В конце августа МП «Пассажирсервис» объявило о поиске подрядчика для разработки программного обеспечения Единой карты омича. Правда, разговоры о создании этой карты начались в ноябре прошлого года. Тогда ее планировали создать как версию транспортной карты «Омка» с расширенным функционалом, которая объединила бы на одном носителе банковскую платежную систему, транспортное приложение и набор клиентских сервисов лояльности. Департамент транспорта публиковал эскизы новой карты, очень напоминавшей банковскую (только с фотографией владельца на обороте). Эта карта должна была объединить в себе множество функций, но в итоге к моменту разработки ПО их количество сильно уменьшилось. Как будет работать Единая карта и нужна ли она вообще омичам? В этом разбирался корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев.
Что за карта такая?
Именная Единая карта омича будет использоваться в первую очередь в качестве удостоверения личности и электронного проездного в городском и пригородном транспорте. Льготники смогут подтверждать свои права без предъявления документов, поскольку все данные будут размещены на этой карте. Согласно документам аукциона на разработку ПО, единая карта должна помочь владельцу в удобном получении государственных, муниципальных и коммерческих услуг, в частности, в сферах социального обслуживания, здравоохранения и при обращении в МФЦ. Таким образом, понятно, что карта будет включать в себя еще и функции полиса ОМС, о котором ранее говорил вице-мэр Олег Заремба. Кроме того, уже подписаны контракты с банками, которые будут обслуживать карты, — это «ВТБ» и «Россельхозбанк».
На разработку программного обеспечения для Единой карты МП «Пассажирсервис» выделило 7,5 миллиона рублей. Подрядчик должен будет разработать также сайт и мобильное приложение. Программное обеспечение должно автоматически информировать омичей о том, как можно получить карту, и о порядке ее выпуска, прием и обработку заявлений, организацию выпуска и выдачи карт, а также их использование для получения соцпомощи и для проезда в общественном транспорте.
Процесс подачи заявлений пока неизвестен, но зато в документах аукциона указано, какие именно данные нужны будут для выпуска карты. Это ФИО владельца, пол, дата и место рождения, СНИЛС, номер полиса ОМС, все паспортные данные (код, серия, номер, дата выдачи, срок действия, наименование и код подразделения, выдавшего документ), полный адрес регистрации (индекс, регион, город, населенный пункт, улица, дом, корпус/строение, квартира, код ФИАС — Федеральной информационной адресной системы), номер сотового телефона, адрес электронной почты, вид транспортной карты и адрес отделения банка, в котором впоследствии нужно будет получить карту. Школьникам и студентам нужно будет также указать название своего учебного заведения. Подрядчик должен будет предоставить программное обеспечение для карт до 15 ноября, а затем передать «Пассажирсервису» неисключительные права на эту разработку с возможностью дальнейшего развертывания, внедрения и доработки.
В перспективе владельцы Единых карт могут оплачивать с ее помощью товары и услуги, получать любые денежные переводы и социальные выплаты, а также скидки, кешбэк и спецпредложения от предпринимателей-партнеров. Кроме того, по словам экс-директора Департамента транспорта Александра Вялкова, со временем Единая карта может превратиться в «путеводитель по городу, скидки на билеты в музеи, театры и кино, читательский билет, оплату коммунальных услуг и ключ-карту от любых электронных замков и домофонов». Но пока неизвестно, будут ли эти функции доступны в стартовых версиях Единых карт — во всяком случае, в документах на разработку ПО об этом ничего не говорится.
Примеры других городов
Единая карта омича — на самом деле, практически точная копия транспортной карты Екатеринбурга «ЕКАРТЫ». Правда, там эта система запустилась аж в 2010 году, и уже тогда эти карты были именными. Сейчас персональную карту могут оформить себе обычные жители Екатеринбурга, школьники, студенты, а также отдельные категории граждан (ветераны боевых действий, инвалиды, ветераны труда и другие). Но в Екатеринбурге карта выполняет исключительно транспортные функции, и для ее оформления нужен только паспорт и чек об оплате. Оформляют ее в течение месяца. Для тех же, кто не желает показывать везде свои персональные данные, есть специальные ЕКАРТЫ без фотографии и ФИО владельца на них. Очень напоминает наши «Омки», не правда ли? Только появились намного раньше.
Вообще в городах России транспортные карты используются по прямому назначению. Для более широкого функционала разрабатываются отдельные виды карт, например, в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге работал проект «Карта гостя» (сейчас приостановлен в обоих городах). Транспортные же карты выполняют свою главную функцию — удобный способ оплаты во всех видах городского пассажирского транспорта, будь то автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки или метро. Например, с помощью московской карты «Тройка» можно расплатиться в наземном транспорте, метро, монорельсе, МЦК (Московское центральное кольцо) и МЦД (Московский центральный диаметр).
Еще одна интересная вещь: система денежных переводов «Золотая Корона» ещё в 2006 году запустила сервис «Золотая Корона — Транспортная карта» под брендом «Электронный проездной». Сейчас эта система действует более чем в 30 городах России, среди которых — Новосибирск, Новокузнецк, Владивосток, Краснодар, Сочи, Ярославль и другие. Помимо бесконтактных транспортных и банковских карт, а также смартфонов с поддержкой сервисов Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, проезд можно оплатить с помощью брелоков, браслетов, колец и других приспособлений (зависит от города). Подобную идею в свое время пытались запустить и в Омске, когда на основе электронного проездного «Омка» были созданы транспортные брелоки и браслеты. Если использование браслетов изначально было под очень большим вопросом (это не помешало нам устроить тест-драйв), то брелоки всерьез рассматривали как один из альтернативных способов оплаты проезда и даже собирались запускать в продажу. В итоге от этой идеи отказались.
Чем Единая карта отличается от «Омки»?
Первое заявление, которое сделали в Департаменте транспорта после анонса, — действующие «Омки» упразднять не будут, ими можно будет пользоваться после внедрения Единой карты. Но при ближайшем рассмотрении понятно, что, на самом деле, у Единой карты омича пока не так уж и много отличий от привычного нам электронного проездного. Кроме того, непонятно, какие вообще транспортные функции будут заложены в Единую карту — ни о каких вариантах тарифов речи пока не шло. Возможно, Единая карта будет использоваться в качестве электронного кошелька, с которого деньги будут сниматься по нынешним муниципальным тарифам (25 рублей для обычных граждан, 18 рублей для пенсионеров и студентов, 16 рублей для школьников). В таком случае, единственным отличием от «Омки» будет персонифицированность Единой карты — на ней будут указаны ФИО и фотография владельца.
Будет интересно и то, как «Пассажирсервис» решит задачу с сайтом и приложением для Единой карты омича. Пока непонятно, будут ли они каким-то образом совмещены с соответствующим ПО для «Омки» (долгожданное мобильное приложение для электронных проездных запустили в марте) или же запустятся отдельно.
С одной стороны, понятно, почему «Омку» не выводят из оборота — жителей города долгое время приучали к электронным проездным. Дошло до того, что сейчас даже цены на проезд в муниципальном транспорте выгоднее при безналичных способах оплаты, и все льготы действуют только с электронными проездными. С другой стороны, сама система оплаты в городе налажена не очень хорошо — стопроцентно быть уверенным в том, что ты сможешь воспользоваться льготой, можно только в муниципальном транспорте, а с частными перевозчиками придется гадать. Неизвестно, на каких маршрутах частников водители гарантированно примут «Омку» с определенным тарифом. Что тут говорить, если в некоторых машинах даже банковские карты принимают с неохотой и просят взамен наличные. Появление новой карточки внесет ещё больше путаницы. Поэтому остается только ждать итогов аукциона на разработку ПО того, каким же оно в итоге получится.