Дороги и транспорт проблема «Мы находимся на краю пропасти»: что происходит с омскими перевозчиками и почему они просят власти их спасти

«Мы находимся на краю пропасти»: что происходит с омскими перевозчиками и почему они просят власти их спасти

Недавно частники написали открытое письмо губернатору Хоценко

Перевозчики тратят много денег на обслуживание маршрутов

На днях омские перевозчики опубликовали коллективное обращение к губернатору Омской области Виталию Хоценко. Они заявили, что сейчас ситуация в сфере близка к катастрофе: из-за недостаточной поддержки со стороны властей в городе становится меньше транспорта и закрываются маршруты. О каких проблемах говорят частники и чего они хотят от властей — в материале NGS55.RU.

Проблемы перевозчиков

В тексте письма упоминаются проблемы частников, обслуживающих маршруты с нерегулируемым тарифом. Предприниматели не получают компенсацию из бюджета в отличие от муниципальных предприятий. Обращение подписали 11 перевозчиков: Владимир Геворгян, Владимир Блажко, Вячеслав Доронкин, Давид Ибрагимов, Фазыл Залялитдинов, Галина Захарова, Юрий Лутков, Иван Меняйлов, Сергей Пятак, Николай Семыкин, Константин Стадник.

Городские маршруты могут работать по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Тариф на перевозку — то есть объективную стоимость проезда одного пассажира на сегодняшний день — устанавливает РЭК Омской области. Но реальную стоимость проезда для пассажиров утверждают в Омском городском совете, и она всегда ниже. Власти компенсируют перевозчикам затраты, но лишь тем, которые работают по регулируемым тарифам.

В обращении частные перевозчики заявляют, что из-за инфляции обслуживание маршрута стало ощутимо дороже. Подробнее об этом рассказал перевозчик Вячеслав Доронкин (маршруты № 409, 514, 303, 222). Он один из тех, кто подписал письмо Виталию Хоценко.

— В нашей ситуации подорожали все составляющие бизнеса, связанные с обслуживанием: масла, запчасти. Топливо подорожало практически на 20%. Если два года назад стоимость литра солярки была 50 рублей, то сейчас 70 рублей. Это ежедневные огромнейшие затраты. А стоимость проезда мы увеличить не можем, понимая, что люди не в состоянии платить за проезд объективную цену. На сегодня она составляет порядка 50 рублей. Мы же адекватно оцениваем ситуацию, понимаем, что чудес не бывает. Мы не можем заправляться воздухом. Мы не можем покупать бэушные запчасти — это ведь тоже ненормально. В конечном счете всё это повлияет и на безопасность, и на жизнь людей напрямую, — заявил Вячеслав Доронкин.

Власти хотят, чтобы в городе становилось больше автобусов среднего класса

Давид Ибрагимов, еще один перевозчик, подписавший обращение, обслуживает лишь один маршрут — 68-й. По его словам, помимо запчастей, топлива и техобслуживания, вырос в цене и транспорт. Например, стоимость «Газели» подскочила с 1,2 миллиона до 3,5 миллиона:

— К любому перевозчику обращайтесь — у всех не хватает нескольких машин. Брать неоткуда! За 3,5 миллиона взять — это самые дешевые «Газели». Но у нас не хотят, чтобы «Газели» работали. Хотят автобус за 10–15 миллионов. А это не осилить никому. Если бы условия были нормальными, можно было бы и в кредит. Просто сейчас договор заключается на год. Как я могу на год взять автобус за 10 миллионов? Если через год со мной договор расторгнут, что мне делать? Был бы договор на пять лет, тогда я бы знал, что автобус себя оправдает. А так... На год договор, и иди новый автобус купи. Через год он под забором стоять будет?

Перевозчик Вячеслав Доронкин говорит, что из-за санкций усложнилась логистика запчастей — теперь их доставка занимает гораздо больше времени. И отсюда возникает большая проблема: если машина сломалась, не факт, что ее удастся быстро отремонтировать. А это значит, что в линию выйдет не весь транспорт:

— Раньше можно было заказать — и через 1–2 дня запчасть пришла. Сейчас заказываешь, и она придет через неделю или две. Соответственно, один автобус вывалился из перевозки, второй, третий... Недовыпуск именно по технической неисправности! Это невозможно быстро исправить. Все эти комплексные составляющие привели нас к этой финансовой яме. Мы находимся на краю пропасти. Вопрос: когда обвалится эта пропасть? Когда мы соскользнем в нее — и это не потому, что мы какие-то неразумные, а потому, что ситуация в стране привела к печальному итогу.

В обращении частники упоминают и транспортную реформу. 1 июля 2023 года 18 маршрутов изгнали из центра, пустив по Фрунзенскому мосту и улице Маршала Жукова. Это ударило по доходам предпринимателей, многие водители решили уволиться. С тех пор, отмечают перевозчики, город потерял 8 маршрутов, а на остальных маршрутах сократилось количество автобусов (в письме говорится, что в городе стало меньше на 300 машин).

— Кто выиграл от этой «реформы»? Пробок меньше не стало, это признают все. Экология лучше не стала. Больше всех пострадали омичи, которые пользовались именно этими маршрутами. Неудивительно, что пассажиры до сих пор высказывают свое недовольство и призывают власть признать ошибкой свое решение о переносе маршрутов из центра на другие улицы города. Ведь именно в центре города находятся основные пересадочные остановки, которые связывали все районы города, — заявили перевозчики в обращении к губернатору.

Частные перевозчики жалуются на то, что недополучают за льготников 13 рублей

Чего хотят перевозчики

По словам предпринимателей, их бизнес отличается от коммерческой деятельности любого другого сектора экономики: они лишены возможности устанавливать стоимость проезда существенно выше той, которую приняли в Омском горсовете. Сейчас цена проезда в муниципальном транспорте для горожан составляет по карте 25 рублей, а наличкой — 30 рублей. Это притом что в 2024 году для муниципальных автобусов установлен тариф более 50 рублей на поездку, а для электрического транспорта (троллейбусов и трамваев) — более 68 рублей. Разницу между ценой билета и тарифом муниципальным предприятиям компенсируют из бюджета.

— Муниципальные перевозчики, получая практически 100% дотации из бюджета города, полностью покрывают все свои затраты. А получая новые автобусы по различным федеральным программам, существенно экономят свои доходы. Частные же перевозчики, работая с ними на одном рынке, лишены такой поддержки. И ГСМ, и запчасти, и ремонт, и новые автобусы частные перевозчики приобретают из собственных средств. Неудивительно, что сектор частных перевозчиков, не выдерживая недобросовестной конкуренции, постепенно сокращается. Но кому от этого лучше? Явно не простым омичам, которые вынуждены подолгу ждать нужный им маршрут, — отмечается в обращении.

Отдельная тема — компенсация затрат на перевозку льготников. Частники заявили, что вместо 33 рублей за пассажира такой категории они получают 20 рублей.

— Отдельно в списке пассажиров стоят школьники, пенсионеры и студенты. Мы прекрасно понимаем, что это самые социально незащищенные слои населения, и многие годы устанавливаем стоимость проезда для перечисленных пассажиров ниже стоимости проезда для граждан. Но если еще три года назад нам удавалось за счет прибыли дотировать проезд пенсионеров, школьников и студентов, то сегодня и это уже становится проблематичным, — пишут перевозчики.

С лета прошлого года закрылось немало маршрутов

Предприниматель Вячеслав Доронкин заявил, что было бы справедливо частникам и муниципалам находиться в равных условиях, ведь это один и тот же рынок. На сегодняшний же день весь муниципальный транспорт работает по регулируемому тарифу, восполняя свои затраты компенсациями из бюджета. Частники, напротив, лишены такой возможности, поэтому находятся не в равнозначном финансовом положении. Это притом что доля частников на рынке — в пределах 40%.

— Мы говорим про действительно партнерские отношения. Понятно, что условно партнерские: в любом случае мы находимся в подчиненном положении относительно организатора перевозок. Мы готовы контактировать, но на сегодняшний день экономическая ситуация в стране не располагает к тому, чтобы нас могли сильно ущемлять финансово, а мы должны выжить и каким-то образом качественно осуществить перевозку. Подвижной состав нужно содержать, соответствующую инфраструктуру содержать — это всё затратные вещи. Транспорт стареет, он изнашивается. Он с каждым годом всё больше ломается, потребляет, естественно, больше ресурсов на восстановление и ремонт, — говорит предприниматель.

Такого же мнения придерживается и Давид Ибрагимов, другой перевозчик:

— Я думаю, что надо как-то уравнять муниципальных и частных перевозчиков. [Сейчас] это же неправильная, нечестная конкуренция.

Частные перевозчики хотят равных условий на рынке

«Власть должна понять, нужны ей перевозчики или нет»

Президент «Омского транспортного союза» Николай Артемьев рассказал, что в прошлом году перевозчики из союза продали 50 единиц транспорта и отказались вести бизнес в сфере пассажирских перевозок.

Руководитель уверен в том, что благодаря подобным коллективным обращениям частники могут достучаться до властей:

— Год за годом говорим одно и то же: низкие тарифы, не выплачивают за льготников. Ситуация странная в течение длительных лет. Где методология расчетов? Где корректировка, индексация тарифов? Никто ответить не может, никто не знает. Нет у нас людей, кто может ответить на этот вопрос. Поэтому, конечно, такие коллективные обращения — это возможность предпринимательского сообщества достучаться до власти. До чиновников, которые должны быть профессионально ориентированы и на фокусную группу пассажиров, чтобы все были довольны, и на перевозчиков, которые обязаны обеспечить все условия, чтобы пассажиры были довольны. Вот тогда эта синхронизация наступает. В этом же смысл транспортного пассажирского рынка в миллионном городе. Всё лежит на поверхности. На сегодняшний день необходимо просто создать добросовестную конкуренцию. Не финансировать на миллиарды транспортные предприятия с государственной долей собственности, а задаться вопросом: для чего городу Омску дорогостоящие троллейбусы? Может быть, вместо одного троллейбуса купить три автобуса и решить проблему раз и навсегда? Убрать эти контактные сети дорогостоящие. Тариф в троллейбусе — 70 рублей! Это на такси можно от подъезда до подъезда.

На работу общественного транспорта поступает много жалоб в социальных сетях

Николай Артемьев считает, что на встрече перевозчиков и властей чиновники должны сформулировать стратегию: нужно ли перевозчикам закупать новый транспорт или этот бизнес в Омске будет сворачиваться и рынок полностью займут «Омскоблавтотранс» и ПП-8.

— Тогда у всех будет понимание долгосрочной стратегии лет на пять вперед, — говорит Николай Артемьев. — Почему на пять? Любой лизинговый контракт на автобус — это примерно пять лет. Автобус стоит примерно 10 миллионов. Очень дорогой порог входа в бизнес. Чтобы на маршруте оказалось 20 автобусов — каждый стоимостью 10 миллионов, — перевозчик должен сформировать механизм финансирования на 200 миллионов рублей. Вот такая математика. Поэтому власть тоже должна понять, нужны им перевозчики или нет.

По ситуации с коллективным обращением перевозчиков NGS55.RU обратился за комментарием в правительство Омской области:

— Губернатор видел это обращение и дал поручение омской мэрии и Министерству транспорта Омской области разобраться в ситуации и доложить. Какие шаги будут предприниматься, дальше станет понятно после доклада. Вопрос в работе, — ответила Мина Ахвердиева, пресс-секретарь губернатора Виталия Хоценко.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства