В конце 2018 года мэрия с помпой закупила для города 100 малогабаритных автобусов марки «Луидор», работающих на сжиженном нефтяном газе. В то безмятежное время, когда мы еще не существовали в напряженной атмосфере постоянных информационных потрясений, закупка муниципальных маршруток стала чуть ли не главным событием года. Местные власти подогревали интерес омичей, преподнося это решение почти как революционное. Омичи в свою очередь реформу не жаловали — они называли муниципальные маршрутки «консервными банками», жалуясь на то, что те слишком тесные. Частные перевозчики подозревали, что таким образом муниципалы хотят выдавить их с рынка. Недовольных горожан успокаивали тем, что малогабаритные автобусы будут ездить по маршрутам с небольшим пассажиропотоком, а один из частных перевозчиков — вот так поворот — спустя несколько лет посадил своих водителей за руль этих самых «Луидоров», взяв их в аренду у муниципалитета. В этой статье NGS55.RU попытался разобраться, что стало с муниципальными маршрутками, которые город приобрел еще во время мэрства Оксаны Фадиной. С той памятной закупки прошло менее пяти лет, а администрация, похоже, совсем разочаровалась в автобусах малого класса — к 2024 году их хотят заменить на более вместительные.
Гори оно огнем
Летом 2021 года на остановке «Ж/д вокзал» на улице Леконта вспыхнула «Газель Next», которая работала на маршруте № 46 («Сады "Заря"» — «Облепиховая»). Пламя охватило ее почти полностью и за несколько минут буквально сожрало — восстановлению автомобиль уже не подлежал. Этот микроавтобус марки «Луидор» был одной из тех самых 100 муниципальных маршруток, которые были приобретены в лизинг в 2018 году за 370 миллионов рублей. На этом потери не закончились — спустя 4 месяца всего за одну ночь на территории ПАТП-8 сгорели сразу три такие же «Газели», припаркованные на стоянке. Охранник, заметив пожар, вызвал пожарных, однако огонь успел перекинуться на две соседние маршрутки. К моменту прибытия спасателей все три микроавтобуса выгорели почти полностью. Таким образом, к 2022 году автопарк ПАТП-8 обеднел на 4 маршрутки.
А в 2022 году лизинговые «Луидоры» начали курсировать по маршруту № 414 («Микрорайон Ясная Поляна» — «Онкодиспансер»), на котором работает частный перевозчик Анатолий Войтенко. Выяснилось, что пассажирское предприятие № 8 передало в аренду бизнесмену 15 микроавтобусов «ГАЗ Next» («Луидор»). Еще часть из них перевозчик пустил на маршруты № 343 («ДСК-2» — «Микрорайон Амурский-2») и № 470 («Пос. Чкаловский» — «Ул. И. Н. Багнюка»). При этом предприниматель заявил о намерении в дальнейшем выкупить арендованные микроавтобусы, жалуясь на то, что новая «Газель» обойдется ему слишком дорого — в 4 миллиона рублей. В мэрии пояснили, что бывшие муниципальные автобусы частный перевозчик взял в аренду по собственной инициативе, а в ведомстве его предложение приняли, посчитав его выгодным, поскольку маршрутки еще находились в лизинге.
Новая жизнь
В мае 2023 года по Омску начали курсировать мобильные пункты отбора на военную службу по контракту — микроавтобусы всё той же марки «Луидор» с наклейками с изображением эмблемы армии России. Мы нашли фотографию одного из таких пунктов и проанализировали информацию по номеру микроавтобуса. Выяснилось, что он принадлежит «Государственной транспортной компании», а страхователем машины является ПАТП-8 — то есть это одна из тех самых 100 маршруток, которые закупала мэрия в 2018 году. Кстати, две недели назад возле торгового комплекса «Маяк» полностью сгорела «Газель Next» с такими же наклейками.
Кроме того, следы омских муниципальных маршруток неожиданно отыскались в Крыму. По информации базы данных «Автобусный транспорт», микроавтобусы «ГАЗ Next» с госномерами У052ЕС55 и У032ЕС55 (первый ездил в Омске по маршруту № 46, второй — по маршрутам № 62 и 78) были переданы индивидуальному предпринимателю из Керчи Сергею Вислоушкину. Судя по данным сервиса, теперь у бывших этих автобусов новые госномера — крымские.
Сергей Вислоушкин зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в 2014 году, а по данным крымских СМИ, он занимается пассажирскими перевозками еще с 1998 года. Он возит местных жителей не только по городу — бизнесмен также обслуживает маршруты, которые соединяют Керчь с Краснодаром и Темрюком. Как сообщает издание Керчь.FM, прошлогодний опрос местных жителей в общественном транспорте показал, что горожане ждут от предпринимателя обновления автопарка. В сентябре прошлого года бизнесмен пообещал выполнить их наказ.
Корреспонденту NGS55.RU удалось связаться с керченским перевозчиком. Предприниматель сообщил о том, что действительно проявлял интерес к «Луидорам» из Омска, однако, по его словам, в настоящий момент сделка находится на стадии переговоров, об исходе которых говорить пока рано. Перевозчик добавил, что ему ничего неизвестно о прошлом этих микроавтобусов. И о том, являлись ли они когда-либо муниципальными, он тоже не знает.
Избавляемся от автобусов малого класса
Редакция NGS55.RU направила в департамент транспорта омской мэрии запрос с просьбой пояснить информацию о возможной передаче двух муниципальных «Луидоров» перевозчику из другого региона. В ведомстве ее опровергли — в департаменте транспорта заявили о том, что права собственности на автобусы перейдут пассажирскому предприятию № 8 только в декабре 2023 года, после того как организация рассчитается по всем лизинговым платежам, то есть распоряжаться ими она пока не может.
— Таким образом, сейчас собственником транспортных средств является «Государственная транспортная компания». Информация о продаже автобусов малого класса в Крым не соответствует действительности. Автобусы малого класса, принадлежащие частным перевозчикам, являются собственностью частных перевозчиков, и вопрос о распоряжении этим имуществом находится вне компетенций департамента, — рассказали в мэрии.
В департаменте транспорта также добавили, что с 2022 года администрация Омска работает над изменениями маршрутной сети города. Она подразумевает под собой перераспределение пассажирских потоков и замену городского транспорта на более вместительный, а также увеличение зоны покрытия дорог муниципальными маршрутами.
— Одной из первостепенных задач, запланированных в 2023 году, является разгрузка магистралей в центральной части города от избытка автобусов малого класса путем переноса части действующих маршрутов на параллельные улицы или замены автобусов на более вместительные, — пояснили в ведомстве. Работы по оптимизации действующей маршрутной сети в мэрии планируют в следующем году.
Получается, что заявленная несколько лет назад реформа, подразумевающая увеличение количества транспорта на городских маршрутах за счет пополнения автопарка автобусами малого класса, не оправдала своих надежд — в мэрии хотят вернуться к более вместительным автобусам. Напомним, что автобусы-длинномеры (называемые в народе «гармошками») в Омске списали осенью 2018 года, как раз за месяц до поступления крупной партии малогабаритных «Луидоров». Кстати, последней крупной закупкой омского департамента стали новые НЕФАЗы на 101 пассажира, которые омичи приобрели у татарстанской компании ООО «Автобусный — Центр Столица».
Как вы относитесь к маршруткам?