
Трамвай — отличный выход для бюджетного туриста-урбаниста
Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Лето — пора отпусков и путешествий, поэтому даже думать о работе неохота. Особенно когда на эту самую работу едешь. А что может быть лучше, чем совместить поездку на работу и путешествие? Мы с фотографом Еленой Латыповой решили рассказать и показать, как можно это сделать и взглянуть на город под другим углом. В этом нам помог путеводитель по Омску, который можно совершенно бесплатно взять в Туристском информационном центре. В нём есть целый раздел, посвященный трамвайным маршрутам Омска и тому, что интересного на них можно увидеть.

Фото: Александр Зубов
Поделиться
Мы решили начать с маршрута
А теперь немного поподробнее. Трамвайный маршрут
Мы приехали на трамвайное кольцо на улице Котельникова и дождались нужный нам трамвай, который выглядел как знаменитая субмарина из песни ливерпульской четверки.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
На конечной в нём не было никого, кроме нас и водителя с кондуктором, у которой мы поначалу вызвали некое подозрение. Ещё бы — зашли в трамвай и начали всё направо-налево снимать!

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Мы тронулись, и я тут же начал наслаждаться картиной. Вокруг зелень, яркие краски и стук колес. Путешествие по Омску началось.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Мы рассчитались за проезд и немного пообщались с кондуктором трамвая Тамарой Шабардиной. Женщина рассказала, что ей нравится её работа, на которую ей удобно добираться из дома. Несмотря на то что она ездит на одном из самых длинных маршрутов в городе, она не смогла припомнить каких-то курьезных или интересных случаев. Кондуктор уверена в том, что будущее у электрического транспорта есть, но вот только чтобы будущее было светлым, требуются вложения.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Тем временем мы свернули с Котельникова на Серова и проехали мимо торгового комплекса «Октябрь». Он был построен как кинотеатр в 1939 году. Когда-то в здании проводили время не за покупками, а за просмотром фильмов, афиши к которым рисовали вручную.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Вокруг комплекса, от проспекта Карла Маркса и до Котельникова, раскинулся рынок, местами стихийный. Здесь продается и покупается всё: от продуктов питания до одежды и резиновых лодок. На улице сидят бабушки с огурцами и ягодами. Вдалеке видно здание железнодорожного вокзала. Вообще здесь создается впечатление, будто едешь на поезде мимо станции в какой-то восточной стране. Если бы мимо прошел верблюд, груженный пряностями, я бы не удивился.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
На рынке торгуют не только бабушки. У загорелого молодого человека, например, можно купить вот такие калачи. Их два вида: одни просто хлебные, а вторые с мясом внутри. Вкусно!

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Здание администрации Ленинского округа, как и следует из названия, — образец советской архитектуры: все квадратно и монументально.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Вдоль трамвайных путей на улице Серова проходит живописный тротуар, за которым стоят старые двухэтажные дома. Пусть оранжевая краска местами уже облупилась, но вкупе с зеленью и общим фоном появляется красивая и сочная картинка старого города. Здесь очень приятно прогуляться или прокатиться на велосипеде.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
К моменту поворота с Серова на Карла Маркса трамвай постепенно начал заполняться пассажирами.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Из окна трамвая отлично виден танк Т-34, стоящий на постаменте на бульваре Победы.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Трамвайные пути пересекают проспект Карла Маркса, проезжая который можно увидеть театр кукол «Арлекин» и омский цирк, открытый в 1973 году. Почти три года назад цирк реконструировали. Это, кстати, не первое здание цирка в городе. С 1898 года на улице, которая сейчас носит название Партизанская, размещался цирк купца Сичкарева, работавший только в теплое время, поскольку он не отапливался, а в 1939 году для выступлений знаменитого Сибирского цирка Стрепетова у казачьего рынка возвели временное здание нового цирка. Сейчас там находится здание Управления федеральной налоговой службы по Омской области. После открытия нового и теплого цирка все труппы перешли выступать туда. А Сичкарев начал заниматься производством пакетов.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Проехав мимо трамвайного депо, мы попадаем в ещё один интереснейший район Омска — 16-й Военный городок. Там можно познакомиться со Сталиным, увидеть дома, мимо которых прохаживался Колчак и в которых жили царские офицеры. Ещё там находится полигон с военной техникой, но вот посмотреть на него можно только через забор.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
А на улице Учебной трамвай едет через чудесный зеленый коридор. Такие же фото можно сделать на Украине в «Тоннеле любви», неподалеку от деревни Клевань. Наш тоннель покороче, но не менее красив.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Проезжая мимо СКК имени Блинова, никогда не подумаешь, что эта территория во время Великой Отечественной войны была засажена картошкой и пустовала. Она прорастала сама еще долго, и её откапывала местная ребятня. Здание СКК появилось здесь спустя примерно 40 лет. Это был первый в Омске крытый каток с искусственным льдом. Сюда выстраивались очереди из певцов, планирующих гастроли. Перед ним находится Аллея литераторов, на которой установлены памятные камни писателям и поэтам, чья судьба была связана с Омском. Правда, на бульваре Мартынова сейчас продолжается реконструкция. На нем же расположен высокий затейливый терем — Сибирский культурный центр — отдел традиционной русской культуры.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
На другой стороне находится «Казачий рынок». Казаков там сейчас особо не встретишь, зато можно вкусно поесть. Именно в этой части города есть несколько кафе с очень вкусным шашлыком и восточной кухней. Неподалеку находится деревянная мечеть имени Кожа-Ахмета, а рядом с ней можно купить вкуснейшие лепешки, приготовленные в тандыре.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Омск — город многоконфессиональный, и совсем недалеко от мечети здесь стоит синагога. На территории два здания, старое деревянное и новое кирпичное. Синагога соседствует с одним из старейших в Омске оружейных магазинов.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
При повороте с улицы Жукова на улицу Лермонтова можно увидеть старое здание бывшего Омского окружного суда 1909 года постройки. Сейчас под его крышей находится клинический кардиологический диспансер. Рядом пристроен деревянный дом, в котором расположена аптека. Далее улица Лермонтова делится на две части — с одной стороны частный сектор, с другой многоквартирные дома. Иногда они меняются местами. Но частник преобладает.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
На 11-й Линии трамвай поворачивает и пересекает улицы 10 лет Октября и Омскую. На Омской можно увидеть две кирпичные высотки, которые в народе называют свечками.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Вот мы и добрались до Октябрьского моста, который большинство омичей называют Горбатым. Почему? Мост был построен в 1962 году, но за 30 лет эксплуатации его береговые опоры немного просели и посередине моста образовался небольшой горб. Его устранили, а прозвище осталось. С 1992 по 1996 годы Горбатый мост закрыли на реконструкцию и перенесли трамвайную линию на край. Сейчас еще говорят, что такое прозвище он получил из-за арок под пролётами, но это не так.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
С моста видно железную конструкцию. Это остатки пешеходного моста. Когда-то в детстве я успел по нему пройтись, правда, он уже тогда чувствовал себя не очень. Сейчас он утыкается в теплотрассу. В 1989 году этот мост попал на обложку альбома «Здорово и вечно» группы «Гражданская оборона». Так что этот мостик в своем роде тоже знаменитость.
Под мостом течет речка Омь, что на тюркском означает Тихая. Цвет реки, который поначалу может отпугнуть, образовался из-за того, что Омь течет с Васюганских болот, а её дно и берег глиняные. Так что рука человека хоть и приложилась к Оми, но цвет воды по большому счету натуральный.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
У берегов Оми, расположенных вблизи моста, есть названия. Левый — Лугаши, а более крутой правый — Качагуры, что переводится как «утиные берега» (когда-то здесь в изобилии водилась утка). Так назвали их пленные поляки, лечившиеся в госпитале, от которого получила название улица Госпитальная. Зимой на льду реки между жителями Качагур и Лугашей происходили кулачные стычки, да и все остальное время они были в противостоянии. А Качагуры вовсе имели плохую славу, и приличные люди туда не захаживали. Там была масса притонов, игорных заведений и борделей. Назвав омичку «качагурницей» или «девушкой с Госпитальной», можно было серьезно её оскорбить.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Горбатый мост интересен ещё и тем, что на нём есть трамвайная остановка. Это достаточно редкое явление, ведь обычно остановки на мостах запрещены.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
На съезде с моста хорошо видны купола Свято-Николо-Игнатьевского храма. Здание покрашено в красный цвет и резко выделяется на фоне преобладающих серых тонов.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
А за мостом начинается Амурский посёлок. Тот ещё райончик. В 90-х годах он считался одним из самых криминальных районов города. Сейчас ситуация не сильно изменилась.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
— К трамваям я нормально отношусь. Через мост езжу. Мне нравится. Но любимый вид транспорта — это автобус. Я из Русской Поляны. В Омске, конечно, лучше. Мне здесь нравится, — поделился весёлый молодой человек, который сначала пытался флиртовать с нашим фотографом, а потом стал просто наслаждаться поездкой.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Жилой фонд посёлка очень старый, почти половину его составляют частные дома времен первой половины XX века и хрущёвки, построенные в 1960-х годах. Новые дома построены лишь точечно. А старину многих домов скрывает сайдинг.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Глядя из трамвая, совершенно невозможно угадать, в какой год ты на нём перенёсся, да и то, что это город, а не поселок городского типа, угадывается с трудом.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Центром посёлка считается район около остановки «Магазин "Заря"». Из окна трамвая кажется, что ты находишься не в России, даже несмотря на изображение девушки в кокошнике на фасаде магазина. У меня возникли ассоциации со Средней Азией.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
— Мне нравится ездить на трамвае. Но всё убивает запущенность. Разбиты пути, ходовая часть убитая. Убито всё, ничего не ремонтируется. Это всё неправильно. Деньги туда не вливаются, — сказал пассажир, который проехал со мной весь маршрут.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
С ним частично согласна и кондуктор.
— Самый чистый вид транспорта и самый нерентабельный. В Омск привозят старые трамваи. Новых вообще нет. Были бы новые, ездило бы и людей больше. У нас трамваи есть, которым лет по сорок. Нужно вкладывать в этот транспорт деньги. Трагедия будет, если их уберут, — поделилась Тамара Шабардина.
Женщина добавила, что ей нравится её работа, предприятие и коллектив. Среди добрых традиций она вспомнила конкурс на украшение трамваев к Новому году. Она рассказала, что трамваи даже нанимают молодожены на свадьбы.
— Вы бы свадьбы сыграли на трамвае?
— Конечно! А почему бы и нет!?

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Тамара Шабардина вспомнила и про соревнование между водителями. Водитель нашего трамвая Елена Салиженко наверняка занимала первое место не раз. А если и нет, то точно займет.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
А мы тем временем доехали до конечной — кольца на остановке «Посёлок Амурский». Рядом с ним стоят две высокие новостройки, а между ними устроился памятник Петру Багратиону.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Поездка на трамвае удалась. Только посчитайте, сколько интереснейших мест мы увидели. Вид из трамвайного окна позволяет взглянуть на город с другой стороны.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться
Пока мы находились под впечатлением от поездки, трамвай уже отправлялся в новый путь. Мы же точно решили, что продолжим изучать город из окон его собратьев.

Фото: Елена Латыпова
Поделиться