Еще в начале 2000-х мэрия Омска владела десятками самых разных предприятий: продуктовыми и комиссионными магазинами, столовыми, парикмахерскими и т. д. Но затем большинство этих активов чиновники признали непрофильными (читай: неприбыльными) и продали или закрыли. В частные руки, например, попали магазин «Океан», пользовавшийся популярностью даже у туристов, и кафе «Речник», шашлыки из которого до сих пор с нежностью вспоминают омичи. 20 лет спустя от муниципальной бизнес-империи остались лишь осколки. Или бриллианты? NGS55.RU разбирался, сколько и на чём сегодня зарабатывает мэрия. И зарабатывает ли вообще.
Сейчас администрация Омска контролирует 11 коммерческих организаций. Среди них, например, транспортный монополист, поставщик горячей воды и медиахолдинг, следует из данных сервиса проверки и анализа контрагентов Rusprofile. Одни работают в статусе муниципальных предприятий (МП), другие — акционерных обществ. Но до конца года все должны встать на коммерческие рельсы или быть ликвидированы — это требование федерального закона. Мол, сейчас они существуют в основном за счет дотаций из бюджета, а после приватизации возможностей для заработка станет больше.
МП «Электрический транспорт». Первый по прибыли
«Электрический транспорт» — монополист, владеющий трамвайной и троллейбусной сетью в Омске. МП обслуживает восемь троллейбусных и шесть трамвайных маршрутов, а после того как на Левобережье достроят контактную сеть и тяговые подстанции, троллейбусы начнут курсировать еще по трем направлениям.
За последние четыре года «Электрический транспорт» купил в лизинг 111 троллейбусов марки «Адмирал» и 24 трамвая «Спектр» за 2,7 миллиарда рублей. По факту расходы на помолодевший автопарк будут в разы больше. Из-за новых «рогатых» тариф на перевозку пассажиров вырос в полтора с лишним раза — до 69 рублей. Сами пассажиры этого пока не почувствовали и продолжают платить меньше половины суммы, а остальную часть «Электрическому транспорту» компенсируют из городского бюджета. В прошлом году, например, ему доплатили миллиард рублей. Но планируется, что с 1 июля, впервые за пять лет, проезд все-таки подорожает. И сразу на 10 рублей.
Отдельная строка доходов «Электрического транспорта» — сдача в аренду трамваев и троллейбусов для свиданий или экскурсий. Стоит это минимум 2075 рублей в час.
— Вагон [можно арендовать] не любой, тут нужно каждый случай рассматривать отдельно, в приоритете — графики выхода на линию, — отмечал в интервью NGS55.RU директор МП, а в недалеком прошлом вице-мэр Сергей Фролов.
Как правило, мэрия оставляет себе 30% чистой прибыли мунпредприятий. Но, например, по итогам 2022 года они обязаны были поделиться 55% своего дохода, а в этом году у «Электрического транспорта» заберут все 90% — почти 287,2 миллиона рублей.
МП «Пассажирское предприятие № 8». Лидер по зарплате директора
У муниципального автобусного перевозчика финансовые дела идут не так хорошо. За последние 15 лет Пассажирское предприятие № 8 сработало в плюс всего один раз: в 2021 году чистая прибыль составила 65,4 миллиона рублей. Но в 2023-м убыток стал рекордно большим. А всё в основном потому, что мэрия занижает стоимость километра пробега по контрактам с перевозчиком, говорится в пояснении к бухотчету. Но на понимание пассажиров, которые вынуждены подолгу ждать свой автобус, а дождавшись, ехать, как селедки в бочке, предприятию рассчитывать не стоит.
Контракты с департаментом транспорта в прошлом году принесли «восьмерке» 2,3 миллиарда рублей — более 95% годового дохода. Пассажирское предприятие обслуживало 53 автобусных маршрута из 110, на него пришлось порядка 40% пассажиропотока. При этом по количеству автобусов в парке конкурентов у муниципального перевозчика нет — их около полутысячи. Проблема в другом: не хватает 180 водителей (причин накопилось на целую статью). Да и в целом за год штат предприятия сократился на 10% или на 200 человек.
На рост убытков повлияло также подорожание запчастей и ГСМ и повышение зарплаты водителям на 7% с октября 2023 года. А с 1 июля ее пообещали еще поднять. С учетом переработок, утверждает директор департамента транспорта Вадим Кормилец, водители смогут зарабатывать более 90 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, директор Пассажирского предприятия № 8 Марат Саликов в прошлом году получал в среднем 306 тысяч в месяц, за год набежало 3,8 миллиона.
Перевозчик наконец рассчитался по долгам Пассажирского предприятия № 4 и Пассажирского предприятия № 7, которые присоединили к нему в ходе оптимизации. В прошлом году Пассажирское предприятие № 8 выплатило за них кредиторам почти 30 миллионов рублей. Осталось погасить свои долги, которых у него в 10 раз больше.
ОАО «ПАТП № 2». Компания-призрак
Пассажирское автотранспортное предприятие № 2 — единственный муниципальный перевозчик в статусе акционерного общества. Правда, перевозчик он только на бумаге — автобусы компания с мая 2018 года сдает в аренду Пассажирскому предприятию № 8, на этом и зарабатывает. Зарегистрирована она была в 2005 году на базе одноименного МП. Контрольный пакет акций тогда принадлежал городу, 49% ценных бумаг владело ЗАО «УК «РегионАвтоТранс»», аффилированное с миллиардером Олегом Дерипаской. Мэрия вложилась в ПАТП № 2 недвижимостью и оборудованием, столичный инвестор — 207 новыми автобусами.
Но пять лет спустя «РегионАвтоТранс» обанкротился, а его долю в уставном капитале номинальной стоимостью 87 миллионов рублей на торгах всего за 2,9 миллиона рублей выкупил департамент имущественных отношений города.
— Очень выгодное приобретение — успешно работающее предприятие с парком в 186 автобусов, пущенных в эксплуатацию в 2006 году. Это относительно новые автобусы, — отмечал тогда директор дептранса Олег Осинский.
На тот момент ПАТП № 2 хоть и перевозило почти треть всех пассажиров города, однако работало в убыток и с огромной кредиторкой (17 и 236 миллионов рублей соответственно на конец 2011 года).
Сейчас предприятие фактически простаивает, но закрывать его мэрия не планирует.
— Есть федеральные требования, чтобы к концу 2024 года мы избавились от муниципальных предприятий. Зачем нам создавать новое акционерное общество, если у нас уже существует со 100% муниципальным уставным капиталом, со своей территорией? При этом Пассажирское предприятие № 8 прекратит свое существование. Каким образом оно трансформируется, пока думаем. Людей никто не собирается увольнять или сокращать, — заявлял на «кухонных посиделках» в «Коммерческих вестях» Вадим Кормилец.
АО «Пассажирсервис». Всё по расписанию
Эта мэрская организация, если очень упростить, занимается цифровизацией общественного транспорта. Она отвечает за пластиковые и виртуальные проездные, электронных кондукторов (так поэтично называют валидаторы), расписание автобусов, троллейбусов и трамваев в интернете и т. п.
Основной доход «Пассажирсервис» получает от обработки платежей за проезд, также компания зарабатывает на аренде терминалов и продаже транспортных карт. По итогам прошлого года она должна перечислить в бюджет 5,6 миллиона рублей чистой прибыли.
МУП «Муниципальные рынки». Кандидат на доску позора
В начале двухтысячных муниципальных рынков в Омске было восемь (плюс два ярмарочных комплекса — «Торговый город» и «Черлакский»). Четыре — Амурский, Октябрьский, Кировский и Первомайский — мэрия 15 лет назад продала отдельными лотами. И тогда же, в 2009-м, горсовет поставил ребром вопрос о приватизации всего предприятия. На эту идею, писал «Коммерсантъ», депутатов натолкнули результаты проверки Контрольно-счетной палаты Омска, которая показала, что муниципальное имущество используется неэффективно. Уж бизнесмены, в отличие от чиновников, наверняка смогут сделать рынки прибыльным, посчитали народные избранники. Дальше разговоров тогда дело не пошло, но сейчас выбора нет — распоряжение об акционировании МП подписано. Вот только потенциальные инвесторы ясно дали понять, что сегодня рынки проще снести, а участки отдать под застройку.
Попытки реанимировать «Муниципальные рынки» городские власти все-таки предпринимали, но лишь вновь привлекли к себе внимание аудиторов. Речь идет о ярмарках, под видом которых Омск в 2020–2022 годах заполонили обычные павильоны. Выяснилось, что ярмарки были созданы для того, чтобы получить хорошие места для торговли без конкурса, сообщали «Коммерческие вести» со ссылкой на отчет городской Контрольно-счетной палаты. Более того, плата для арендаторов была занижена в разы. Доход от городских ярмарок составил 6,8 миллиона рублей.
Сейчас в собственности города остаются Левобережный, Ленинский, Советский и Центральный рынки. Это более 1700 торговых мест, 20 264 кв. м торговых и 3195 кв. м складских помещений. За прошлый год МП при таких впечатляющих активах заработало всего 10 миллионов рублей чистой прибыли. Как сказал про весьма скромные доходы рынков депутат горсовета Алексей Провозин: «Позорище!» Городской бюджет получит 3,4 миллиона.
АО «Омскэлектро». Первый разряд по долгам
Компания, весь пакет акций которой принадлежит мэрии, обслуживает более 60% электрических сетей на территории города. В прошлом году «Омскэлектро», по информации с официального сайта компании, потратило на их ремонт 946 миллионов рублей, однако износ все равно превышает 75%. Не удивительно, учитывая, что в 2021 году «Омскэлектро» отметило вековой юбилей.
Почти столько же, 915 миллионов рублей, ушло на зарплаты — в компании работает порядка тысячи человек. А возглавляет «Омскэлектро» уралец Андрей Жуковский. В 2018 году он приехал в Омскую область из Свердловской вслед за губернатором Александром Бурковым, земляком и однопартийцем. Глава региона уже сменился, а глава компании, несмотря на многочисленные скандалы, сохраняет свой пост.
Например, три года назад «Омскэлектро», задолжавшее поставщикам и подрядчикам более 900 миллионов рублей, хотело купить внедорожник Toyota Land Cruiser почти за 11 миллионов. Облпрокуратура также уличила компанию в искусственно раздутом управленческом штате и необоснованных премиях топ-менеджерам. Общая сумма выплат только за 2022 год превысила 40 миллионов рублей. Вишенка на торте — несколько уголовных дел в отношении руководства «Омскэлектро» за злоупотребление должностными полномочиями и халатность.
В начале 2010-х дела в муниципальном предприятии были настолько плохи, что власти не исключали продажи или сдачи в аренду части его активов. Чтобы избежать банкротства и рассчитаться с основным кредитором, МРСК Сибири, областные чиновники через городских передали ему кабельные линии между подстанциями Фрунзенской и Прибрежной стоимостью почти 700 миллионов рублей.
АО «Тепловая компания». На грани банкротства
Еще один проблемный актив мэрии, который нести тяжело (85% всех теплосетей старше 25 лет), а бросить жалко (предприятие обеспечивает теплом 90% жителей города). «Тепловая компания» частично финансируется из городского бюджета: только за прошлый год ей перечислили 362 миллиона рублей.
В последний раз прибыльной «Тепловая компания» была в 2014 году еще в статусе муниципального предприятия. Тогда доходы превысили расходы на символические 2,7 миллиона рублей. В прошлом году ее акционировали, передав по наследству почти двухмиллиардный долг МУПа. Первое заявление на банкротство «Тепловой компании» кредиторы подали в арбитраж всего через полторы недели после реорганизации.
Планировалось, что приватизация убыточной компании позволит быстрее найти инвестора. Рассматривался также вариант ее слияния с другой ресурсоснабжающей организацией — «Омск РТС». Кстати, сейчас именно ее бывший директор возглавляет «Тепловую компанию».
В конце мая ремонтникам из «Тепловой компании» повысили зарплату на 10%. Индексация коснулась 140 сотрудников из 1423. А всего в прошлом году на оплату труда ушло 973 миллиона рублей.
МП «ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ». Ни сучка, ни задоринки
Муниципальное предприятие управляет четырьмя городскими парками: ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ, Советским парком, садом Сибирь и садом им. С. М. Кирова. Самый большой — «тридцатка». На его сайте указано, что парк занимает 73,8 гектара, но по факту МП арендует всего 64,3 гектара, а остальные участки нарезаны под застройку.
С июня 2023 года МУП возглавляет Руслан Щербаков, бывший завхоз Омского музыкально-педагогического колледжа. После назначения его фамилия фигурировала в СМИ всего один раз, когда мэр Омска Сергей Шелест вмешался в ситуацию с вырубками деревьев в парке им. 30-летия ВЛКСМ.
— <...> Руслан Анатольевич Щербаков должен дать весь расклад: лесоруб он или нормальный хозяин. Конечно, на территории парка есть ветхие и аварийные деревья, но это не значит, что нужно бездумно махать топором, — написал глава города в своем телеграм-канале.
Объясняться директору парка придется и перед следователями, которые возбудили уголовное дело на дровосеков. Пни проходят как вещдоки.
Ответственность за капитальную застройку бывших парковых земель чиновники перекладывают на своих предшественников и суды. В 2022 году на углу улиц Масленникова и Богдана Хмельницкого уже вырос пятиэтажный торговый центр, хотя застройщик, компания «Кедр», обещал омичам кинотеатр. Еще один торговый объект анонсирован справа от центрального входа в парк.
Главный конкурент муниципальных парков — частный парк «Вокруг света», который компания «Омск сайдинг инвест» развивает на территории «Зеленого острова». Муниципалам же удается покупать новые аттракционы раз в два года: в 2022-м в «тридцатке» установили «Праздничную карусель», в 2024-м планируется запустить карусель «Юла». В парке «Вокруг света» за два года установили 19 аттракционов плюс самые большое за Уралом колесо обозрения.
За год доходы парка 30-летия ВЛКСМ сократились на 5%, больше всего просели продажи билетов на аттракционы. Колесо обозрения в ПКиО остановили из-за деформации металлоконструкции, а «Ракушки малые», «Сказочных пегасов», «Формулу-1» и «Солнышко» передали в Советский парк.
АО ГК «Иртыш». Приют для беженцев
«Иртыш» начинали строить в 80-х как дом отдыха, ввели в эксплуатацию как учебный центр и общежитие для партийных работников, а в 1992 году перепрофилировали под гостиничный комплекс.
— Начало девяностых было золотым временем для гостиницы. Город открылся, сюда повалили иностранцы. Перед нами встала острая необходимость открыть валютный счет, я до сих пор удивляюсь тому, что мне каким-то образом удалось это сделать. Людям тогда задерживали зарплату, а на нашу гостиницу деньги лились рекой — мы делали ремонт, постоянно закупали новое оборудование. Вскоре гостиница вышла на совсем новый уровень, — вспоминала первый директор ГК «Иртыш» Галина Кулекина.
Стены «Иртыша» видели Михаила Горбачева, Филиппа Киркорова и Александра Солженицына. Сегодня ВИПы предпочитают останавливаться в более современных частных гостиницах, зато муниципальный комплекс с завидной регулярностью получает госконтракты. В ковидные времена здесь жили медики, а сейчас — беженцы из Украины. За последние три года трехзвездочный «Иртыш» получил из областного бюджета более 115 миллионов рублей.
Руководит гостиницей депутат горсовета Алексей Саяпин, которому раньше принадлежала сеть компьютерных магазинов «Ритм». И его компания, и он сам пережили банкротство.
МУП «Банное хозяйство». Отдало бани в аренду и не парится
В Омске 16 муниципальных бань, управляет ими с переменным финансовым успехом МУП «Банное хозяйство»: за последние десять лет прибыль оно принесло лишь трижды. Но избавляться от проблемного актива мэрия не планирует — в муниципальных банях по талонам моются льготники. А с 1 июля тарифы для любителей пара повысят. Два часа в общем отделении обойдутся уже в 340 рублей, тогда как сейчас помывка стоит 260 рублей за полтора часа.
В прошлом году шесть самых убыточных бань власти отдали на пять лет частным инвесторам.
— В этих банях есть полуразрушенные пустые помещения. В дальнейшем планируем их отремонтировать и использовать под коммерцию. Под коммерцией подразумеваем ту же деятельность — это открытие кабинок и парных, которые будут работать по рыночным тарифам. Но социальные отделения также останутся — омичи должны сохранить возможность сходить в недорогую баню и помыться. Поэтому профиль деятельности бань оставляем прежним, тарифы оставляем как есть, — расссказал «Омск-информу» один из арендаторов Иван Кадцын.
Бизнесмен отметил, что если мэрия решит продать бани, то он готов рассмотреть вопрос и об их покупке. А такой вариант действительно рассматривается.
— Вопрос сокращения бань тоже в проработке, поскольку помещения находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. В дальнейшем, возможно, придется рассматривать вопрос их оптимизации, закрытия ряда бань, передачи их в концессию, — отмечал директор департамента имущественных отношений Дмитрий Махиня.
ООО «Омские городские СМИ». Вести с бюджетных полей
«Омскими городскими СМИ» мэрия владеет не напрямую, а через бюджетное учреждение «Центр содержания и хранения имущества». Компания издает газеты «Вечерний Омск — Неделя» (изданию исполнилось 45 лет), «Вести» (бесплатно распространяются по округам) и «Третья столица» (на ее страницах публикуются официальные документы администрации), а также выпускает интернет-версию «Вечернего Омска». Суммарный тираж печатных СМИ составляет 15 310 экземпляров. «Омские городские СМИ» также отвечают за работу пресс-центра.
Два года назад редакция «Вечерки» переехала в элитный дом на Волочаевской. Однако вскоре ее сотрудникам на четыре месяца пришлось уйти на удаленку — из-за аварийной колонны здание могло обрушиться. За 2023 год компания получила из бюджета 36,5 миллиона рублей субсидий, а сама заработала меньше 7 миллионов. Компанию возглавляет бывший директор омского филиала «Комсомольской правды» Евгения Мальцева.