Страна и мир истории «О нас вспоминают только на выборах»: как в одночасье поставили крест на деревне железнодорожников

«О нас вспоминают только на выборах»: как в одночасье поставили крест на деревне железнодорожников

После закрытия ж/д ветки из деревни под Омском ушла вся инфраструктура

Раньше по виадуку курсировали поезда, а сейчас он потихоньку разрушается

Раннее утро. С плохо асфальтированной дороги мы сворачиваем на проселочную грунтовку. Дорожных указателей нет, единственный ориентир — это местный полигон бытовых отходов. Встречные машины тут практически не попадаются, а мобильная связь местами становится недоступной. Здесь, в тридцати километрах от Омска, располагается деревня Развязка. О названии напоминает разве что табличка на одном из домов, которых всего шесть. По официальным данным, 10 лет назад здесь жили 28 человек. Сейчас, по словам местных, в Развязке прописаны 22 жителя, а постоянно живут и того меньше. В деревне нет школы, медпункта, почтового отделения и магазина. Корреспонденты NGS55.RU узнали историю Развязки и жителей этой богом забытой деревни.

Табличка на одном из домов — единственное напоминание о существовании деревни

Всё, что осталось от железной дороги

В советское время в этом месте располагалась железнодорожная ветка Левобережная — Развязка — Сыропятское. Но 25 лет назад ее неожиданно решили закрыть. Местные жители, которые трудились на станции, остались без работы. Вместе с железной дорогой из деревни ушла и инфраструктура. Часть сельчан уехала из Развязки, а остальные остались доживать свой век. Без автомобиля добраться до Омска отсюда не так-то просто. Автобусного сообщения нет, а до ближайшей электрички идти около трех километров. В ненастную погоду по бездорожью сделать это довольно трудно. За продуктами местные ездят в пригород Омска, а это около 20 километров. Еще одна немаловажная проблема — отсутствие водоснабжения в деревне. Питьевую воду также приходится возить из города, либо соседних поселков.

На улицах ни людей, ни автомобилей

О железной дороге напоминают следы колеи, редкие кусочки шпал и частично уцелевшие столбы. Рельс уже давно нет, их демонтировали. Лишь виадук над Транссибирской магистралью остается в районе станции «2740-й километр», привлекая любителей трейнспоттинга, то есть тех, кто увлекается съемкой поездов.

С 2004 года населенный пункт разъезд Развязка (именно так деревня называется официально) стал относиться к Богословскому сельскому поселению.

12 августа 1996 года — дата сокращения в трудовых книжках у большинства местных

«Магазин и не нужен»

На улицах Развязки безлюдно. О том, что в деревне кто-то живет, напоминают лишь две коровы, пасущиеся за домами.

— Каждая машина на счету. Вот вы сегодня первые приехали. Сразу видно, что машина не местная, — встречает нас местный житель Владимир. — С утра все на работу разъехались. Кто на электричке, кто на машине. Деревня почти вымерла до вечера.

Мужчину мы застали на приусадебном участке. Он следил за домашней птицей. Владимир Пивоваров живет в Развязке с 1994 года. Он, как и большинство сельчан, бывший железнодорожник. Несколько лет мужчина отработал на станции путевым обходчиком. После того, как ветку закрыли, дорабатывал до пенсии в Омске, также на железной дороге. Сейчас Владимир разводит индюков и фазанов.

Золотых фазанов выращивают для красоты

— Когда у них брачный сезон, они перья распускают. Этих для красоты разводят. Если рука поднимется, то режьте, — смеется Владимир, показывая на золотых фазанов. — Для еды — это вот — охотничьи фазаны. Они молодые еще, не выросли.

Владимир выращивает птицу как для себя, так и на продажу. Охотничьи фазаны стоят по 500 рублей, а золотые куда дороже: петушок — четыре тысячи рублей, курочка — две тысячи.

Владимир не торопится уезжать из Развязки

Двое детей Владимира также работают на железной дороге, в Москве и Новосибирске. Они предлагали мужчине переехать поближе к ним, чтобы нянчиться с внуками, но его всё устраивает в Развязке. Бытовые проблемы деревни пенсионера нисколько не пугают.

— С магазином в 90-х были проблемы. А сейчас смысл какой от магазина? Зачем он нужен? На работу в город едешь, и по дороге можно заехать в магазин. Даже, в крайнем случае, можно позвонить и всё привезут. Всё решалось и решается. Кто хотел, тот справлялся. А кто не хотел, тот утопал в этой проблеме, — показывает мужчина характерный жест пальцами у горла, намекая на пьянство.

«Я справедливости в России хочу»

Еще одна сельчанка, Тамара Полозкова, с мужем приехала в Развязку в 1976 году. Ее супруг работал начальником станции. Тамаре тоже предлагали руководящую должность, но ее устраивала должность обычного станционного дежурного. Закрытие железной дороги стало для нее неожиданностью.

— 11 августа отработала ночную смену, а 12-го пришла на станцию, а мне говорят, что всё, закрываемся. Сократили, — вспоминает женщина.

Тамара давно на пенсии. Как и большинство жителей Развязки, она ведет домашнее хозяйство. Раньше держала коров, поросят, птицу. Но с годами справляться стало сложнее. Муж умер спустя пять лет после закрытия ветки, а сыновья разъехались.

Женщина отработала на ветке в Развязке 20 лет

Медицинских учреждений в Развязке нет. По словам Тамары Полозковой, передвижные фельдшерско-акушерские пункты перестали приезжать в деревню с тех пор, как началась пандемия коронавируса. Ближайший медпункт находится в соседней Богословке в девяти километрах.

Тамара Полозкова набожный человек. В таких условиях остается уповать лишь на волю Всевышнего

— Про нас вспоминают на выборах только. В сентябре, когда было голосование, машина приезжала. Вот пришла к ним. Спрашивают, за кого голосовать буду. А я справедливости в России хочу, вот и всё, — рассказывает пенсионерка.

Раньше Тамара Полозкова держала скотину, но сейчас сил хватает только на огород

Основной проблемой Развязки Тамара Полозкова считает отсутствие питьевой воды. Для бани и хозяйственных нужд она использует дождевую воду, которую собирает в бочки, а для приготовления еды сын привозит канистры из города. Пенсионерка уже и рада переехать в дом престарелых, но не знает, как это сделать. За последние два года здоровье сельчанки начало давать сбой. В основном ее беспокоит повышенное давление, а в одиночестве в частном доме женщине и помочь некому. Вызов скорой помощи затруднителен, сигнал мобильной связи с грехом пополам появляется только в одном углу дома.

За новыми очками тоже надо ехать в город

История Развязки не уникальна. В нашей стране таких поселений наберется не одна сотня. Вот так, одним решением можно перечеркнуть жизнь и историю небольшой деревни. Забыть о ней. В Развязке создается ощущение, что время остановилось, и никакие внешние факторы не могут повлиять на поселок и ее жителей. С каждым годом сельчан здесь становится всё меньше, и вполне возможно, что спустя несколько десятилетий от железнодорожного поселка не останется и следа. Корреспонденты NGS55.RU были в этих краях два года назад, но за это время положительных изменений в деревне не произошло. В пресс-службе Западно-Сибирской железной дороги нам рассказали, что ветку Левобережная — Развязка — Сыропятское в будущем восстанавливать не планируют. А жизнь в деревне тем временем идет своим неспешным ходом.

Дорога в Омск от Развязки по Транссибу занимает около 40 минут. Но до станции еще нужно добраться по бездорожью — 3 километра
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства