— Ну и что это у вас такое?
Казалось бы, стандартная фраза, которую вы должны услышать от кондуктора, когда подаёте для оплаты проезда какой-то странный предмет. Например, браслет. Между тем в омском департаменте транспорта всерьёз думают о том, чтобы продавать наряду с электронными проездными транспортные брелоки и браслеты. И если брелоки с большой вероятностью появятся в продаже уже этой осенью — их планируют закупить и запустить в продажу 1 сентября, — то с браслетами всё не так однозначно.
— Браслет надевается на руку, в него зашит чип. Тестировали браслеты, но отзывы поступали противоречивые, неудобно их использовать. Негативных отзывов намного больше. В Москве эта тема работает, потому что там больше стационарных устройств [для оплаты проезда], — сообщил в апреле директор департамента транспорта Александр Вялков.
Одним из главных неудобств в использовании браслета внезапно стало его основное предназначение — в час пик устройство нужно будет снимать с руки, чтобы передать кондуктору. В голове сразу же рождаются немыслимые картины вроде той, что стала вдохновением для нашего заголовка: хозяин браслета берёт собственную руку и отдаёт её впереди стоящему со словами «Передайте за проезд». Но чтобы понять, как обстоит ситуация на самом деле, нужно было взглянуть на браслет в действии. Поэтому корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев решил взять себе один из таких браслетов и устроить ему полный тест-драйв.
Мимо двери «Роспечати» без браслета не хожу
Как выглядит транспортный браслет? Всё до неприличия просто — резиновая полоска, похожая на ремешок от часов, в центре которой под надписью «Омка» скрывается чип. Так как я обычный гражданин без всяких льгот, мне достался браслет зелёного цвета. Это стандартный цвет для гражданских электронных проездных и транспортных брелоков. Департамент транспорта предоставил браслет с 25 рублями на счету, и этого хватало всего лишь на одну поездку. Вопрос о том, как пополнить счёт, назрел в первые же минуты.
В пресс-службе департамента транспорта мне пояснили, что пополнить счёт браслета я могу так же, как это делается с электронными проездными: непосредственно в киосках «Дилижанса» и «Роспечати» или с помощью мобильного приложения «Сбербанк Онлайн». Свой электронный проездной «Омка» я как раз пополняю в киосках, поэтому и с браслетом решил отправиться именно туда. Но оказалось, что продавцы о таких новшествах ничего не слышали. В павильоне «Дилижанса» на остановке «Главпочтамт» женщина за прилавком с удивлением взяла в руки браслет, а потом переспросила, что именно мне нужно.
— Ерундой какой-то занимаетесь, — покачала она головой, но тем не менее приложила браслет к терминалу. Ничего не получилось. Компьютер просто не смог прочитать чип нового устройства, и затея пополнить счёт офлайн провалилась.
Пришлось обратиться за помощью к коллегам и испытать на себе все прелести онлайн-оплаты. В приложении Сбербанка нужно отыскать графу «Платёж и перевод», затем выбрать пункт «Остальное». После этого выбор окажется совсем невелик — платить по реквизитам или пополнить транспортную карту. Нам, естественно, нужен второй вариант. Появится окошко, в которое нужно будет ввести номер браслета — он указан на внутренней стороне, прямо за надписью «Омка». В следующем окне нужно будет без долгих разговоров нажать «Продолжить», и только тогда вы сможете ввести нужную сумму, чтобы «пополнить» свой браслет.
Как это понравится кондуктору
Следующий шаг — отправиться с браслетом в общественный транспорт, чтобы посмотреть, будут ли его принимать кондукторы и водители маршруток. Начать я решил с муниципального транспорта, потому что именно там принимают абсолютно любые способы безналичной оплаты — электронные проездные, банковские карты и мобильные приложения. По всей видимости, и транспортный браслет не должен был стать для муниципальных кондукторов чем-то особенным.
Первый контакт произошёл в новеньком автобусе большого класса, который ехал по маршруту № 24 (ж/д вокзал — пос. Солнечный). Кондуктор ничуть не удивилась тому, что ей протягивают какой-то непонятный браслет, и смело приложила его к терминалу. На мой вопрос о том, знает ли она, что это такое, женщина уверенно ответила:
— Конечно, знаю! Вы уже не первый человек с таким браслетом. Неделю назад девочка заходила, протягивает мне руку — вот, мол, моя оплата за проезд. Я сначала не поняла, что это такое, потом уже разобралась. До чего только технологии дошли!
В троллейбусе № 12 (ж/д вокзал — завод им. Попова) браслет тоже приняли без проблем — кондуктор лишь попросила держать его на небольшом расстоянии от терминала, а не прикладывать вплотную. В итоге деньги с него получилось снять лишь со второго раза. А реакция водителя муниципальной «Газели ЛУИДОР» на маршруте № 32 (ж/д вокзал — Бархатовой) поначалу была точно такой же, как у продавца в павильоне «Дилижанса», — он не понял, с помощью чего с ним хотят расплатиться за проезд. Правда, после того, как водитель приложил браслет к терминалу и увидел, что никакого обмана и шуток здесь нет, а оплата действительно проходит, недоумение сменилось восхищением.
А вот у частных перевозчиков всё было уже не так радужно. Во-первых, даже банковские карты и электронные проездные в некоторых маршрутках до сих пор не принимают. Во-вторых, водители могут относиться к безналичному расчёту по-разному, даже если они обязаны принимать все подобные способы оплаты. Например, водитель одного из ПАЗов на маршруте № 335 долго изучал этот браслет и спрашивал, не шутки ли это, но потом всё же пробил билет через терминал. А вот в маршрутке № 346 принимать браслет отказались категорически.
Не осталась без внимания и передача браслета в час пик — это тот самый момент, когда кондуктор сидит очень далеко и не будет пробиваться через заполненный людьми салон, а оплатить проезд каким-то образом всё равно нужно. «Передавать руку за проезд» мне, к счастью, не пришлось, но вот снять браслет понадобилось. И это оказалось очень сложным занятием, потому что нужно одновременно постараться держаться за поручень (или за соседей) и снимать браслет. Удивительно, но люди практически не реагировали на то, что их просят передать кондуктору очень необычную вещь. Некоторые бросали недоумённый взгляд на зелёный браслет, а затем всё равно передавали его дальше, и лишь одна женщина поинтересовалась, что же это такое.
Итоги
Нужны ли транспортные браслеты пассажирам в Омске? Вопрос очень спорный. Если говорить только за себя, то я бы не отказался от браслета. Пользоваться им даже намного удобнее, чем электронным проездным: за пластиковой карточкой нужно тянуться в карман, её можно случайно забыть дома, в то время как браслет можно носить на руке практически постоянно, да и оплачивать проезд можно, не снимая его (если только автобус не переполнен). Из ощутимых минусов — невозможность оплаты офлайн и недоверие со стороны водителей частного транспорта.
Если же говорить об омичах в целом, то можно сказать, что транспортные браслеты пользоваться популярностью не будут. Пассажиры совсем недавно привыкли к электронным проездным и вряд ли моментально бросятся менять их на брелоки и браслеты. Есть и те, кто активно пользуется возможностью оплатить проезд с помощью бесконтактной банковской карты, как, впрочем, и наличными. Конечно, новшества в виде брелоков и браслетов сильно облегчат жизнь некоторым людям, но ожидать на них бешеного спроса, как на электронные проездные в этом году, не стоит. Кроме того, такие способы оплаты проезда будут намного эффективнее при наличии в автобусе стационарных терминалов.