В нашем городе не так уж много районов, где не ступала нога большинства омичей. На мой скромный взгляд начинающего краеведа, Московка-2 — как раз такой. Это окраина со всеми её плюсами и минусами. Сюда незачем ехать специально из другого района города. Можно, конечно, вспомнить «Ленту» или дорогу в Светлый, но они остаются как бы за бортом, и Московку-2 видно только из иллюминатора, между делом. Но район-то необычный и самобытный. Я люблю бывать в таких местах. Но еще больше мне нравится про них рассказывать, изучая «Неизвестный Омск» со всех сторон.
Первые высотные железобетонные дома в Омске появились именно в этом районе и являются символом Новой Московки. Три шестнадцатиэтажки стоят на улице Машиностроительной. Они хорошо видны из окрестностей, ведь в районе множество пятиэтажек, а половину территории вообще занимает частный сектор. Их выделяет на общем фоне и форма, нетипичная для омских высоток — с боковыми балконами, расположенными то там, то сям.
— Искали разные способы индустриализации строительства. Китайцы предложили: «Давайте строить цельномонолитные бетонные дома». Не сборные. Это монолит. Но те, кто наблюдали за процессом строительства, вспоминали старый анекдот про разбившийся китайский космический корабль, в котором погиб один космонавт и 20 кочегаров. Исключительно ручной труд. Делали вручную всё — месили, поднимали. Они добились удовлетворительного качества. Но в России так строить не могут и не хотят, — рассказал краевед Игорь Коновалов со смехом.
Сейчас эти дома служат своеобразной границей между Старой и Новой Московками.
— Раньше здесь ничего не было. Картофельные поля только, чуть не до горизонта, и хуторок — несколько домиков. Деревянный магазин стоял. Я здесь с 1962 года живу. На моих глазах район строился. Первые пятиэтажки только в конце 70-х появились. А я в своем доме живу. Мне в этом районе всё нравится. Говорите, район криминальный? Неправда! Здесь все друг друга знают, все в мире, — признался Юрий Викторович.
Я не стал отвлекать местного краеведа, которому предстояло много работы — снега выпало немало. Тем более его слова подтвердил другой краевед, Игорь Коновалов: Новая Московка — это бывшее картофельное поле, где решили построить новый район. Место было удобное для застройки — есть где развернуться.
Сейчас Московка-2 внешне схожа с большинством районов Омска, чей расцвет пришелся на 80-е годы. Те же пятиэтажки, панельки, дворы с арками и детские площадки с ЖЭК-артом. На улице Гашека, названной в честь чешского писателя, придумавшего бравого солдата Швейка, находится площадь. Раньше здесь запускали городские фейерверки и проводили народные гулянья, а сейчас площадь превратилась в обычную прогулочную зону с горками и скейт-парком по соседству. К зиме её украсили снежными фигурами. Интересно, снег для фигуры крысы специально брали погрязнее, чтоб она была серой?
— Нам нравится наш район. Он небольшой, и здесь все свои, все друг друга знают. Молодежь гуляет все вместе. А минусы... минусов нет, — поделились со мной девчонки, которые переживали, что их увидят мамы и накажут за то, что они бегают из школы до магазина, не переодевшись.
На площади, несмотря на тёплую погоду, было немноголюдно. Наверное, мамы с детьми придут позже.
А пока их дожидалась только стая голубей, отдыхающая на лавочках. Недавно их покормила сердобольная бабушка, и они решили, что, раз поели, то надо и поспать. Обстановка здесь напомнила мне утро первого января — слабый морозец, снег и на улице почти никого.
Во время прогулки по Московке-2 может показаться, что здесь мало интересных, необычных мест. Даже старожилы с трудом вспоминают, на что тут можно обратить внимание. Но нужно уметь смотреть по сторонам и находить достопримечательности.
Например, на одном из домов нарисовано граффити во всю стену. На нем изображены языческие славянские мотивы с легендарным краем свободы — Беловодьем. К нему ведут узкие мостики, по которым сможет пройти только честный и достойный человек. А выше — остров с тремя дубами. Красота!
В одном из этих домов живет с семьей известный омский боец смешанных единоборств Александр Шлеменко. Спортсмен и борец за трезвость и нравственность установил во дворе спортивную площадку. Но со всеми проблемами справиться пока не сумел — прямо под окнами его дома стоит здоровенный пивной магазин.
— Александра Шлеменко здесь, наверное, каждый знает. Он старается, многое для молодежи делает. Мне нравится здесь. Я живу здесь всего год, но пока всё устраивает. Я бы точно не переехала. Нравится благоустройство. Всё удобно, рядом. Единственное — дороги перед домами... Снег сойдет, и будут видны одни дыры, — рассказала Людмила.
Улица Гашека имеет целых два кольца. На одном из них — одноименная конечная, где устало, опустив натруженные рога, стоят троллейбусы. Между ними гуляют водители и кондукторы. Было прохладно, и многие предпочли перекусить между рейсами, сидя в кабине.
Второе кольцо — на пересечении с Сибирским проспектом. И, судя по всему, оно очень нравится местным дрифтерам и субаристам — их буквально оттуда не выгнать. Один из таких носился по кольцу как цирковой конь, пока его не выдавил подъезжающий троллейбус. Судя по взгляду, мужчина на водителя троллейбуса даже обиделся.
Среди домов района сохранился становящийся редкостью мини-рынок. Во времена гипермаркетов они постепенно исчезают — не все хотят покупать продукты под открытым небом. Но еще есть кое-где такие вот места, где по соседству на импровизированных прилавках лежат свиные головы, вязаные носки, мёд и мороженая рыба. Зато всё — натурпродукт.
Продавцы на таких рынках, как правило, веселые и душевные. Они не лезут за словом в карман и зазывают зевак и прохожих к прилавкам.
Сниматься они чаще всего отказываются, будто не мёд и мясо продают, а санкционную контрабанду из Европы.
— Я человек непубличный. Скажу одно — район нормальный. Для пчеловода самое то, — рассказал Владимир.
После снегопада Московка-2 смотрелась замечательно. Если тут и были какие-то внешние проблемы, то их скрыл снег. А еще для себя я заметил одну вещь — здесь очень много пожилых пар, гуляющих под руку. Это смотрится очень мило.
Неподалёку от кольца находится парк семейного отдыха. Место хорошее, берёзы, ёлочки. Но вот семей встретилось маловато. Видимо, рано было для отдыха. На заднем плане можно увидеть разрастающийся Омск. Наверное, и там когда-то росла картошка.
Неподалёку от улицы Архиепископа Сильвестра находится Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница». Его строительство еще ведётся, но на фоне заснеженного города он смотрится весьма красиво.
Храм построен на деньги прихожан. Поэтому на его кирпичах написаны имена тех, кто жертвовал деньги и помогал со стройкой. Слева, на бортике крыльца, есть имя Вера. Символично.
Своды и купол еще не расписаны, но стены уже украшают иконы. По словам женщины, следящей за порядком, приход достаточно большой, и это единственный православный храм на всю Московку-2.
— Храм здесь нужен был. Вокруг нет ни одного храма. Район был неспокойный. А тут и язычники, и наркоманы, и еще кто-то, — начала продавец церковной лавки Галина, для которой, по всей видимости, между язычниками и наркоманами стоит знак равенства.
— Всякие вещи вытворяют, что-то на стенах пишут. После постройки храма их, конечно, меньше не стало. Но храм объединяет людей. Его всем миром строили. Была собрана крупная сумма, а потом остальные люди вносили разные суммы пожертвований. Есть те, кто платит десятину, есть несколько бизнесменов, кто жертвует. Мы до сих пор денежки собираем. Можете тоже пожертвовать на вечное. Когда храм еще не был достроен, не было купола, ночные службы мы проводили под звёздами, под открытым небом, — рассказала женщина.
Это не единственное религиозное сооружение на Московке-2 — неподалёку находится церковь пятидесятников Неемия. У них есть детская игровая площадка, красивая кованая лестница, свежеотремонтированный холл с диванами и кофемашина. В церкви никого, кроме служителя, не оказалось, что для многих тоже плюс. Ну и, конечно, огромный светящийся ночью крест. Как рассказали местные, он освещает всю округу не хуже фонаря.
На улице Мишина находятся знаменитые долгострои, которые изрядно потрепали нервы многим дольщикам. Их история начиналась по стандартному сценарию: убедительные рекламные ролики, завлекательные цены (30 тысяч рублей за квадратный метр), обещания построить монолитные кирпичные многоэтажки за короткий срок. Об этой стройке подробно рассказывала в своём материале корреспондент NGS55.RU Ирина Буркина.
Одна из самых крупных точек концентрации местных жителей — это «Лента». Приход у неё явно больше, чем у любого соседнего храма. Это самый крупный магазин на всю округу, и в него едут закупаться и из других районов.
Одно из мест, которое мне советовали посетить на Московке-2, это долгострой, который загнулся практически на этапе начала стройки. По слухам, это должен был быть госпиталь для ветеранов афганской войны.
— Ой, я не знаю. Что здесь только не хотели делать. Вы лучше пройдите за забор, спросите там, — посоветовала женщина, которую на прогулке охранял верный друг.
Я последовал её совету и прошел за угол бетонного забора. Ворота были не закрыты, и получилось пройти внутрь. Картинка, открывшаяся там, ясности не внесла. У строения был готов только цоколь. Внезапно появился сторож. Он сначала стал возмущаться проникновению на охраняемую незакрытым забором территорию, но узнав причину визита, попробовал прояснить ситуацию. Получилось не очень.
— Здесь должны были сделать геронтологический центр для стариков. Дом престарелых. Про афганцев впервые слышу. Ну и бросили. Сейчас стройки никакой нет, — сказал мужчина.
С ним тут же начал спорить стоящий неподалёку таксист. По его словам, здесь должен был появиться госпиталь для ветеранов-афганцев. Мужчины спорили, но не приводя доказательств и фактов, а я оставил их и пошел дальше.
Рядом с недостроем, который скорее всего никогда не станет ни госпиталем, ни домом престарелых, стоят две пятиэтажки. Построены они необычным образом — буквой «Г». В одной из них есть арка. Но не это примечательно. Интересно, что это первые многоквартирные дома на Московке-2. Именно они и взросли на картофельном поле.
— Года это примерно с 1979-го. Тогда здесь ничего не было. Ни остановки, ничего. Пешком от Южного ходили. Здесь были частные дома, поле и березы. Болото. В общем, два дома и лес, — рассказал Василий, который всю жизнь провёл на Московке-2.
Я спросил у него про стычки между жителями Старой и Новой Московок. Как гласят слухи, молодые парни отчаянно сражались друг с другом — за девушек, соседнюю рощу, ну и просто так. Василий такого припомнить не смог, добавив, что сам он драться не любит.
Когда глядишь на двор изнутри, кажется, что в окружении этих 40-летних стен время остановилось. Сидят бабушки на лавочках, бегают кошки с котятами, о чем-то ругается молодая парочка и новогодней игрушкой на снегу синеет старенький «Москвич».
«Мини-рынок» — первая остановка на Московке-2. Раньше местные жители доезжали до неё и дальше шли пешком. Названа она не просто так — тут и правда есть мини-рынок. Но он переживает не лучшие свои времена. Покупателей на нем меньше, чем киосков, а сами магазинчики и лавочки в таком состоянии, что заходить в них не очень хочется.
— Меня район устраивает. Всё, что нам, старикам, надо — есть. И больница, и рынки, «Лента», транспорт. А больше нам ничего и не надо. Еще бы вон, рощу облагородили, чтобы гулять можно было. Там и шашлыки жарят, и гуляют. Хорошее место. Но вот чтоб всё для людей было, надо сделать. Чтоб удобно, — сказал мужчина, спешащий куда-то с санками.
Напротив остановки притаилась пожарная часть. Я надеюсь, что мужчина на велосипеде — не пожарный, спешащий на вызов.
Половину Московки-2 занимает частный сектор. Он отличается разношерстностью постройки. Тут тебе и коттеджи, тут тебе и избушки. Есть очень живописные домики, но вот резные наличники здесь редкость.
— Да тут весь район сделан тяп-ляп. В смысле частник. Всё строились как попало. Я тут с 1985 года живу. Тут всегда так было, — поделился Евгений.
Евгений оказался прав. Частный сектор на Московке-2 — это хаотичное нагромождение домов и домиков. Они располагаются без какой-то явной системы. Тут можно встретить и ветхие избушки, и кирпичные дома в несколько этажей. По улицам бегают дети с несколькими собаками. Им повезло — у них есть деревенское детство в городе.
Одним из бывших долгостроев на Московке-2 повезло-таки стать торговым комплексом, первым в районе. Он носит гордое название «Арбат». Внутри всё очень скромно — несколько киосков с продуктами, одеждой и различными товарами. На Арбат, прямо так скажем, не тянет. Продавщицы, как водится, общаться отказывались и скрывались в киосках с быстротой Фатимы, прячущей личико. Я прогулялся по рядам, ничего интересного не увидел и пошёл дальше.
— Район мне не очень нравится. Вот левый берег — там хорошо: всё рядом, всё есть. А тут только «Лента». Ты в «Арбат» заходил? Видел, что там? Сельпо! И тут так везде. Я бы переехал в другой район, но уже здесь вложился, — рассказал Илья, который вместе с Фариком сидел в киоске по ремонту обуви.
— Район хороший. И люди тут хорошие. Много нерусских, но со всеми в мире живем. Кто-то думает, что он криминальный. Не криминальнее других. Просто он как бы затормозил во многом. Как 20 лет назад был — так и сейчас. Что-то строят, киоски всякие. Но развития нет. Сейчас вокруг застраивать начнут плотно, и я думаю, что всё хорошо будет, — считает Станислав, который живёт на Московке-2 12 лет.