает много пригородных маршрутов, которые вызывают нездоровую конкуренцию с городскими и перегружают центральные магистрали. Кроме того, перевозчики пригорода работают по собственным правилам, система электронных проездных в их машинах не внедрена, поэтому пассажиры не могут пользоваться бесплатными пересадками, а иногда и банковскими картами. Жители микрорайонов, расположенных за городской чертой, но рядом с Омском, тоже направляют свои жалобы именно в департамент транспорта.
— Эта корректировка связана и с тем, чтобы обеспечить качественным транспортным обслуживанием пригород. Нам совместно с Минстроем нужно смотреть и делать разумную единую сеть, продумать вопрос пересадок. Если вдруг предложим разобрать маршруты, чтобы они не загружали центральные магистрали, то пассажир должен иметь возможность сделать пересадку на безвозмездной основе, — пояснил Игорь Кожухов.
До 1 июня департамент транспорта будет изучать пассажиропоток на маршрутах, в этом помогут данные ГЛОНАСС и автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП).
— Часть пассажиров оплачивает проезд наличными, эта доля не попадает в наши исследования, поэтому мы прорабатываем дополнительные варианты обследования пассажиропотока. Мы уже вошли в диалог с операторами сотовой связи, они предлагают нам свои услуги по определению пассажиропотока. Траектория движения людей, у которых есть сотовые телефоны и SIM-карты, может быть зафиксирована, это тоже вариант исследования. Нам интересны и перемещения людей на личном транспорте, чтобы в перспективе завоевать их для общественного транспорта, если мы предложим какие-то интересные услуги. Также мы разрабатываем вопрос с СибАДИ о привлечении специалистов вуза к натурным обследованиям на каких-то участках или с приборами фотовидеофиксации. Эти данные будут обрабатываться и систематизироваться, — пояснил

Магистральные маршруты намереваются сделать основой сети
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Магистральные маршруты планируют использовать как связь отдаленных микрорайонов между собой и центром города. В идеале они должны накрыть город своеобразной сетью, в которой также будут существовать хордовые (связывающие между собой микрорайоны, но не проходящие через центр города) и подвозящие (примыкающие к магистральным) маршруты. Но говорить о том, что маршрутные такси частных перевозчиков будут убирать из центра города, преждевременно: без анализа пассажиропотока это сделать невозможно. Только после этого специалисты департамента транспорта и областного Минстроя будут разбираться, автобусы какого класса выгоднее всего использовать в центре города.
— То, что все маршрутки уйдут на другие магистрали, сегодня рано говорить. Если малый класс убирать на отдаленные территории, нам может не хватить подвижного состава большого и среднего класса. По реестру у нас
Еще одна обязательная составляющая — перевод частных перевозчиков на регулируемые тарифы. При нерегулируемых тарифах частные перевозчики вправе сами устанавливать стоимость проезда, решать вопрос о скидках для льготников и пассажиров с электронными проездными (и о том, возить ли их вообще). Департамент же собирается дать пассажирам возможность пользоваться всеми платежными средствами в любом виде транспорта. По документам перевод должен был состояться уже в этом году, но сейчас нужно, чтобы частные перевозчики были готовы обновлять свой автопарк.
— После оценки наших разработок по маршрутной сети будет принято решение о проведении конкурса и заключении муниципальных контрактов, это уже будет следующий год. По-хорошему, перевозчикам нужно время. Помимо сотрудников департамента в рабочей группе есть и частные перевозчики, с которыми будет обсуждаться разработка новой маршрутной сети. Чтобы они вошли в эту новую сеть, они должны иметь определенные перспективные понимания: на какой период времени готовы заключать контракты, какие автобусы готовы закупать. Многие перевозчики заинтересованы в переходе на регулируемый тариф, чтобы иметь возможность получить больше бюджетных средств. Если кто-то не хочет обновлять подвижной состав, то продолжит работать на стареющих маршрутках. Такие [перевозчики] в дальнейшем будут уходить с рынка, а на их место зайдут те, которые будут покупать более вместительные автобусы, — добавил

Частные перевозчики пока не готовы к обновлению автопарка
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Кто будет этим заниматься?
В составе разработчиков маршрутной сети — специалисты городской администрации, департамента транспорта и областного Минстроя, а также экономисты, которые будут просчитывать выгоду работы на маршрутах.
— С нами работают преподаватели и перспективные студенты СибАДИ. С операторами сотовой связи проводим совместную работу. Кроме того, с нами и коллеги из областного Минтруда, поскольку они предоставляют право бесплатного проезда льготникам, — пояснил
Маршрутную сеть департамент разрабатывает собственными силами, поскольку руководство ведомства считает, что в городе и области есть достаточно специалистов, которые могут сделать это на безвозмездной основе. Если же понадобится привлечь дополнительные ресурсы, то контракты будут определяться отдельно.
Чем этот проект отличается от ранних версий маршрутной сети?
В проекте 2017 года предлагалось объединить муниципальных и частных перевозчиков, чтобы они работали на омских улицах в равных условиях. Что-то подобное собираются сделать и сейчас — частных перевозчиков намереваются перевести на регулируемый тариф, но речи о создании единого диспетчерского центра, как и о совместном участии в конкурсах на розыгрыш маршрутов, пока не идет. Что же касается проекта