Город Советский модернизм по-омски Долгострой, в честь которого назвали станцию метро: как возводили библиотеку имени Пушкина

Долгострой, в честь которого назвали станцию метро: как возводили библиотеку имени Пушкина

Здание едва не постигла та же участь, что и подземку

«Пушкинке», несмотря на сложное время, удалось преодолеть судьбу долгостроя
Источник:

Здание омской библиотеки имени Пушкина принято отождествлять с архитектурой советского модернизма, хотя оно было достроено уже в постсоветское время — в 90-х годах. Не все знают о том, что здание самой большой библиотеки Омска могло выглядеть иначе — изначально проект был другим и принадлежал зодчему Валерию Баранову, который позднее работал над обликом многих церквей в Омской области.

Народная омская библиотека была основана ещё 1889 году. За десять лет существования скромный фонд из 500 книг увеличился в десять раз — вскоре библиотека получила статус общественной городской и обосновалась в пристройке к зданию городской Думы. В послереволюционное время — с 1922 по 1924 годы — библиотека находилась в помещениях нынешнего торгового дома «Любинский», а затем снова вернулась в здание горсовета, теперь уже заняв его целиком. Но с каждым годом количество читателей и книг увеличивалось — омичи стремились к знаниям. Кирпичное здание на Думской становилось для них слишком тесным.

Архив омской библиотеки занимает 12 этажей 
Источник:

Местные власти периодически обсуждали идею строительства нового здания библиотеки, но всякий раз переключались на более важные, как им тогда казалось, задачи. Однако в семидесятых годах в архивных документах обнаружилось пожелтевшее постановление о строительстве областной библиотеки, которое было подписано самим Иосифом Сталиным ещё за два года до начала войны. Решение давно умершего вождя народов СССР обсуждению не подлежало. Под библиотеку сразу нашлось место в центре Омска — в самом начале улицы Красный Путь.

За работу над обликом здания взялся молодой архитектор Валерий Баранов.

— В 1978 году в Омск приехала группа молодых архитекторов из Новосибирска. В том числе и выпускник новосибирского инженерно-строительного института Валерий Баранов. Спустя некоторое время ему поручили работу над проектом здания библиотеки имени Пушкина. Тогда ещё никто не верил в то, что у проекта будет какое-то финансирование, но Валера очень втянулся в эту работу. Он запланировал внутри здания большой атриум, у библиотеки получился очень интересный образ и объём. Эту работу высоко оценили многие профессионалы, — рассказывает председатель Омского отделения ВООПИиК и коллега Валерия Баранова Никита Шалмин.

Вместе с Валерием Барановым над проектом трудилась омичка Галина Нарицына. Вскоре выяснилось, что планы по строительству библиотеки всё-таки не иллюзорны, и молодого архитектора заменили более опытным специалистом. Место Валерия Баранова занял супруг Галины Нарицыной — Юрий Захаров.

Сейчас близкие Валерия Баранова вспоминают, что это решение стало для него большим ударом и повлияло на всю его дальнейшую жизнь.

— Такой объект, такой уникальный шанс в жизни советского архитектора мог появиться лишь один раз. В итоге Захаров и стал главным архитектором проекта, хотя прошлые наработки Баранова остались. Для Валерия это стало личной трагедией, — отмечает Никита Шалмин.

Так выглядел первоначальный вариант главной омской библиотеки
Источник:

Позже к работе над проектом присоединились Татьяна Мороз и Иван Любчич. Вскоре после того, как проект был утверждён Советом министров СССР, грянула перестройка. Как это случалось со многими объектами в позднее советское время, строительство затянулось — библиотека стала очередным долгостроем. Кстати, уже в восьмидесятые было известно о том, что рядом с будущей библиотекой начнётся возведение первой станции омского метро — это важное условие диктовало особенности строительных работ.

По словам супруги брата Галины Нарицыной, строители решили перенять опыт туркменских коллег. Они отправились в Ашхабад, чтобы посмотреть на здание национальной библиотеки, которое также было спроектировано в стиле советского модернизма. Несмотря на финансовые трудности, Галина была против упрощения проекта — она считала, что это изменит облик здания в худшую сторону.

— Галина Нарицына, можно сказать, вела авторский надзор за ходом строительства с балкона с десятого этажа дома напротив, где жила её семья. Техническим консультантом у архитекторов была директор библиотеки Раиса Царева — с ней Галина ездила в Ашхабад, где после землетрясения было построено современнейшее по тем временам здание республиканской библиотеки. Галина говорила, что строившийся в Омске объект — второе за годы существования СССР здание, предназначенное под библиотеку. Все остальные, даже крупнейшие библиотеки, находились в приспособленных для этого зданиях, — отмечает Лидия Нарицына.

Строительство началось с восьмиметровых свай
Источник:

За дело взялись основательно — сотрудники строительного треста № 1 (СМУ-2) под руководством Юрия Глебова и Бронислава Кононова забили восьмиметровые сваи. С конца восьмидесятых строительство здания велось со скрипом — материалов не хватало, затем выделенные на библиотеку деньги начала пожирать инфляция. Несмотря на суровое и смутное время, губернатор Леонид Полежаев настоял на завершении строительства.

Галины Нарицыной не стало в 1992 году — она так и не увидела свой проект после реализации. Библиотека распахнула двери спустя три года после её смерти. Омичи смогли оценить масштаб здания изнутри в 1995 году — 10 основных читательских залов на тысячу человек, круглый конференц-зал — всё это великолепие заняло три этажа. А вот огромная башня-книгохранилище возвысилась над основной постройкой на целых двенадцать этажей. Здесь был оборудован первый в Омске специальный лифт для пожарных грузоподъемностью в тысячу килограммов. Из маленьких окошек открылся роскошный вид на Красный Путь, правда, он был доступен только сотрудникам библиотеки: посторонним, как водится, вход сюда был запрещён.

Не успел дожить до открытия библиотеки и художник Михаил Слободин, который работал над эскизами восьми гобеленов для вестибюля здания.

Первой на фасаде здания появилась скульптура Михаила Ломоносова
Источник:

Фасад здания увенчали восемь скульптур из кованой красной меди — каждая высотой три с половиной метра. В пантеоне выстроились в один ряд Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Михаил Глинка, Николай Карамзин, Михаил Ломоносов, Константин Циолковский и Александр Пушкин. Скульптуры изготавливались в северной столице. Над ними работал скульптор Василий Трохимчук в соавторстве с коллегами Михаилом Ершовым, Леонидом Калибабой и Владимиром Ереминым. Позже в интервью «Омской правде» скульптор признавался, что у омичей были вопросы к такому украшению фасада — кому-то казалось, что фигур слишком много, другие возмущались, что среди них нет Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Максима Горького.

— Вася Трохимчук был немного обескуражен, когда приступал к работе над этими скульптурами. Дело в том, что скульптуры несоразмерны с высотой здания и их высоту и масштаб угадать было очень сложно. И потом, скульптуры чёрные, а само здание светлое — это выглядит немного странно. Вообще такие объекты предполагают огромную площадь — вроде той, что была запроектирована при строительстве СКК Иртыш. Если посмотреть всё здание целиком, бросается в глаза некоторая несуразность — пропорции здания смазаны. Если посмотреть на фасад — это одно здание, если зайти в него — совсем другое, — отмечает Никита Шалмин.

Трохимчук также работал над тридцатиметровым рельефом на боковом фасаде здания. Задача была непростой: рельеф должен был отобразить историю культуры человечества.

Василий Трохимчук за работой
Источник:

Спустя годы рядом с библиотекой Пушкина появилась одноименная станция метро, которой так и не суждено было открыться.

Если вам интересна тема советского модернизма в омской архитектуре, то можете также почитать о том, как строили здание спортивно-культурного комплекса «Иртыш», торгового центра «Омский» и Музыкальный театр.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Тянут время и осваивают деньги: омский историк высказался о раскопках на остроге Достоевского
Игорь Коновалов
Историк
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления