Недвижимость Советский модернизм по-омски

Советский модернизм по-омски: как строили СКК «Иртыш»

Рассказываем об одном из самых известных зданий города

«Иртыш» (ныне СКК имени Блинова) — одна из визитных карточек города

В пятидесятых годах прошлого столетия в Советском Союзе начался стремительный расцвет экономики. Сердца советских граждан рвались в космос и были наполнены светлыми надеждами. Новая жизнь диктовала упрямство форм вкупе с функциональностью — именно тогда зародился архитектурный стиль, который впоследствии назовут «советским модернизмом».

NGS55.RU начинает серию публикаций об омских зданиях эпохи советского модернизма. В пилотном выпуске — рассказ о строительстве спортивно-культурного комплекса «Иртыш».

В начале 70-х годов в стремительно застраивающемся Омске катастрофически не хватало архитекторов. Тогда в наш город решили пригласить молодых выпускников архитектурных вузов из других городов. Одной из них была выпускница ленинградского архитектурного института Лариса Маслова.

— Молодые, дерзкие и ещё не понимающие степень своей ответственности — именно такими мы были. Но свободы творчества начинающим зодчим очень не хватало — здания в Омске строили только по типовым проектам. Нужно отдать должное заказчикам — каждый строительный трест хотел получить что-то отличающееся от других. Перед архитекторами ставили задачу индивидуализировать фасад или отделку — так мы пытались выходить из ситуации, — вспоминает Лариса Маслова.

Над проектом работали молодые архитекторы

В начале 1975 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин подписал постановление о строительстве в Омске крытого катка на 5800 зрителей. И это тоже был типовой проект. Его тиражировали в разных городах Советского Союза — такой каток был и в Минске, и в Челябинске.

За работу взялся главный архитектор «Омскгражданпроекта» — энергичный и талантливый Михаил Хахаев. Для начала он отправился в Минск, чтобы посмотреть, как там реализовали эту задачу. Из командировки Хахаев вернулся с твердым решением создать свой уникальный проект. Ни на что не похожий.

Довольно быстро Михаилу Хахаеву удалось собрать команду из семи молодых архитекторов — многие из них ещё совсем недавно были студентами.

— Мы разработали техническое задание и отослали в Москву. Там, конечно, долго сомневались, можно ли реализовать нашу задумку, но в итоге согласились — всё-таки в амбициозности нам тогда отказать было сложно. Уже в апреле 1975 года мы приступили к разработке первой стадии проекта. Сроки были очень короткие. Это было жестко, но мы были молоды и полны энергии. Работали по 12 часов в сутки как минимум. А потом с трудом уползали домой, — вспоминает Лариса Маслова.

По замыслу архитекторов, здание должно напоминать застывшую глыбу льда

Место под строительство крытого катка искали долго. В итоге решили расчистить под застройку частный сектор — для этого нужно было снести более ста жилых домов. В это время как раз застраивались левобережье и Московка — людей переселяли в эти новостройки.

Внешний облик здания получился весьма объёмным и динамичным. По задумке команды архитекторов, в том числе — Ирины Голенко (позднее будет обеспокоена судьбой спорткомплекса и напишет губернатору открытое письмо о судьбе разрушающегося объекта) форма здания должна была напоминать застывшую глыбу льда. Но конструкторы настаивали на том, что фасад необходимо «приподнять» — в итоге в угоду прочности композицию пришлось немного изменить. Но самые большие трудности заключались в том, чтобы поддерживать на катке минусовую температуру.


— Это была очень сложная технологическая задача. Технологи разработали целый проект охлаждения ледового поля. Наверное, некоторые омичи помнят, что когда-то за зданием комплекса стояла градирня, отвечающая за низкую температуру на поле.

Долго бились молодые архитекторы над вопросом облицовки — обычная штукатурка для этих целей не годилась. Тогда Михаил Хахаев нарисовал эскиз структурной плитки — её по индивидуальному заказу изготовили на железобетонном заводе. За мрамором для колонн пришлось ехать в Саянск.

Строительство комплекса возобновилось только после московской Олимпиады

— Долго думали, чем закрывать фермы (стержневые конструкции в строительстве. — Прим. ред.) внутри здания. Михаил Макарович придумал специальные плиты. Ходовые мосты закрыли растяжками, а растяжки окрасили в красивый синий цвет. Это было очень ловкое решение, — вспоминает Лариса Маслова.

Ещё команда омских инженеров и архитекторов побывала в Красноярске и увидела монолитные потолки в здании местного стадиона «Енисей». Эта идея вдохновила омичей.

— Но стоило нам только заикнуться про монолит после возвращения в Омск, начальник «Омскстроя» Николай Степанец воскликнул: «Забудьте про монолит, у меня китайцев нет!». Это, конечно, была трудоёмкая работа. Не дали нам разрешение на монолит.

Строительство здания спортивного комплекса началось в 1976 году, но вскоре стройку пришлось заморозить — в то время все деньги, которые выделялись в Союзе на строительство спортивных объектов, шли в Москву — приближалась Олимпиада. К строительству омского катка вернулись только через несколько лет после Олимпиады — в 1983 году.

Сейчас СКК Блинова пустует

Многие обращали внимание на мозаичное панно в фойе здания. Его тоже придумал Михаил Хахаев. За реализацию этой идеи взялся амбициозный отделочник строительного треста № 1 по фамилии Ковалёв.

— Простой парень-отделочник оказался очень талантливым. Он предложил: «Нарисуйте эскиз панно, а я его сделаю». И сделал так лихо — из обломков мрамора. Другие отделочники ему завидовали и тоже просили такое задание. А женщин-штукатуров мне было жаль. Они на такой высоте работали. Пальцы растирали в кровь. Очень сложно было поднять фермы с четырех сторон, — вспоминает Лариса Маслова.

На фоне мозаики работники СКК недавно записывали обращение к президенту

Перед открытием спортивного комплекса инженеры проводили испытание конструкций — важно было убедиться в его полной безопасности. Для тестирования объекта привезли несколько тысяч солдат. Трибуны выдержали нагрузку. Все солдаты успели выйти из здания за положенные шесть минут.

— Спортсмены считали наш крытый каток одним из лучших спортивных залов в Сибири. Даже в книге отзывов оставляли благодарности. А сейчас наша большая творческая удача превратилась в ярмарочный комплекс. Я теперь туда ходить не могу — всё разломали, слава богу, конструкции не тронули. Мне казалось, что крест на СКК поставили, когда началась реконструкция бульвара Мартынова. Вот сейчас при эвакуации шесть тысяч человек одновременно выйдут — как они выберутся?

Недавно по требованию прокуратуры спорткомплекс закрыли из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Последние годы он работал частично — был закрыт доступ к ледовой арене и центральной входной группе. На днях вице-губернатор Омской области Дмитрий Ушаков в беседе с корреспондентами ТАСС опроверг слухи о сносе спорткомплекса — бюджету региона уже выделили 38 миллионов рублей на реконструкцию крыши здания.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства