Бизнес «Это было похоже на возвращение в девяностые»: каким запомнят 2020 год омские бизнесмены

«Это было похоже на возвращение в девяностые»: каким запомнят 2020 год омские бизнесмены

Предприниматели подводят итоги года вместе с NGS55.RU

Рестораны и кафе были закрыты до 2 сентября — предпринимателей выручала только доставка

2020 год однозначно войдет в историю как год борьбы с захлестнувшей мир пандемией коронавируса, локдаунов и больших потрясений. Привычный мир рухнул, в том числе и для представителей омского бизнеса — этот год стал испытанием на прочность для предпринимателей, работающих в сфере туризма, общепита и организации массовых мероприятий.

Пожалуй, самыми первыми эти трудности ощутили на себе предприниматели, занимающиеся туристическим бизнесом. Уже в конце зимы, когда коронавирус официально еще не добрался до Омска, туристы начали отказываться от забронированных заранее путевок. Потом страны начали закрывать границы, и агентствам пришлось поставить работу на паузу — по крайней мере до лета, пока туристы не поехали отдыхать на российские курорты.

— Под удар мы попали еще в марте. Летом были незначительные продажи путевок в Крым и Сочи, но мы до сих пор не можем выйти на рентабельность. Даже после того как открыли границы в Турцию и Занзибар, ситуация не сильно изменилась. Получить субсидию как пострадавшая отрасль нам не удалось — код ОКВЭД не подошел, мы ведь регистрировались еще в 1997 году. Взяли только кредиты на зарплату сотрудникам. Было непросто, но мы держались. Наверное, после этих трудностей мы стали более качественно работать и теперь очень трепетно относимся к каждому клиенту. Звоним, когда они находятся в путешествии, интересуемся, как там устроились, а они высылают нам фотографии. Сейчас очень ждем окончательного восстановления рынка, — рассказала директор туристического агентства «Элиз» Татьяна Семикина.

Вскоре волна тревоги захлестнула организаторов массовых мероприятий. В самый разгар концертного сезона музыканты были вынуждены отменить туры. Организаторам концертов оставалось лишь подсчитывать убытки. Например, руководитель концертного агентства Sibir Promo Group Роман Семёнов еще в марте рассказывал нам о том, что потратил огромную сумму на авиабилеты для музыкантов, которые должны были приехать в Омск в рамках гастролей. Тогда Семёнов уже не надеялся получить эти деньги обратно. Как выяснилось, часть этой суммы Роману все-таки вернули — правда, не деньгами, а в милях.

— Могу отметить, что ограничения в Омске были более лояльными, чем в других городах, где я тоже занимаюсь концертной деятельностью. Большинство событий были отменены, потому что большие коллективы посчитали нецелесообразным ехать в Омск, когда мероприятия в соседних городах, куда они тоже собирались поехать в рамках тура, были запрещены. Оборот упал процентов на 90–95, тем не менее в этом году нам удалось немного поработать. Часть состоявшихся мероприятий всё равно прошла в убыток, мы провели их только ради того, чтобы закрыть обязательства перед зрителями. С разрекламированным льготным кредитом для пострадавших отраслей вообще вышло печально — мне в нем отказали. Зато без всяких вопросов в этом же банке выдали кредит как физическому лицу — под 15 процентов, — отмечает Роман Семёнов.

Казалось бы, в условиях, когда россияне скупали туалетную бумагу и гречку, в плюсе должны были остаться ритейлеры. Омский бизнесмен Михаил Деревянко даже запустил флешмоб #япротивпаники, в котором призвал покупателей не сгребать с полок магазинов все продукты, что попадутся им под руку, а вести себя разумно и сохранять спокойствие. Однако ритейлеры заметили небольшой всплеск покупательской активности лишь в марте.

Многие думают, что ритейлеры хорошо заработали на пандемии коронавируса, но их выручка осталась прежней, что, в общем-то, тоже неплохо

Не обошлось в этой сфере бизнеса и без потерь, правда, они никак не были связаны с коронавирусом. Внезапно прекратила свое существование сеть гипермаркетов «Новатор», а в конце года ее владелец Арсен Пономарёв подал на банкротство. Бизнесмен признался, что ему не удалось сохранить бизнес из-за маленькой наценки на товары. Коллега Арсена Пономарёва Виктор Шкуренко считает уход «Новатора» с рынка худшим событием года в омском бизнесе.

— Событием года со знаком «минус», безусловно, стало банкротство «Новатора». Конечно, не менее важное событие — пандемия коронавируса, но на омском ритейле она сказалась нейтрально, поскольку никто не запрещал нам работать даже в период локдауна. Но, в любом случае, это была стрессовая ситуация, потому что мы некоторое время находились в состоянии неопределенности. Это было особенно ощутимо, когда приостановили работу предприятия, связанные с производством — например, заводы, которые производят упаковку для продуктов. Был момент, когда мы опасались дефицита продуктов из-за закрытия границ, но в целом это волнение не оправдалось. Много говорили о том, что торговля окончательно уйдет в онлайн, но и этого не произошло. Очень сложно было приучить покупателей надевать маски: не владею ситуацией, но скорее всего в наших магазинах [«Низкоцен» и SPAR] были штрафы, — отмечает омский ритейлер Виктор Шкуренко.

Очередным местным символом победы капитализма стало открытие еще одного магазина краснодарской сети «Магнит» в здании библиотеки ОмГАУ 1939 года постройки. Вместе с тем другая федеральная сеть, ООО «Нью Тобакко», в этом году ушла из Омска.

— Безусловно, одна из наиболее пострадавших отраслей бизнеса — общепит. Объем услуг общественного питания за 10 месяцев этого года уменьшился в сравнении с 10 месяцами 2019 года более чем на 3 млрд. рублей или на 22 %. На региональном уровне Минэкономом и Минфином был разработан «антикризисный» пакет мер в том числе для ресторанов и кафе. Ставки для налогоплательщиков в сфере общепита, применяющих упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения «доходы» — до 1 %, для налогоплательщиков с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» — до 5 %. Установлена пониженная налоговая ставка в размере 1,1 % по налогу на имущество для сферы общепита. По поручению губернатора Александра Буркова эти льготы продлены и на 2021 год, — отмечает вице-губернатор Дмитрий Ушаков.

Омские рестораторы в этом году изо всех сил старались держаться на плаву — Татьяна и Андрей Семикины, например, приняли решение продать сеть кафе «Суши БамБуши», но позже отказались от этой идеи.

— Для меня всё, что происходило в этом году, было похоже на возвращение в девяностые. У меня даже были проблемы со здоровьем из-за сильного стресса. В первые месяцы пандемии коронавируса нам действительно пришлось очень тяжело, поэтому в мае мы приняли решение о продаже бизнеса. Но уже спустя месяц решили не продавать, потому что реализовать его по той цене, которую мы посчитали достойной, нам не удалось, а продавать слишком дешево мы не хотели. Никакой помощи от властей мы не получили. Сейчас ко мне вернулась энергия и я полна новых идей. Мы вводим новые позиции в кафе «Суши БамБуши» на Маркса — теперь там можно поесть пиццу. Буквально на этой неделе запустили новый сайт по доставке. А еще на втором этаже «Монплезира» скоро начнется грандиозная реконструкция, и коснется она не только помещения — кафе станет более современным, и главный акцент будет сделан на кондитерские изделия. Я хочу стать шеф-кондитером и уже начала изучать теорию, — поделилась совладелица сети «Суши БамБуши», кафе «Монплезир» и ресторана «Вкус темноты» Татьяна Семикина.

Бары, кафе и рестораны ждали возвращения гостей почти полгода

Однако даже представители сферы общепита, не имеющие прямого отношения к ресторанному бизнесу, отмечают, что этот год был для них непростым. Владелец сети кулинарии «Провиант», стрит-маркетов «Раз Два Street» Юрий Чащин считает, что кризис помогает взглянуть на бизнес по-новому.

— В этом году страдали все — и не только в период жесткой самоизоляции: в ноябре все заметили падение продаж. Но мы впервые в истории воспользовались государственной субсидией, и, надо сказать, эта поддержка была к месту и вовремя. Кризисные моменты обычно отрезвляют и заставляют посмотреть на себя и на свой бизнес с новой стороны, сделать, не торопясь, работу над ошибками. Мы не знаем, что будет происходить дальше, как повлияет на будущее вакцинация, но хочется надеяться на лучшее, — отмечает соучредитель ООО «Сибирский провиант» Юрий Чащин.

Всё ли так печально в официальной статистике? По данным регионального УФНС, за 8 месяцев 2020 года на территории Омской области прекратили свою деятельность 5022 индивидуальных предпринимателя, но, как ни странно, это на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом только 152 из них представили в этом году налоговые декларации, то есть фактически действующими предпринимателями были только 3% из них, утверждают в налоговой.

— Год был непростым для омских предпринимателей. Пандемия, ограничительные меры — всё это заставило бизнес принимать решения, подстраиваться под новые реалии оперативно. В свою очередь нам, представителям власти, предстояло оперативно разрабатывать меры поддержки для бизнеса. Одно из ключевых изменений — это новый формат коммуникаций между бизнесом и властью — мы были на связи 24/7. Проводились онлайн-встречи, совещания, на которых совместно принимали решения. Оперативно реагировали на проблемы предпринимателей. Как только были улучшения по эпидемиологической ситуации, сразу выходили с предложениями по снятию ограничений для бизнеса. Напомню, в Омской области торговые центры, летние веранды, салоны красоты заработали одни из первых в стране, — отмечает вице-губернатор Дмитрий Ушаков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства