Здание омской библиотеки имени Пушкина принято отождествлять с архитектурой советского модернизма, хотя оно было достроено уже в постсоветское время — в 90-х годах. Не все знают о том, что здание самой большой библиотеки Омска могло выглядеть иначе — изначально проект был другим и принадлежал зодчему Валерию Баранову, который позднее работал над обликом многих церквей в Омской области.
Народная омская библиотека была основана ещё 1889 году. За десять лет существования скромный фонд из 500 книг увеличился в десять раз — вскоре библиотека получила статус общественной городской и обосновалась в пристройке к зданию городской Думы. В послереволюционное время — с 1922 по 1924 годы — библиотека находилась в помещениях нынешнего торгового дома «Любинский», а затем снова вернулась в здание горсовета, теперь уже заняв его целиком. Но с каждым годом количество читателей и книг увеличивалось — омичи стремились к знаниям. Кирпичное здание на Думской становилось для них слишком тесным.
Местные власти периодически обсуждали идею строительства нового здания библиотеки, но всякий раз переключались на более важные, как им тогда казалось, задачи. Однако в семидесятых годах в архивных документах обнаружилось пожелтевшее постановление о строительстве областной библиотеки, которое было подписано самим Иосифом Сталиным ещё за два года до начала войны. Решение давно умершего вождя народов СССР обсуждению не подлежало. Под библиотеку сразу нашлось место в центре Омска — в самом начале улицы Красный Путь.
За работу над обликом здания взялся молодой архитектор Валерий Баранов.
— В 1978 году в Омск приехала группа молодых архитекторов из Новосибирска. В том числе и выпускник новосибирского инженерно-строительного института Валерий Баранов. Спустя некоторое время ему поручили работу над проектом здания библиотеки имени Пушкина. Тогда ещё никто не верил в то, что у проекта будет какое-то финансирование, но Валера очень втянулся в эту работу. Он запланировал внутри здания большой атриум, у библиотеки получился очень интересный образ и объём. Эту работу высоко оценили многие профессионалы, — рассказывает председатель Омского отделения ВООПИиК и коллега Валерия Баранова Никита Шалмин.
Вместе с Валерием Барановым над проектом трудилась омичка Галина Нарицына. Вскоре выяснилось, что планы по строительству библиотеки всё-таки не иллюзорны, и молодого архитектора заменили более опытным специалистом. Место Валерия Баранова занял супруг Галины Нарицыной — Юрий Захаров.
Сейчас близкие Валерия Баранова вспоминают, что это решение стало для него большим ударом и повлияло на всю его дальнейшую жизнь.
— Такой объект, такой уникальный шанс в жизни советского архитектора мог появиться лишь один раз. В итоге Захаров и стал главным архитектором проекта, хотя прошлые наработки Баранова остались. Для Валерия это стало личной трагедией, — отмечает Никита Шалмин.
Позже к работе над проектом присоединились Татьяна Мороз и Иван Любчич. Вскоре после того, как проект был утверждён Советом министров СССР, грянула перестройка. Как это случалось со многими объектами в позднее советское время, строительство затянулось — библиотека стала очередным долгостроем. Кстати, уже в восьмидесятые было известно о том, что рядом с будущей библиотекой начнётся возведение первой станции омского метро — это важное условие диктовало особенности строительных работ.
По словам супруги брата Галины Нарицыной, строители решили перенять опыт туркменских коллег. Они отправились в Ашхабад, чтобы посмотреть на здание национальной библиотеки, которое также было спроектировано в стиле советского модернизма. Несмотря на финансовые трудности, Галина была против упрощения проекта — она считала, что это изменит облик здания в худшую сторону.
— Галина Нарицына, можно сказать, вела авторский надзор за ходом строительства с балкона с десятого этажа дома напротив, где жила её семья. Техническим консультантом у архитекторов была директор библиотеки Раиса Царева — с ней Галина ездила в Ашхабад, где после землетрясения было построено современнейшее по тем временам здание республиканской библиотеки. Галина говорила, что строившийся в Омске объект — второе за годы существования СССР здание, предназначенное под библиотеку. Все остальные, даже крупнейшие библиотеки, находились в приспособленных для этого зданиях, — отмечает Лидия Нарицына.
За дело взялись основательно — сотрудники строительного треста № 1 (СМУ-2) под руководством Юрия Глебова и Бронислава Кононова забили восьмиметровые сваи. С конца восьмидесятых строительство здания велось со скрипом — материалов не хватало, затем выделенные на библиотеку деньги начала пожирать инфляция. Несмотря на суровое и смутное время, губернатор Леонид Полежаев настоял на завершении строительства.
Галины Нарицыной не стало в 1992 году — она так и не увидела свой проект после реализации. Библиотека распахнула двери спустя три года после её смерти. Омичи смогли оценить масштаб здания изнутри в 1995 году — 10 основных читательских залов на тысячу человек, круглый конференц-зал — всё это великолепие заняло три этажа. А вот огромная башня-книгохранилище возвысилась над основной постройкой на целых двенадцать этажей. Здесь был оборудован первый в Омске специальный лифт для пожарных грузоподъемностью в тысячу килограммов. Из маленьких окошек открылся роскошный вид на Красный Путь, правда, он был доступен только сотрудникам библиотеки: посторонним, как водится, вход сюда был запрещён.
Не успел дожить до открытия библиотеки и художник Михаил Слободин, который работал над эскизами восьми гобеленов для вестибюля здания.
Фасад здания увенчали восемь скульптур из кованой красной меди — каждая высотой три с половиной метра. В пантеоне выстроились в один ряд Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Михаил Глинка, Николай Карамзин, Михаил Ломоносов, Константин Циолковский и Александр Пушкин. Скульптуры изготавливались в северной столице. Над ними работал скульптор Василий Трохимчук в соавторстве с коллегами Михаилом Ершовым, Леонидом Калибабой и Владимиром Ереминым. Позже в интервью «Омской правде» скульптор признавался, что у омичей были вопросы к такому украшению фасада — кому-то казалось, что фигур слишком много, другие возмущались, что среди них нет Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Максима Горького.
— Вася Трохимчук был немного обескуражен, когда приступал к работе над этими скульптурами. Дело в том, что скульптуры несоразмерны с высотой здания и их высоту и масштаб угадать было очень сложно. И потом, скульптуры чёрные, а само здание светлое — это выглядит немного странно. Вообще такие объекты предполагают огромную площадь — вроде той, что была запроектирована при строительстве СКК Иртыш. Если посмотреть всё здание целиком, бросается в глаза некоторая несуразность — пропорции здания смазаны. Если посмотреть на фасад — это одно здание, если зайти в него — совсем другое, — отмечает Никита Шалмин.
Трохимчук также работал над тридцатиметровым рельефом на боковом фасаде здания. Задача была непростой: рельеф должен был отобразить историю культуры человечества.
Спустя годы рядом с библиотекой Пушкина появилась одноименная станция метро, которой так и не суждено было открыться.
Если вам интересна тема советского модернизма в омской архитектуре, то можете также почитать о том, как строили здание спортивно-культурного комплекса «Иртыш», торгового центра «Омский» и Музыкальный театр.