Дороги и транспорт летопись «Эту конструкцию применили впервые»: почему Ленинградский мост стал рискованным проектом для города

«Эту конструкцию применили впервые»: почему Ленинградский мост стал рискованным проектом для города

О переправе на Левый берег омичи мечтали сотни лет

Мост строили по новаторской технологии с помощью «свай Хлебникова»

Согласитесь, Ленинградский мост мы стали по-настоящему ценить после того, как его закрыли на ремонт в 2023 году. Помните, как было круто ездить без больших пробок (ну почти) и не искать пути объезда? А вот 65 лет назад моста не было совсем и омичи лишь мечтали о переправе на Левый берег. О том, как Ленинградский мост расширил город в два раза и почему это рискованный проект омских строителей — в статье корреспондента NGS55.RU Марии Носенко.

На наши вопросы ответил омский историк Кирилл Демьянов. В статье использованы материалы из книги кандидата технических наук и доцента СибАДИ Тамары Шишовой «Мосты города Омска».

Наплавные деревянные и железные

Город мечтал о мосте через Иртыш больше двух веков со дня основания. Иртыш — широкая река с сильным течением, в отличие от Омки. Поэтому всё, что могли делать градостроители XVIII века, — сфокусироваться на наплавных переправах через небольшую Омь. Их делали из дерева и железа. Историк Кирилл Демьянов рассказал NGS55.RU, что на Левый берег Иртыша люди долгое время могли переправиться лишь так:

— Омичи пользовались паромами и переправами по льду зимой. Этот способ был традиционным и использовался столетиями. Например, улица Масленникова когда-то называлась Перевозной, а улица Алексеева — Паромной. Там были обустроенные переправы. Их можно найти на старых картах Омска.

Так переправлялись через Иртыш в 1907 году

Первый паром появился в Омске в 1815 году. Люди ездили с места между Второй Омской крепостью и Кадышевским форштадтом, где сейчас находится улица Ивана Алексеева.

Надежда на мост появилась только в конце XIX века, когда Омск решили сделать частью Транссибирской магистрали. Благодаря ей город перестал быть только крепостью, где сидят каторжники и работают военные. Омск стал купеческим и вышел на новый уровень. Но, к сожалению, железнодорожный мост никак не решил проблему горожан, и вот почему.

Ученицы железнодорожной омской школы на фоне железнодорожного моста в 1954 году

Омский писатель Иван Петров в своей книге «Родной истории памятные строки» пишет, что местные власти слишком поздно попросили комитет по строительству железной дороги приспособить его для горожан. Было два варианта: либо обустроить второй этаж, либо уширить настил. Просьбу отклонили, потому что новый мост нужно было доделывать быстрее, да и денег на обустройство требовалось много. Омичи снова тяжело вздохнули: оставалось только ждать.

Понтонный мост

Сдвиг случился в 1937 году, когда построили понтонный мост через Иртыш. У этой деревянной конструкции были плавучие опоры. Мост сделали из двух частей: постоянной и плавучей (последняя нужна была для пропуска судов с 23:00 до 07:00). Наплавную часть соорудили из барж с надстройками. Сваи обкладывали камнями, а на весну и начало лета устанавливали настилы и суда (которые зимой уводили в затон неподалеку). Кирилл Демьянов рассказал, что мост появился благодаря аэропорту:

— Мост существовал до конца 1950-х годов и соединял улицу Поселковую (Кировск) и Заводскую (Ленинск). Место для моста выбрали там, где река была уже. Не только жителям Кировска приходилось ездить по этому мосту в город, но и всем, кто хотел улететь из Омска на самолете, так как аэропорт находился там. Нужно было проезжать через весь Кировск до него.

Вид на понтонный мост, 1937 год

Еще одна причина того, почему так нужен был мост, — индустриализация. Город становился промышленным: появились Сибзавод, шинный завод и биофабрика. Особенную роль мост сыграл в военное и послевоенное время, когда по нему перевозили машины и гужевой транспорт. Конечно, совершенным он не был: мост не работал осенью и весной, был непрочным, быстро изнашивался и доставлял много хлопот.

Многие продолжали пользоваться паромами, хоть и ждать своей очереди нужно было минимум полчаса. Так омичи могли перевезти лошадь, пролетку, велосипед и даже машину. Одним из первых, кто предложил сделать нормальный мост, был предприниматель и гласный Омской городской думы Филипп Штумпф. На инфоповоде о новом мосте через Иртыш нажились спекулянты: они рассказали горожанам, что на Левом берегу скоро будет новый Чикаго с вокзалом, торговыми рядами и железным мостом через Иртыш. Участки подскочили в цене, а затем новость о строительстве моста опровергли.

Паром в 1934 году

Так появился один из первых локальных мемов. Ироничные плакаты с надписью «Ново-Омск. Будущий Чикаго» появились на рождественском маскараде. Не обошли мем и газеты: в номере «Омского вестника» тогда появилась вот такая частушка:

«Мой милашка! Мой Вавила!
Проведут железный мост
Через Иртыш! Я говорила:

"Купим место на Омск-Пост".

Соблазнила я Вавилу…
И, пока не виден мост,
Милка бьет меня по рылу
И кому-то шлет: "Прохвост"».

В летнее время омичи активно пользовались лодками

Конечно, когда страну накрывали Первая мировая война и революция, новым мостом никто заниматься не планировал. Корреспондент И. Бен написал в местной газете «Рабочий путь» от 26 июня 1921 года грустную колонку с вот такими словами:

— Каждый день у переправы через Иртыш по обе стороны реки виднеется множество подвод. Проезжим приходится ждать больше часа и иногда суток по двое и более. И, как говорят, так бывает каждый день и так тянется из года в год… При наличии моста получится полная возможность использовать обширную площадь земли за Иртышом для расширения города и устройства огородов, полей и прочего… И кто знает: не будет ли со временем заречная часть Омска самой красивой и натуральной частью города, его гордостью?

Ленинградский мост

Город созрел для большого моста только к 50-м годам. Проект конструкции в восемь пролетов и длиной 653 метра доверили питерскому «Лентрансмостпроекту», омским строителям и московским научным работникам. Советский архитектор Виктор Кочедамов писал, что строители Ленинградского моста сильно рисковали, так как решили не идти по старым схемам:

— Конструкция моста состоит из высоких стальных балок, уложенных на железобетонные, облегченные отверстиями быки. Основания сделаны при помощи буровых приспособлений, что позволило заполнить бетоном уширенные свайные опоры. Эта конструкция была применена впервые не только в советской, но и в зарубежной практике мостостроения и позволила при слабых грунтах существенно сократить затраты на устройство фундаментов быков.

Мост строили и в морозы, и в жару, чтобы побыстрее закончить

Речь идет о «сваях Хлебникова» — это буровые сваи с расширенным основанием. Азарта строителям добавляло то, что нужно было закончить мост раньше срока. Типичная история для советского времени.

Начальник мотопоезда № 413 Лукашов, который занимался строительством моста, говорил, что «если бы их сооружали по старой технологии, при помощи кессонов, строительство бы затянулось и мост обошелся гораздо дороже». Кессон — это конструкция в виде перевернутого вверх дном железобетонного ящика, которая опускается на дно реки. И в них находятся рабочие. Воздух вытесняет из кессона воду, позволяя людям разрабатывать грунт. По словам Лукашова, у Иртыша большая глубина и в кессонах людям бы пришлось работать под давлением в 2,5 атмосферы. Это опасно для жизни.

Рабочих решили не подвергать опасности и не использовать кессоны

Ленинградский мост открыли 6 ноября 1959 года, ко Дню Великой Октябрьской революции. У тяги сдать объект к красивой дате были свои последствия: мост не успели проверить и испытать. Ряд недоделок распознали только в 1960 году работники СибАДИ.

Тем не менее обошлось без происшествий. Мост получился высоким, чтобы не мешать судоходству, и шестиполосным. Это, кстати, было даже излишним на то время. Мост делали с перспективой роста города.

На мосту сделали пешеходную зону: это давняя мечта омичей

Мост не только расширил город в два раза, но и надоумил власти возвести новые микрорайоны, Иртышскую набережную и Парк Победы. Город решили повернуть лицом к реке. К тому же поднялась насыпь возле реки, и это образовало «Птичью гавань». Но главное достижение для города — кировчане стали в пять раз быстрее добираться до центра города. Историк Кирилл Демьянов рассказал, что Ленинградским мост назвали далеко не сразу:

— Названия у мостов, в том числе у Ленинградского и Комсомольского, появились только в 1967 году. До этого мосты называли просто «коммунальными». А в 1967 году, к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, был построен нынешний Юбилейный мост, и решено было всем мостам в городе дать названия.

Мост специально сделали высоким, чтобы не мешать судоходству

В этом году Ленинградский мост отмечает юбилей — 65 лет. Сейчас омичи снова ждут, когда капитальный ремонт закончится и мост заработает. Сейчас он выполнен на 75%. Заместитель директора ООО «СтройТраст» Игорь Шестаков рассказал, что большая часть моста уже готова:

— Основные текущие работы — монтаж тротуарных консолей на второй половине моста, из 70 штук смонтированы уже 46. Идет бетонирование участка омоноличивания, два пролета уже сделали. В феврале закончим с монтажом консолей, к апрелю — с бетонированием.

Омичи с нетерпением ждут, когда по мосту снова можно будет ходить

На капремонт объекта из бюджетов всех уровней выделено 1,9 миллиарда рублей. В две смены на мосту трудятся в среднем 120 человек, завершить все работы подрядчик планирует до 31 мая текущего года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE18
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства