9 декабря скончался директор департамента транспорта омской мэрии Александр Вялков. Ему было всего 46 лет. На должности главы департамента он проработал два года, и за этот относительно небольшой промежуток времени под его руководством произошло множество перемен. В память об Александре Вялкове NGS55.RU рассказывает, что он успел сделать на посту руководителя департамента транспорта.
Карьерный путь Александра Вялкова начался в «Троллейбусном депо № 2», куда он пришел работать сразу после окончания СибАДИ. Он дослужился до ревизора по безопасности движения, а затем получил должность заместителя начальника по эксплуатации. В 2000 году, после создания муниципального предприятия «Электрический транспорт», Александр Леонидович возглавил филиал «Троллейбусного депо № 1». Затем был назначен заместителем директора по эксплуатации и два года руководил перевозками городского электрического транспорта. В июле 2017 года он стал директором МП «Пассажирское предприятие № 4», а спустя год — главой департамента транспорта в городской администрации.
Реформатор
С первых дней работы Александра Вялкова на должности главы департамента транспорта в сфере пассажирских перевозок начались серьезные реформы. И если о каких-то из этих перемен омичи, передвигающиеся на личном транспорте, могли не узнать, то новые автобусы, троллейбусы и даже трамваи на улицах Омска заметили все горожане.
Обновление автопарка стало неотъемлемой частью эпохи Александра Вялкова. В одном из интервью NGS55.RU он к месту процитировал Генри Форда: «Какая машина самая хорошая? Новая».
До конца 2018 года дептранс закупил 90 автобусов ПАЗ «Вектор NEXT» и 100 муниципальных маршруток «Газель ЛУИДОР», работающих на сжиженном нефтяном газе. А в середине января 2019 года омичам торжественно презентовали 20 больших НЕФАЗов. Конечно, Вялкова часто критиковали за то, что он покупал малогабаритные автобусы. Но директор департамента транспорта пояснял, что автобусы малого класса направляют на маршруты, которые не слишком загружены.
Однако в этом году в дептрансе решили закупить еще 20 автобусов большого класса. Работающие на метане низкопольные красавцы Volgabus могут вместить 111 пассажиров. Автобусы оснащены системой наклона салона, которая позволяет пассажирам удобнее заходить в автобус и выходить из него. Их привезут в Омск до конца года.
Повышение стоимости проезда
В первые месяцы работы Александру Вялкову пришлось принять непопулярное решение — повысить стоимость проезда в муниципальном транспорте до 30 рублей. Миновать это было невозможно. Стоимость поездки оставалась неизменной в течение последних трех лет, и омичам поначалу было непросто смириться с этой новостью. Вялков объяснил причины повышения стоимости проезда — за эти самые три года солярка подорожала на 70%, а запчасти — в полтора раза. Кстати, в следующем году, несмотря на серьезное обновление автопарка, стоимость проезда в муниципальном транспорте не изменится. Разницу между экономически обоснованным тарифом, который установит РЭК на будущий год, и стоимостью поездки, которую по факту платят омичи, компенсируют из городского бюджета.
В приоритете — безналичка
Важным нововведением стала возможность рассчитываться за поездки в общественном транспорте при помощи банковской карты и даже мобильного телефона. Это позволило сделать работу частных перевозчиков более прозрачной. При этом, отдавая предпочтение безналичному расчету, омичи получили возможность платить за проезд по сниженному тарифу — 25 рублей вместо 30.
Но реформа системы оплаты проезда стартовала не без трудностей — 1 января 2019 года терминалы в омском транспорте отказывались принимать электронные проездные. Тогда в мэрию поступило 200 жалоб — пассажиры требовали вернуть наличные, которые им пришлось заплатить за проезд. После новогодних каникул Вялков признался, что эти деньги — более десяти тысяч рублей — ему и директору муниципального предприятия пришлось возвращать омичам из собственных карманов. «Наказали себя сами», — горько улыбнулся Вялков.
А еще в планах было предложить омичам пользоваться яркими транспортными браслетами и брелоками вместо электронных проездных.
Электротранспорт
Первая попытка «подружить» современный электротранспорт с нашим городом оказалась не совсем удачной. Электробус Trozla с динамической подзарядкой после испытаний вернулся на завод, так и не став почетным представителем омского парка электротранспорта. Однако вскоре Омская область получила федеральную субсидию на развитие дорожного хозяйства, и мечта горожан о новых троллейбусах стала реальностью — в конце этого года в Омск привезли 33 низкопольных «Адмирала», которые работают по строгому графику и выходят в линию с интервалом не более десяти минут. Но это еще не всё — в ноябре 2020 года на омские маршруты вышли 12 новых трамваев «Спектр». До конца года концерн «Уралвагонзавод» должен отправить в Омск еще столько же.
Новая «Омка»
Александр Вялков стремился усовершенствовать систему безналичного расчета — в ноябре в дептрансе заговорили о расширении функционала транспортной карты «Омка» — теперь она объединит на одном носителе банковскую платежную систему, транспортное приложение и набор клиентских сервисов лояльности. Именную единую карту омича (по аналогии с картой в Москве) можно будет использовать в качестве удостоверения личности и электронного проездного в городском и пригородном транспорте. Льготники смогут подтверждать свои права без предъявления документов, поскольку все данные будут размещены на этой карте. Кроме того, владелец карты сможет оплачивать с ее помощью товары и услуги, получать любые денежные переводы и социальные выплаты, а также скидки, кешбэк и спецпредложения от предпринимателей-партнеров. Александр Вялков надеялся, что со временем она может стать универсальной: включит в себя полис ОМС, путеводитель по городу, скидки на билеты в музеи, театры и кино, читательский билет, а также позволит производить оплату коммунальных услуг и заменит омичам ключ от домофона.
Диалог с частными перевозчиками
Александр Вялков приложил много усилий для того, чтобы вывести частных перевозчиков из тени и упорядочить их работу, при этом старался к ним прислушиваться. Он хотел избавиться от хаоса на дорогах и приучить частников пользоваться электронными терминалами для оплаты проезда и системой навигации. Предпринимателям было сложно привыкнуть к этим новшествам, а глава дептранса возмущался недисциплинированностью водителей, работающих на регулируемых маршрутах и отказывающихся при этом принимать электронные проездные и льготные карты. Он грозился разорвать контракты с такими перевозчиками. Но федеральный закон о контрольно-кассовой технике для перевозчиков сравнял всех — с лета 2019 года все маршрутки оборудованы либо терминалами «Пассажирсервиса» для полностью безналичной оплаты, либо контрольно-кассовым аппаратом.
Предприниматель Владимир Черепанов работает на маршруте № 212. Он считает, что решения Александра Вялкова на посту директора департамента транспорта были правильными, хотя частные перевозчики не сразу их понимали.
— Александр Леонидович был независимым человеком. Даже если какие-то его идеи изначально воспринимались перевозчиками в штыки, в результате эти решения оказывались полезны для всех. Взять к примеру тот же безналичный расчет: я считаю, что это правильно, потому что перевозчики обязаны выплачивать водителям нормальную зарплату и не жадничать. И вообще безнал — это очень удобно. Да, кому-то пришлось платить больше налогов, стать более прозрачным, но для честных собственников транспорта это нововведение имело только положительный эффект. Я еще помню те времена, когда мы платили городу за маршруты, а теперь каждая копейка на виду, и я уверен в том, что эти деньги не уходят кому-то за пазуху. Да и Вялков бы не допустил воровства, он думал не о своем кармане, а о деле, которым он болел. Мне очень жаль, что он так рано ушел, едва начав свои реформы. Он мог бы еще много сделать для города. Его смерть стала для меня шоком, — признался перевозчик.