Еда Подорожал хлеб подробности «Либо закрываться, либо как-то двигаться»: в Омской области с октября вырастут цены на хлеб — чем это объясняют

«Либо закрываться, либо как-то двигаться»: в Омской области с октября вырастут цены на хлеб — чем это объясняют

Хлебозаводы столкнулись с дефицитом кадров. Готовиться ли к дефициту хлеба?

В Омской области шесть крупных хлебозаводов занимают 83% рынка

В Омской области подорожает хлеб. О повышении цен на свою продукцию объявили крупнейшие производители — «Хлебодар», «Сибирский хлеб» и другие. Известно, когда это произойдет — с октября, но пока не известно на сколько — окончательный размер прибавки еще обсуждается. На так называемые социальные сорта хлеба, «Пшеничный» и «Урожайный», цены вырастут не выше инфляции, успокаивают власти. За этим бдят антимонопольщики. Но на стоимость, например, премиального хлеба и сдобы повлиять они уже не смогут. Тут цены ограничены только аппетитами хлебопеков. О причинах подорожания хлеба — в материале NGS55.RU.

Хлебом не корми

По данным Росстата, в год каждый омич съедает в среднем 78 килограммов хлеба, булочек и другой выпечки. Это примерно 10% рациона. Так что любое повышение цен моментально скажется на семейном бюджете. А оно случилось бы неизбежно. Причин несколько, ключевые, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николая Дрофы, рост расходов на зарплаты и логистику.

— В прошлом году доля заработной платы в себестоимости хлеба составляла 22%, а в этом году — 46%. Потому что сегодня и Минобороны набирает бойцов, и на оборонные предприятия идет набор. Чтобы с ними конкурировать, [хлебозаводам] надо платить работникам достойную зарплату. Немного выросли страховые взносы. Если в 2022 году они составляли 6%, то в этом году — 7,3%, — сообщил Николай Дрофа. — И подорожала логистика. «Хлебодар» возит свой хлеб в Тарский район, в Большереченский, в Нижнеомский. А мы видим, на сколько подорожали ГСМ, на 40 с лишним процентов к прошлому году. Если поднимется сегодня цена на хлеб, то в основном за счет заработной платы и логистики, но ни в коем случае не за счет сырья. За счет сырья она, наоборот, снизилась.

Обвал средней цены на белый хлеб в начале года можно объяснить только изменением методики расчетов. А так цены на удивление стабильны

По словам президента Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, генерального директора «Сибирского комбината хлебопродуктов» Ильи Баринова, хлебопеки могли повысить цены еще раньше, когда закончились субсидии регионального Минсельхозпрода. Им компенсировали из областного бюджета по 5 рублей затрат на каждый килограмм хлеба, но по объективным причинам перестали.

— В бюджете тоже тяжеловато с финансированием. Субсидия кончилась летом, и всё это время хлебопеки пытались найти консенсус и цену сдерживать. И сдерживали за свой счет. Сейчас предел: либо закрывать предприятие, потому что нет никакой рентабельности, либо как-то двигаться, — объяснил Илья Баринов. — Мы же про ГСМ проглотили, ничего не поменялось. Газ с января уже на 9% подорожал, железнодорожные тарифы — на 10,75% (вырастут с 2024 года. — Прим ред.). Ни у кого не возникает никаких вопросов. Антимонопольная служба промолчала — это нормально, это биржевая цена. А это основная составляющая всех транспортных затрат.

Николай Дрофа не исключил, что господдержку вернут, если ситуация на рынке станет критической.

— Мы давали субсидии, потому что зерно было очень дорогое. В 2021-м и в начале 2022 года оно стоило 18–20 тысяч рублей за тонну. Отсюда и мука дорогая была. Сейчас всё это дешево, — отметил министр. — Если инфляция будет большая и рентабельность низкая (сейчас даже процента нет, а ряд хлебов пекут в убыток), чтобы предприятия не закрылись, конечно, будем рассматривать возможность их поддержки через субсидию.

Запомните цены такими

Дорога горбушка к обеду

На вопрос, к какому росту цен на хлеб готовиться, спикеры отвечают, не называя конкретных цифр (а хлебопеки вообще отказываются от комментариев). По словам Ильи Баринова, всё зависит от того, удастся ли убедить торговые сети, через которые идут основные продажи, минимизировать свою наценку.

— К сожалению, наценка сети значительная. Если сети пойдут навстречу, может, рост цен совершенно незначительный будет. Диалоги пока ведутся, — добавил глава профильной Ассоциации. — Обсуждается, чтобы повышение стоимости хлеба было не выше уровня инфляции.

В августе, по данным статистиков, цены в Омской области выросли по сравнению с прошлым годом на 4,38%, но в сентябре инфляция еще ускорилась из-за обвала рубля и резкого подорожания топлива.

— Рост цен возможен, но он не будет носить колоссальный характер. Возможно, 3–5%, может быть, 5,5%. Это допустимо. Всё остальное будет недопустимо. Даже если кто-то захочет поднять выше, Федеральная антимонопольная служба будет всё контролировать и останавливать, — заверил министр сельского хозяйства и продовольствия. — Кто-то найдет премиум-булочку с маком и будет смаковать, что цена выросла на 50%.

«На какую-то булочку с маком, может, и вырастет цена на 50%, но все социальные хлеба будут контролироваться»

Даже после октябрьского повышения хлеб в Омской области, скорее всего, останется самым дешевым в Сибири. Сейчас в регионе килограмм «серого» стоит чуть больше 64 рублей, в Томской области — почти 71 рубль, в Новосибирской цена стремится к 96 рублям, а в Республике Алтай она уже перевалила за 105 рублей.

Цену по осени считают

С чем точно не связано подорожание хлеба, так это с количеством и качеством урожая зерна. Из-за аномальной жары в Омской области сгорели несколько десятков тысяч гектаров посевов, пострадало еще около миллиона. Но на продовольственную безопасность региона это не повлияет.

— Дефицита нет и не предвидится. У нас переходящий запас зерна очень большой. Мы участвовали в интервенции. В целом по России было закуплено 3 миллиона тонн, а в Омской области — 410 тысяч тонн. Представляете, какая часть российского хлеба хранится у нас на элеваторах! — успокоил Николай Дрофа. — В этом году мы уже 1,8 миллиона тонн заготовили, а у нас потребность 1,5 миллиона. И притом сейчас закрыты границы с Казахстаном на вывоз пшеницы, поэтому бояться, что наше зерно куда-то уйдет, не стоит.

Не видит поводов для беспокойства и Илья Баринов. Хлеб, по его словам, останется доступным во всех смыслах.

— Есть вопрос к качеству урожая, но плюс в том, что в прошлом году Омской области заложили значительную интервенцию, порядка 400 тысяч тонн. Это достаточно много, и, если государство даст возможность мукомолам покупать это зерно, это стабилизирует уровень цен. Инструменты есть, вопрос в том, как этими инструментами будут пользоваться, — отметил президент региональной Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства