21 апреля среда
СЕЙЧАС +1°С

Другие статьи автора

«Российской экономике не нужна масса образованных людей»: омский учитель — о своем выступлении в Госдуме

Он рассказал о низких зарплатах педагогов в регионах

Поделиться

Степан считает, что больших изменений не последует, но он убежден, что вода камень точит

Степан считает, что больших изменений не последует, но он убежден, что вода камень точит

Поделиться

22 марта омский учитель Степан Кошкарёв стал участником парламентских слушаний в Госдуме. Кратко мы уже рассказывали о выступлении омича. Теперь — подробнее о его речи, в которой он затронул проблемы педагогов, и об итогах выступления из первых уст.

О причинах поездки в Госдуму

В Госдуме я уже выступал в 2019 году. Но это были расширенные парламентские слушания в пленарном зале с участием министров, председателя Госдумы и представителями всех фракций.

Последние слушания, которые прошли 22 марта, отличались тем, что организатором выступила партия КПРФ. Были приглашены министры профильных министерств, но они отправили своих заместителей. Другими словами, масштаб мероприятия был меньше и проходил в малом зале. И я подумал: почему бы не воспользоваться возможностью и еще раз озвучить на всю страну проблемы школьного образования с позиции человека, работающего в поле, а не чиновника из высокого кабинета, который никогда не видел настоящих школьников и не преподавал в школе, но точно знает, как управлять образованием?

Итоги прошлых парламентских слушаний

В 2019 году мое выступление было посвящено тому, что отчеты чиновников не отражают реальность, что российский учитель сегодня недооценен, что его статус низкий, зарплата маленькая, а нагрузка большая. Всё это приводит к кадровому голоду и снижению качества школьного образования. Госдума приняла постановление, которое должно было гарантировать решение проблем, озвученных на слушаниях, поддержали это и (тогда еще) министр просвещения Ольга Васильева и председатель Государственной думы Вячеслав Володин.

Выступление

Теперь немного о слушаниях 22 марта. Мое выступление было рассчитано на 5 минут, но из-за несоблюдения регламента организаторами многие не успели озвучить свои доклады. Я же выступил. Но к тому моменту мы уже вышли за пределы временных рамок слушаний, поэтому мое выступление, с одной стороны, было урезано по времени, и кое-что в нем не было озвучено, с другой — стало скорее формальным и несколько скомканным, поскольку многие участники слушаний уже покинули зал. Но если есть реакция в СМИ, социальных сетях и в каких-то кабинетах, значит, что всё же удалось достучаться.

Молодой человек рассказывал в Госдуме о проблемах учителей уже во второй раз

Молодой человек рассказывал в Госдуме о проблемах учителей уже во второй раз

Поделиться

Суть моего выступления:

За 2 года после больших парламентских слушаний и определения вопросов, которые надо решить в плане статуса педагогов и их заработных плат, мы слышали много «предложений», «обещаний», «рассуждений», но не видели результат. При том, что за два года уровень жизни в стране пробил пару уровней вниз (экономический кризис, пандемия).

А заработная плата учителей не изменилась. Ставка в Омске была 8500 рублей два года назад, а угадайте, какая она сегодня? Вот так наше государство оценивает высококвалифицированный труд, который должен создавать будущее страны.

Да, появились надбавки классным руководителям (5000 рублей), но тут два «но». Первое — не все учителя классные руководители, второе — раньше во многих регионах труд классных руководителей не оплачивался совсем, например, в Омске была «доплата» 40 рублей за ученика в классе. То есть эти 5000 рублей — не доплата, а компенсация за труд, который раньше вообще не был оценен.

Таким образом, школа попадает в ситуацию, когда качество преподавания заведомо будет низким. Учитель — главный организатор образовательной и воспитательной деятельности в школе, он же находится перед выбором: нищета либо нечеловеческая нагрузка. Как итог, свои силы он тратит не на детей и совершенствование себя как педагога, а на выживание.

Небольшой кейс для родителей. Когда вы приходите с работы уставшие, а у вас затяжной период постоянных переработок, как у вас складывается общение с детьми? У вас может быть один или два ребенка, а у учителя их 30 в классе, и с каждым надо общаться, проникать в их проблемы, помогать найти решение.

Кроме того, я отметил, что несмотря на увеличение количества выпускников педвузов, желающих преподавать в школе так же мало. Оттуда и проблемы с количеством и качеством кадров. А сегодня нам нужны образованные люди и те, кто может воспитать этих образованных. Откуда они возьмутся при таком подходе?

Ну, и разница в условиях образовательных возможностей Москвы и большинства регионов России. Сейчас четко видно, как люди живут буквально в разных реальностях.

Реакция чиновников

Я понимаю, что далеко не все учителя готовы и могут открыто высказывать свою позицию и свое недовольство, но я являюсь еще и помощником депутата Государственной думы. И это, с одной стороны, дает мне шанс работать в школе (потому что зарплата в школе — это какой-то социальный эксперимент, а не возможность для жизни), а с другой — дает определенную защиту и возможность говорить о том, что у всех на уме, но пока еще не озвучено.

Не знаю, сколько я еще проработаю в образовании, но за 5 лет педагогического стажа вижу только ухудшение положения учителя и снижение качества образования в целом, как системы.

Реакция в Москве пока неясна, будут какие-то обещания к выборам, но пока ждем. В Омске уже есть негативная реакция со стороны чиновников, хотя в своем выступлении я ничего особенного не сказал.


Результаты слушаний и возможные перемены

Не думаю, что у этих слушаний будут большие результаты, но вода камень точит. Чем больше людей будет вникать в эти вопросы, тем лучше.

Сегодня школа не сможет измениться без поддержки родителей, учеников, ну и самих учителей, которым пора высказывать свою позицию, а не соглашаться со всем, что предлагается. Отступать некуда.

Ну, и главное: основная проблема российского образования — экономика (там вообще целый список, но я о главном). Российской экономике не нужна масса образованных людей, им негде работать. А для блогера (подставьте свой вариант) не требуется высокой образованности. Оттуда и растут ноги всех реформ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

По теме (8)

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК22
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...