Экономика Перебои с топливом в Омске Ждем отката? Что будет с ценами на бензин и солярку в Омске после запрета экспорта топлива — отвечают эксперты

Ждем отката? Что будет с ценами на бензин и солярку в Омске после запрета экспорта топлива — отвечают эксперты

Радикальные меры должны стабилизировать рынок

На вечер 22 сентября с топливом всё еще были проблемы

Дефицит топлива, прокатившийся по многим регионам России, от юга до Забайкалья, на стыке лета и осени 2023 года, кажется, достиг своего апогея, в четверг, 21 сентября, когда власти перешли к радикальным мерам и приняли решение запретить экспорт бензина и дизеля из нашей страны, чтобы стабилизировать ситуацию. Как раз в этот день топливный кризис добрался и до нашего региона — омичи столкнулись с отсутствием бензина и солярки на заправках «Газпромнефти». Уже вечером губернатор Омской области Виталий Хоценко рапортовал об увеличении количества бензовозов для доставки топлива в город Омск и Омскую область, а на следующий день ситуация вроде бы нормализовалась — топливо на АЗС сине-белой сети снова появилось (правда не на всех). Но что ждет нас дальше? И по каким причинам страна, которую иногда пренебрежительно называют бензоколонкой, столкнулась с топливным кризисом? NGS55.RU решил задать эти вопросы экспертам рынка.

Цены на бензин и дизель росли быстрыми темпами, а потом и вовсе пропали на некоторых омских заправках

«Аграрии проспали всё на свете»

В конце лета в России начали стремительно расти цены на топливо — основные марки бензина ежедневно обновляли рекорды стоимости на бирже, вместе с ними дорожал и дизель. В августе южные регионы столкнулись с перебоями в поставках топлива на АЗС, а к концу сентября эта проблема стала актуальна и для Сибири. Особенно больно она ударила по сельхозпроизводителям — рост цен на солярку вкупе с ее дефицитом поставил под угрозу уборку урожая. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша отмечает, что фермерские хозяйства оказались не готовы к уборочной кампании из-за собственной жадности — в патовой ситуации оказались аграрии, которые надеялись купить низкокачественное топливо по низкой стоимости.

— Аграрии проспали всё на свете. Хотя у тех, кто готовился к уборочной кампании заранее, всё нормально. А те, кто надеялся, что закупит суррогат по низкой цене, в итоге остались ни с чем. Это, конечно, серьезная проблема на сегодняшний день. А что касается цен, то сегодня, по крайней мере на частных заправках, они пошли вниз, так что ситуация нормализуется. Но что делать дальше? Вот в чем вопрос. Экспорт нельзя ограничивать надолго, такие меры могут быть только временными. Я думаю, что правительство долго искало различные пути решения этой проблемы, но натыкалось на сопротивление представителей отрасли, поэтому согласование шло очень сложно. Временный запрет на экспорт нефти должен подстегнуть всех к дальнейшим решениям, и они должны быть приняты очень быстро. И пока остаются на повестке очень большие проблемы с логистикой, в частности с РЖД, — отмечает Евгений Аркуша.

Эксперты ожидают снижения цен после запрета экспорта нефтепродуктов

Длительный простой цистерн из-за перегруженности железнодорожных путей грузополучатели отмечают еще с конца августа. По мнению заместителя директора топливной компании «ГЭЙНФУЛ» Анастасии Буниной, несмотря на то что на территории Омска находится нефтеперерабатывающий завод, проблема логистики коснулась и нашего региона. Дело в том, что сырье для каталитического крекинга — одного из важных этапов получения бензина — везут железнодорожным транспортом, а в его передвижении и по сей день продолжаются перебои.

Как решают проблему

Власти рассчитывают, что запрет на экспорт топлива из России даст быстрые результаты — прежде всего он должен стать стимулом для снижения внутренних оптовых цен на бензин и дизель. Срок действия этих ограничительных мер, по словам заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, будет зависеть от насыщения рынка ресурсами и итоговых результатов. Заместитель директора топливной компании «ГЭЙНФУЛ» Анастасия Бунина отмечает, что позитивные изменения уже заметны.

— Ограничения по экспорту топлива уже дают позитивные результаты — сегодня «Газпромнефть» анонсировала значительное снижение стоимости в оптовых закупках. В дальнейшем ограничение экспорта позволит насытить внутренний рынок и стабилизировать цены на нефтепродукты. Очень позитивно на российском бюджете должен сказаться экспорт в Китай нашей нефти BCTO с высоким содержанием дизеля — ее китайцы покупают не с дисконтом, а с надбавкой. Понятно, что мы по-прежнему сильно зависим от энергоресурсов, но такие меры позволят не только стабилизировать рынок внутри России и насытить его, но избежать урона для бюджета, — считает эксперт.

Заметную разницу в стоимости дизельного топлива на АЗС (например, в минувший четверг омские перевозчики жаловались на то, что на АЗС «Газпромнефти» литр солярки стоит 60 рублей, а на заправках сети «ТопЛайн» — 69 рублей) Анастасия Бунина объясняет тем, что условия оптовых закупок для частных заправок (к таким относится «ТопЛайн») сильно отличаются от условий, по которым закупают бензин и дизель АЗС, принадлежащие вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), таким как «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть» и др.

— Многие нефтеперерабатывающие заводы останавливали производство в связи с профилактическими работами. В результате на АЗС, принадлежащих частным компаниям, заметно подорожало топливо, поскольку для них цены при оптовых закупках были выше, чем для АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям. Стоимость топлива для таких заправок, в зависимости от региона, доходила до 80 рублей за литр — и это еще без учета расходов на транспортировку. По этой причине на некоторых заправках топливо просто исчезло, — отмечает Анастасия Бунина.

Что будет с транспортом?

Из-за топливного ажиотажа на заправках образовывались очереди

В Омске перебои с бензином уже отразились на работе частных перевозчиков — из-за образовавшихся в минувший четверг очередей на АЗС таксисты теряли время, а следовательно, и доход. А омский предприниматель Владимир Черепанов, обслуживающий маршрут № 212 (СТЦ «МЕГА» — ТК «Лента»), заявил о том, что, если ситуация с дефицитом топлива не изменится в лучшую сторону, маршрутчики будут вынуждены приостановить работу.

Вместе с тем глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев сохраняет спокойствие.

— То, что происходит сейчас, — стандартная ситуация. Ежегодно в этот период на нефтеперерабатывающих предприятиях идет переформатирование установок к зимнему сезону. Часть установок в этот период не работает, и поэтому создается дефицит топлива. Это случается каждый год. Дефицит на перевозчиках пока не отразился. Мы не знаем, какие объемы топлива хранятся в подземных резервуарах на автозаправочных станциях и каков общий объем его потребления на омском рынке, поэтому не можем судить, хватит ли топлива на ближайшее время, — говорит Николай Артемьев.

Что касается муниципального транспорта, то он получает топливо по индивидуальным контрактам. Дизельным топливом омские автобусы заправляются на АЗС «ТопЛайн», а газом — на заправках «Газпромнефти». При этом, по словам главы омского департамента транспорта Вадима Кормильца, эти контракты позволяют получать необходимое количество топлива для общественного транспорта вне зависимости от ситуации на рынке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства