В январе у МП «Электрический транспорт» сменился директор — вместо Сергея Ткалуна предприятие возглавил Сергей Фролов, ранее исполнявший обязанности мэра Омска и вице-губернатора региона. Корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев пообщался с Сергеем Петровичем, чтобы выяснить, на что планируют потратить четыре кредитных миллиарда, как показали себя новые «Адмиралы» и «Спектры» и стремится ли Омск к тренду на экологический транспорт.
Троллейбусы в Прибрежном и другие планы
— Самая главная новость последних дней: Омской области выделят кредит на новые троллейбусы, реконструкцию депо и создание новой контактной сети. Есть ли уже какие-то подробности по этому поводу?
— Начнем с того, что на межведомственной комиссии в правительстве РФ под председательством Марата Хуслуллина (заместитель председателя правительства РФ. — Прим. ред.) наш губернатор Александр Леонидович Бурков защитил проект по развитию новой контактной сети там, где у нас в последнее время появились новые микрорайоны: Кузьминки, Прибрежный.
«Нам выделили инфраструктурный кредит на 3,9 миллиарда рублей сроком на 15 лет, освоить его нужно будет в течение двух лет»
Бюджетная роспись по финансам поступит в феврале следующего года. Рабочая схема выглядит следующим образом: строительство контактной сети на Крупской и Перелета, вторая линия на проспекте Комарова и от 70 лет Октября к микрорайону Тополиный и в сторону ТЦ «МЕГА». Там, где будет строиться новый микрорайон Зеленая Река, тоже новая линия будет от улицы Дергачева. Планируется закупка 49 троллейбусов и реконструкция депо на Ватутина — вот что нужно будет сделать в ближайшие два года. Это глобальный проект, в последнее время в рамках городского электрического транспорта ничего подобного не происходило. Всё стоит на контроле у администрации города, идут рабочие совещания — процесс пошел.
Схема маршрутов будет связывать весь город. Мы всегда воспринимали левобережье как спальный район и прекрасно понимаем, что все промышленные предприятия находятся на правой стороне Иртыша. Так что всё делается для того, чтобы выстроить новую маршрутную сеть левого берега. Мы поворачиваемся в сторону экологического транспорта, в рамках этого и идут работы. Буквально вчера мне давали дайджест по развитию электрического транспорта. Везде идет отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электричество. У всего мира сейчас такой тренд — либо троллейбусы с автономным ходом, либо просто троллейбусы. Так что, можно сказать, мы в тренде сейчас идем.
— Кстати, о связи левого берега с правым. Недавно слышал, что из-за реконструкции перекрестка на Ленинградской площади потерялась возможность выезда для троллейбусов с моста.
— Да, мы потеряли правый поворот с Ленинградского моста на магазин «1000 мелочей» и к Водоканалу. Неудачно для нас. Выезжали с департаментом транспорта на место, высказали свою позицию, дали предложения. Далее уже профильный департамент будет рассматривать этот вопрос. Если изменения и будут, то уже в следующем году, потому что в этом году необходимый объем работ уже закончен.
— Из-за этой реконструкции, насколько я понял, недавно еще возникли проблемы с выходом троллейбусов № 3 и 15...
— Проблем сейчас нет, на выездном совещании решили — там переставят две опоры. Вообще мы этот проезд по улице Ленина к Водоканалу используем утром, когда выпускаем троллейбусы на линию или когда проходят мероприятия на Соборной площади. Всё это сохранили, но потеряли поворот с моста на Водоканал.
— А как сейчас обстоят дела с ремонтом трамвайных путей? Знаю, что предприятие проводит его собственными силами: сколько удалось сделать за эти годы?
— Я недавно был на конференции МАП ГЭТ — это Международная ассоциация предприятий городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге. Все руководители трамвайных депо, которые приехали, отметили общероссийскую изношенность путей, то есть проблема существует. Сказать, что муниципалитеты способны решить эту проблему самостоятельно, немного наивно.
Я сейчас рассуждаю как руководитель депо, не говоря о том, как действительно будет, но думаю, что к этому придет. Дороги в городах-миллионниках обновили благодаря чему? Нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Я думаю, сейчас где-то в недрах правительства зреет программа «Рельсы России» или «Трамваи России», потому что самостоятельно мы это сделать не сможем. Необходимо рассмотреть два направления: строительство путей для новых маршрутов (потому что города разрастаются, появляются новые микрорайоны) и ремонт действующих путей.
На сегодняшний день благодаря своей службе путей мы поддерживаем их в нормативном состоянии. Очень часто приходится менять либо шпалы, либо участки рельсов, либо что-то с контактной сетью происходит. По материальным запасам мы нормативно всё необходимое имеем и можем это делать самостоятельно. Проблема в том, что при всём желании более 1300–1400 метров летом мы своими силами сделать не сможем: тут нужно определенное количество рабочих и на ремонтные работы, и для работы в филиале. Я считаю, что этим должны заниматься подрядные организации — заходить, отыгрывать торги на определенный период времени и километраж. Но здесь нужны федеральные финансовые средства, муниципальными мы это сделать не сможем.
Мы в течение последних двух лет привели в порядок Лермонтова, где самая большая нагрузка: утром все трамваи по существующим маршрутам идут по этому участку. На следующий год заходим на Богдана Хмельницкого в сторону «Полета». Многие вещи будут зависеть от утвержденного РЭК тарифа. Мы подали все документы — если РЭК утверждает предложенные расчеты, то мы сделаем примерный объем этого года, если нет, то, соответственно, меньше.
Любовь омичей к «Адмиралам» и 62 троллейбуса на распил
— Сколько сейчас в принципе троллейбусов и трамваев в депо?
— 135 троллейбусов, 62 из них — новые «Адмиралы». Когда получали новые троллейбусы, подготовили документы на списание старых троллейбусов ЗиУ в департамент имущественных отношений, который является основным распорядителем муниципального имущества. Соответственно, в этой пропорции мы списали ровно 62 троллейбуса: 62 получили, 62 списали. Были некоторые дискуссии в СМИ о том, что нужно сохранить эти троллейбусы. Но тут есть такие вещи, как нормы. Наше троллейбусное депо рассчитано на 120 троллейбусов, при этом должны сохраняться пожарные нормы по проезду, смена расстановки и всё остальное. 135 — максимальное количество, которое депо может принять. Это во-первых. Во-вторых, те троллейбусы, которые мы списывали, уже выслужили все сроки, реальные и нереальные.
«Всё равно со старой техникой надо учиться расставаться»
Мы их, согласно распоряжению департамента имущественных отношений, разрезали, сдали на металлолом, металлолом оприходовали, получили с этого доход. 62 троллейбуса новых, остальные — «Оптимы», ЛиАЗы, МТРЗ, достаточно свежий подвижной состав. По трамваям — 95 вагонов, 24 из них от «Уралтрансмаша», 10 вагонов московских из последней партии, остальные — КТМ.
— Тут нельзя не спросить про капитально-восстановительный ремонт (КВР).
— Он с 2011 года у нас действует, за это время его прошли 17 трамваев и 14 троллейбусов. Например, совсем недавно на линию вышел вагон с 43-м бортовым номером, сейчас № 37 поставили, разобрали. Капитально-восстановительный ремонт подразумевает, что мы разбираем до остова вагон, смотрим его арматуру. Если где-то что-то заржавело, вышло из строя, потеряло свою несущую возможность, мы это заменяем постепенно на стапелях, как на заводе. Меняем электропроводку, потом оборудование, смотрим автоматику. Ставим электронные табло, видеокамеры для обеспечения транспортной безопасности пассажиров. Затем электронную начинку делаем, подкатываем тележки. После этого трамвай проходит обкатку — и выпускаем его на линию. Это длительная работа и сейчас проблематична тем, что имеется нехватка кадровых ресурсов и в трамвайном, и в троллейбусном депо. К сожалению, не хватает специалистов — слесарей, электронщиков, рабочих, которые могли бы в полном объеме выполнять то, что мы планируем.
— А сколько троллейбусов и трамваев в этом году прошло КВР?
— Один троллейбус и один трамвай. Тут всё просто — у нас выходит троллейбус после КВР, мы его обкатываем, комиссия принимает, подписываем распоряжение о его выходе на линию и ставим в наряд. Стоит на очереди другой троллейбус, мы его загоняем, начинаем работать — один выходит, другой заходит. Точно так же и с трамваями, параллельно два не делаем, работа идет циклично.
— Весной в депо стояло четыре московских трамвая из последней партии, которые не выпускали на линию по разным причинам. Сейчас они все работают?
— У нас один вагон остался, к сожалению, он был не в таком состоянии, как другие, поступившие к нам, было много вопросов по электронике. Поставщик необходимых запасных частей — только одна фирма из Башкирии, которая набрала большой объем заказов. Мы вынуждены были стоять в общей очереди, ожидая, когда получим необходимые запчасти. Они получены, вагон уже отремонтирован, сейчас проходит обкатку. Определим на него экипаж, сделаем брендирование и выпустим на маршрутную линию. Но надо понимать, что всё равно сходы возможны. Когда до капитального ремонта техника долго стояла, могут возникнуть какие-то другие проблемы — пока вагон не отработает какое-то время на линии, они не выявятся.
— А как вообще показали себя за этот год новые «Адмиралы» и вагоны «Уралтрансмаша»?
— Положительно, я считаю. Тут даже не как показали себя, а как они понравились городу. Омичам понравились — мы это видим по заполняемости салонов, по письмам, которые поступают к нам. Конечно, где-то положительные отзывы, где-то отрицательные, летом очень много было вопросов по кондиционированию.
«Мы поняли, что люди с удовольствием садятся в "Адмиралы", где есть кондиционер, температура комфортная»
И если они видят, что кондиционер где-то не работает, сразу поступают претензии. «Адмиралы» себя зарекомендовали. С вагонами «Уралтрансмаша» был период, когда нам нужно было привыкнуть, переучить водительский состав. На это тоже ушло какое-то время — посадить туда новых молодых грамотных водителей и старых опытных, которые изъявили желание. Самое главное — при любой эксплуатации механизмов необходимо научиться их технически эксплуатировать. Техническое обслуживание должно быть своевременным. ПК «Транспортные системы», производитель «Адмиралов», в рамках гарантийных обязательств создала у нас сервисный центр, который возглавил бывший директор МП «Электрический транспорт» Сергей Ткалун. Я ездил в «Уралтрансмаш», где было принято решение о создании у нас аналогичного сервисного центра по обслуживанию новых трамвайных вагонов. Возглавлял его Владимир Желтоногов, но сейчас, к сожалению для нас, «Уралтрансмаш» забрал его к себе на повышение. Поэтому все вопросы, которые возникают по содержанию и обслуживанию новой техники, мы оперативно решаем с обеими бригадами сервисных центров. Техника новая, современная, эстетичная, удобная, и горожанами она принята.
— Бывали случаи, когда «Адмиралы» первые месяцы работали в нашем городе, что очень часто попадали в ДТП. И бутылками в них люди кидались...
— Был всего один случай, когда бутылку кидали. Виновник был установлен, найден. Он принес свои извинения, возместил ущерб, который причинил. Что касается аварий, то интенсивность движения сейчас в городе высокая. В связи с этим наши троллейбусы и трамваи, к сожалению, попадают в ДТП. Большое количество ДТП произошло, но вина со стороны наших водителей — в одной четверти из них.
В связи с тем, что троллейбусы куплены в лизинг, по каждой аварии идет разбирательство отдельное. Мы вызываем на место происшествия ГИБДД, делаем оценку, ждем, когда придут результаты. В этот период мы не можем троллейбусы выпускать на линию. Но у нас же есть договоренность по магистральным маршрутам. И бывает, что складывается такая ситуация: нужно загнать два троллейбуса на ТО-2 (второе техническое обслуживание. — Прим. ред.), еще два могут стоять и ждать запчастей по электронике, а еще два-три — в качестве ДТП по оценке.
«Таким образом, иногда в депо могут стоять 7–8 "Адмиралов" по той или иной объективной причине»
Графики магистральных маршрутов утверждены, поэтому для того, чтобы их соблюдать, мы вместо новых «Адмиралов» выпускаем на линию другие троллейбусы, что в принципе вызывает у омичей недоумение. Они привыкли, что по графику через 7 минут выйдет «Адмирал» и можно спокойно, в комфорте и тепле доехать. И вдруг подходит «Тролза», пассажиры садятся, и у них уже дискомфортное начало рабочего дня. То же самое с трамваями. В последнее время было два схода, график рвался на полтора-два часа. Когда у «Полета» произошел сход, я лично был на этой аварии — полная остановка народу. Я подошел к людям, сказал: «У нас около 40 минут или часа по времени займет устранение аварии. Будьте добры, воспользуйтесь другими видами транспорта, приносим свои извинения». С остановки никто не ушел! Потому что у горожан уже маршрут отработанный. Мы вынуждены были как можно быстрее поднять трамвай, поставить на тележку и запустить движение. У трамвая есть свой пассажир, он планирует день по графику. Если у нас что-то срывается, это вызывает разочарование у омичей. Поэтому мы обязаны соблюдать графики, которые существуют.
Трамваи в аренду на торжество
— Три года назад мы писали материал о том, что омичи могут арендовать троллейбус или трамвай, чтобы провести в нём какое-нибудь мероприятие. Сейчас такое возможно?
— Мы себя в последнее время позиционируем более открыто. Нам есть что показать — новые троллейбусы, новые трамваи. Есть большое количество людей, которые видели, как развивался электрический транспорт в городе, молодежь, которая с рвением относится к новому транспорту: им это нравится. Многие мамы, у которых детям по 7–8 лет, пытаются в современной форме провести какие-то праздники, мероприятия и обращаются к нам, арендуя транспорт. У нас есть расчетная стоимость аренды на полтора-два часа, и мы в рамках популяризации электрического транспорта и привлечения молодежи это делаем.
Подвела ковидная ситуация — мы не единожды на оперштабе слышали, что заражение идет через общественный транспорт. Теперь очень скрупулезно подходим к этому, смотрим, кому на что давать. Не потому что не хотим, а потому что переживаем из-за развития пандемии в городе и за людей, которые нам доверились.
— А вагон любой можно арендовать?
— Вагон не любой, тут нужно каждый случай рассматривать отдельно, в приоритете — графики выхода на линию. Днем иногда ситуация бывает, когда вагоны уходят в отстой в депо и стоят там до трех часов, потому что пассажиропоток снижается. Почему бы в таком случае не посадить группу, не провезти по определенному маршруту и вернуться в депо? Аренда будет примерно 2–3 часа, выполним свою функцию, водитель будет работать, и получим доход. В каждом случае всё индивидуально. Можем дать усть-катавский вагон после КВР, в котором новые сиденья, пластик, плафоны, всё свежее, — абсолютно новый. Но все, конечно, хотят покататься в «Спектрах».
В ожидании молодых кадров
— Вы только что говорили о том, что в депо не хватает слесарей и электронщиков. А решилась проблема с нехваткой водителей и кондукторов?
— Сейчас в троллейбусном депо работает 233 водителя из необходимых 300 и 214 кондукторов из 295. В трамвайном — 152 водителя из 166 и 119 кондукторов из 175. Водители трамваев и троллейбусов имеют категории Tm и Tb — это узкопрофильные водители. Если в ПАТП-8 (то есть на автобусы. — Прим. ред.) они приходят с категорией D, а получить ее можно либо самостоятельно, повышая квалификацию, либо где-то обучившись, и проходят стажировку, то здесь у нас всё сложнее. Готовить можем только сами. Мы создали отдел подготовки кадров, набрали специалистов — двух преподавателей, подготовили наш персонал и начали обучать будущих водителей. Мы уже выпустили две группы водителей троллейбусов и набрали новую — 25 человек. Выпущено две группы водителей трамваев, третья проходит обучение. Обучение достаточно длительное, полгода — около трех месяцев теория, потом выходят на учебную езду, сдают все необходимые экзамены. После этого получают права и приходят к нам на пассажирскую стажировку, где работают на маршрутах города под контролем водителя-инструктора, — это длится почти полтора месяца, потому что уровень самостоятельной подготовки должен быть довольно высоким. После этого уже они выходят на самостоятельную работу.
Мы приглашаем всех желающих получить новую профессию к нам на бесплатные курсы: обучение идет, набираем новую группу. У нас сейчас уже 62 «Адмирала», и троллейбусы, которые будем приобретать в рамках инфраструктурного кредита, постараемся закупить такие же, чтобы техника в депо была однородная. Таким образом у нас в депо будет более чем 50% парка — новая техника. Водительский состав стареет со временем — много тех, кто обучался еще в советское время. Им приходит время уходить на пенсию: у нас выработка для мужчин — с 55 лет, для женщин — с 50. Поэтому они уходят раньше на пенсию, и может получиться так, что нужны будут новые водители на новую технику, да еще и старых придется заменять.
«Поэтому мы интенсивно будем обучать новых водителей, хотелось бы, чтобы молодежь приходила работать на новой технике»
Троллейбусы новые, современные, электронные, с мониторами и кондиционерами, уровень подготовки должен быть высоким. Приглашаем всех тех, кто по здоровью может пройти допуск на пассажирский транспорт. Всему обучим, расскажем, а остальное уже зависит от индивидуальных качеств, как быстро всё схватят.