Меня всё больше манят районы города, которые пропитаны историей. Она там явственно чувствуется и ощущается. В таких местах интересно гулять и вглядываться в каждую деталь. А вдруг ей 300 лет в обед? Может быть, вон на той лавочке сидел сам Колчак, а под вон тем камнем закопан клад Ермака. Интересно же! Поэтому следующий пункт моего назначения — Захламино. На берегу Иртыша в районе ДОКа до сих пор существует частный сектор с улицами Молодежной, Народной, Забайкальской. И Пригородной, которая была самой близкой к Омску улицей Захламино. Сейчас Захламино воспринимается нами как район Омска, который находится там же, где ДОК и «Забайкальская оптовка», но это место намного интереснее, чем кажется на первый взгляд.
Исчезнувшая деревня или казачья станица, превратившаяся в микрорайон Омска, но сохранившая свою автономность, пусть и духовно. Она даже отделена от города — где Иртышом, а где и железной дорогой. Захламино сейчас находится в Советском округе. От этого топонима в современном Омске остался и одноименный полуостров на Иртыше.
История сохранила точную дату образования Захламино — в 1744 году. Заселение окрестностей Омской крепости началось после 1718 года крестьянами из района Тобольска, и названия возникших деревень, как правило, носили фамилии первопоселенцев. В 1744 году в ведомстве Омской крепости появляются деревни Захламино, Харина, Ново-Токарева, Боровая, Пахабова, Зотина, Малетина. В деревне Захламино мужских душ от 16 до 50 лет числится целых 45 человек. В 1768 году к ним подселили еще 42 человек (то есть мужчин) для строительства Новой Омской слободы. В 1788 году деревня насчитывала 20 дворов и 142 жителя (78 мужчин и 64 женщины).
После 1847 года Захламино включено в линию Сибирского казачьего войска, а бывшие крестьяне и разночинцы, не пожелавшие переехать, стали нести казачью службу. Поселок вошел в станицу Мельничную, а в 1915 году выделился в самостоятельную станицу. В середине XIX века в деревне появились ветряные мельницы, а сама она приобрела славу курорта, где в кабаках останавливались омские купцы. Деревенское кладбище располагалось на месте сквера на проспекте Мира и территории Омского госуниверситета. В 1918 году здесь располагалась база казачьего отряда Бориса Анненкова.
После утверждения советской власти в деревне был создан колхоз «Луч», пашню начали обрабатывать тракторы, а с Омском была установлена телефонная связь. Во времена репрессий, после раскулачивания и ссылок, только в один день 28 октября 1937 года в Захламино были расстреляны 16 человек, в том числе пятеро Вяткиных, семеро Пахотиных, Завьяловы и Карбышевы. Были репрессированы многие казаки. А деревню из-за строительства нефтяного завода упразднили в 1955 году.
Есть две версии происхождения названия «Захламино». По одной из них, «хлам» на древнеславянском языке означает холм. По другой версии, название произошло от фамилии помещика или первопоселенца Захламина. Если взять за основу версию названия «за холмом», то скорее всего, под холмом понималась всем нам известная возвышенность у Телецентра, на которую так сложно забраться на велосипеде и которая, как известно, самая высшая точка города.
Записи в метрических книгах подтверждают другую версию — название деревни по прозвищу или фамилии основателя. В метрических книгах Ильинской церкви Омской крепости записано: «1754 год, у крестьянина Андрея Захламина умерла дочь Ирина». «1773 год, крестьянин Федор Захламин в восприемниках у жителя деревни Сыропятки крестьянина Федора Булдакова». 1772 год, запись от 23 мая: «Захламин Никифор 25 лет, убит». Видимо, с убийством Никифора Захламина прервалась ветвь этой фамилии, не оставив потомков. Возможно, фамилия произошла от прозвища Захламин, которое могли дать человеку, жившему за развалинами какого-то здания, например, церкви, крепости, мельницы. Тайна происхождения названия села так и остается нераскрытой, поэтому выбирайте ту версию, которая вам больше нравится.
Мы с нашим фотографом Еленой Латыповой отправились в Захламино со стороны остановки «Социальный рынок», поэтому, прежде чем попасть на территорию бывшей станицы, нам нужно было пройти через небольшую промзону и рынок.
Когда-то в Захламино из города вела отдельная дорога. Сейчас поселок уже сросся с городом, подступив к нему вплотную.
Нам также пришлось перейти заброшенную железную дорогу, которая сейчас используется как пешеходная дорожка для местных.
Торгово-ярмарочный комплекс «Забайкальский» работает на этом месте уже очень давно. В нем чувствуется некоторое запустение. Может быть, это связано с тем, что мы проходили через него днем в будни, но рынок напомнил мне локации из книги «Метро 2033» Глуховского — так же пусто, темно и сыро.
За рынком, собственно, и начинается Захламино. Попадая в него, сразу ощущаешь себя в деревне, не хватает только деревенских запахов (видимо, скотину тут не держат). По улицам гоняют мальчишки на великах.
За долгие годы эта привычка у местных жителей не изменилась.
Хотя транспорт здесь встречался разный: как вам такой темный внедорожник мощностью в одну лошадиную силу? Сразу видно, что едет не абы кто, а председатель колхоза!
С улиц Захламино хорошо просматривается Советский округ с его более высокими домами.
Один из символов нынешнего Захламино — Храм Всех святых сибирских. Его колокольню хорошо видно издалека.
Во дворе сидела женщина, которая работает в храме. Компанию ей составил мужчина, рассказывавший какую-то весёлую историю.
Женщина затруднилась рассказать что-либо о происхождении храма. Она сказала, что историей не увлекается, а другие служители церкви отсутствуют. Вопрос о приходе тоже остался без ответа.
На своих картинах церковь в Захламино изобразил художник Владимир Белоусов. Неизвестно, правда, та ли это церковь или более старинная.
По убранству храма видно, что он построен недавно. В нём множество современных икон, а своды и стены не расписаны.
По соседству с храмом находится детская площадка. Она, как и многие подобные, пустует — видимо, детям в Захламино есть чем заняться: рядом река, леса, заброшенная железная дорога и целое дачное хозяйство.
При более внимательном взгляде на площадку видно, что всё сделано для детей.
Я забрался в паровозик и замечтался, представив, будто я богатый купец и еду кутить в Захламино на выходные. Интересно, здесь было так же весело, как и на Качагурах? Потом надо будет зайти в церковь, свечку поставить...
За всё время прогулки по Захламино нам встретилась только одна кошка. Голосила она, правда, за троих.
Неподалеку от церкви находится и дом, вход в который охраняет пара бравых парней, а на заборе столько вывесок о том, что не стоит туда проникать, что я сразу же решил проникнуть и пообщаться с хозяином.
Им оказался Сергей, который живет в Захламино с 2000 года. О своей покупке он не жалеет. Ему нравится близость к реке и спокойствие, присущее деревне.
— Воздух чистый, огород большой, баня. Это дача и дом. Мне это очень нравится. Район спокойный, не криминальный. Как в деревне — потому и нравится, — рассказал мужчина.
— А у Вас вывеска на двери «Забудь про собаку, опасный хозяин» и человечек с ружьем. Кого отстреливаете-то?
— Да это от пацанов. Они звонят в домофон и убегают. Я их уже всех знаю. Кричу: «Я тебя запомнил, я тебя поймаю!» (смеется).
Сергей рассказал, что в Захламино нет водопровода и газа. Каждый может провести себе воду из скважины, но зимой трубы часто перемерзают. Зато вода есть в колонке — чистая и вкусная.
Попрощавшись с Сергеем, я убедился, что он прав — вода и правда хорошая
Видимо, поэтому колонку в Захламино запечатлел даже местный художник.
Героиня известной сказки ходила за белым кроликом, а мы пошли за местным мужчиной в белом, и он вывел нас к спуску на Иртыш.
Рассматривая фото 1951 года и наряды захламинской молодежи, удивляешься — то ли мода была другой, то ли на деревне просто случились танцы.
На берегу Захламино находится водозаборник, стоящий там на манер крепости или форта, только пушек не хватает. Рядом рыбачит множество людей. Некоторые приезжают сюда парами.
Рыбалка — дело хитрое, сложное и трудозатратное. Немудрено и устать. Благо, есть где отдохнуть.
На пляже прямо под храмом стоит лодочный гараж. В нём культурно отдыхают несколько рыбаков. Все чинно, благородно. Рядом даже есть беседка, мангальная зона и водный мотоцикл. Они приезжают сюда не первый год и знают всех местных рыбаков.
Водозаборник вблизи выглядит более современным, чем издалека.
В 1970 году берега возле водозаборника на лодке бороздила юная девушка. С тех пор здесь появилось больше деревьев.
Работники водозаборника отдыхают, глядя на волны Иртыша. Может быть, они тоже ждут, что к ним приплывет красивая девушка на лодке?
Поговорив с местными рыбаками, я узнал, что отдых здесь стал для многих из них частью жизни. Некоторым нравится просто находиться в этом спокойном и живописном месте. Просто поваляться на уличном диване и отдохнуть душой. Тем более спокойно, когда твой сон охраняет бравая Пальма. Она пришла к рыбакам больной и голодной, мужчины выходили собаку, и теперь она охраняет их домик и лодочный гараж.
Бравый Франтик чем-то отдаленно напоминает Пальму. Может быть, это какая-то захламинская порода?
На берегу сидел с удочкой мужчина, который ездит на рыбалку на велосипеде.
— Рыбалка так себе... Ветрено. Так, чебачки. Пойдет, — похвастался мужчина.
В Захламино рыбачить любили всегда, и это немудрено — удочки во время весеннего половодья можно было закидывать из окна.
Рыба — это, конечно, хорошо, но и ягоды поесть охота. Почти возле каждого дома здесь растет вишня. Я не удержался и поднадкусывал. Надеюсь, никто из хозяев на меня не в обиде. Солью, по крайней мере, из ружья никто не палил.
— Как в деревне здесь. Это и плюс, и минус. Близость с рекой. Почище бы она еще была. А так, в детстве, конечно, ходили купаться, — рассказали местные девушки, добавив, что район неопасный и они не боятся пройтись здесь вечером одни.
Немецкая овчарка Ива рассказала, что очень любит плавать в Иртыше, брызгаться, и на берег её подолгу не вытащить.
Прохаживаясь по улицам Захламино, мы нашли офис компании «ВКонтакте». А, может быть, здесь обосновался Павел Дуров после того, как отошел от дел?
Захламино и правда очень напоминает деревню, которая каким-то образом оказалась в городе. Об этом рассказал и Виктор, который живет в Захламино три года. Про происхождение названия он ничего не слышал, но знает, что когда-то здесь была казачья станица.
О чудо! В Омск перенеслась не только казачья станица, но и целая Эйфелева башня. Я никогда не был в Париже, но именно так её себе и представлял. Теперь можно выкладывать фото и хвастаться друзьям! Я поспешил поскорее сфотографироваться с ней.
А потом решил забраться на неё, чтобы осмотреть Париж — ой, то есть Захламино — с высоты.
Огороды, домики, теплицы и высотки вдалеке. Если убрать многоэтажки, то никогда не подумаешь, что это город-миллионник.
За башней начинаются огороды садового товарищества «Радист», к которому можно пройти по узкой дорожке между двумя заборами. Глядя на эту картинку, понимаешь, что сюда отлично вписались бы люди в военной форме с автоматами и овчаркой. Оказалось, всё проще: за забором — огромная территория с антеннами.
Вдоль заборов встречаются вишня и малина, которые не дадут путешественнику умереть от голода.
Так больно смотреть на вишню, до которой не можешь дотянуться...
Пройдясь по «Радисту» и полакомившись еще и иргой, мы вышли к одиноко стоящему дому на проспекте Мира, 131. Кирпичная пятиэтажка выглядит очень необычно для Омска, и сразу становится понятно, что её строили для сотрудников ближайших предприятий.
Здесь детская площадка также пустовала. На лавочке дремал рыжий кот. Двери в подъезды дома открыты настежь. За годы здесь мало что поменялось.
Посмотрите, как ловко решил проблему заезда в свой двор местный житель: и трубы целы, и тачки на месте.
Выйдя из Захламино, мы увидели двоих молодых людей, которые шли, пошатываясь и источая запахи винно-водочного завода. На часах было около 16:00, а их день уже удался.
В Захламино и раньше умели отдыхать, но делали это по-другому. Культурно. Да и приодеться умели.