Каждый год на федеральной трассе Тюмень — Омск гибнут люди. По данным ГИБДД, в прошлом году «трасса смерти» унесла жизни 19 человек. Еще 109 были ранены. 16 марта Омскую область шокировало ДТП с участием двух фур и минивэна: в этой аварии погибли восемь человек, включая двух детей.
За сухими сводками от полиции с количеством жертв скрываются чьи-то оборванные жизни. Как правило, мы не знаем, кто именно погиб, чем этот человек занимался, была ли у него семья. NGS55.RU решил рассказать о людях, которые в разные годы погибали на «трассе смерти».
Станислав Кибальник, 44 года
Станислав Кибальник в юности попал в наркотическую зависимость, но сумел с ней справиться. Он решил помогать людям, оказавшимся с похожей ситуацией, и основал со своими коллегами центр помощи «Импульс».
Его тетя, Раиса Костикова, рассказала, что в декабре 2021 года Станислав с коллегой отправились на автомобиле в Пермский край за мужчиной с тяжелой зависимостью. Вечером 22 декабря, когда они возвращались в Омск, их Chery Tiggo попал в аварию. Это случилось на 422-м километре «трассы смерти», неподалеку от Крутинки.
— Он опаздывал, — говорит тетя Станислава. — У того парня, видимо, была ломка. Станислав торопился и вылетел на встречку, потому что эта проклятая дорога… Проклятая дорога — по-другому сказать невозможно. Он просто в одну минуту погиб. Двое ребят, которые сидели сзади, включая парня из Перми, слава Богу, остались живы. Но была долгая реабилитация. Он столкнулся с большой машиной бизнесмена из Новосибирска.
Станислав Кибальник погиб в возрасте 44 лет. Раиса Костикова рассказала, что у него осталась дочь: в момент трагедии она жила в Москве со своей мамой — бывшей женой Станислава. На похороны пришло большое количество людей. Среди них были и те, кому Станислав помог избавиться от наркотической зависимости.
В другой машине, Toyota Land Cruiser, находилась пара — предприниматель и его супруга. Оба получили тяжелые травмы, но выжили.
— Эта трасса действительно страшная. У нас творческий коллектив, и мы когда-то ездили по этой трассе. Выезжали в Тюкалинск, ехали колонной, которую сопровождали сотрудники ГИБДД. И всё равно там был беспредел. Абсолютно все нас обгоняли, и это было ужасно. Нам, конечно, помогали сотрудники, но было очень страшно, — рассказала Раиса Костикова.
Артем Губанов, 27 лет
Омский журналист Артем Губанов работал радиоведущим на ГТРК «Иртыш». На эфиры к нему приходили разные люди — ученые, музыканты, спортсмены и многие другие. В свободное время Артем путешествовал автостопом. Свои приключения он в красках описывал на личной странице во «ВКонтакте» и в паблике с ироничным названием «Клуб неадекватных путешественников». За его жизнью следили многие: и друзья, и коллеги, и единомышленники.
Во время поездок Артем устраивал тематические акции: например, однажды, отправляясь в Красноярск на новогодние праздники, он нарядился в костюм Деда Мороза. Костюм, правда, был зеленого цвета (другого не нашлось), но это лишь добавило колорита его образу. В пути Артем дарил водителям конфеты.
1 января 2017 года в паблике «Клуб неадекватных путешественников» появился пост: Артем и его друг Дмитрий Карякин собрались одеться в костюмы Дедов Морозов и отправиться в путешествие по резиденциям главных персонажей Нового года:
— Первой станцией станет Тобольск. Там царствует сибирский Дед Мороз. Затем мы поищем уральский дух праздника близ Екатеринбурга. Потом найдем в Удмуртии резиденцию Тол Бабая. Татарстан познакомит нас с Кыш Бабаем. В Чебоксарах на Красной площади стоит дом Хёл Мучи. Апогеем же путешествия станет визит в Великий Устюг. Около 3000 км в одну сторону. Через четыре часа мы наденем свои новогодние шубы и двинемся в путь. Приключение начинается!
Но ранним утром 2 января на границе Омской и Тюменской областей, на 375-м километре трассы Артем и Дмитрий попали в аварию. «Тойота», в которой находились два друга, выехала на встречку и врезалась в «Хендэ». Удар пришелся на пассажирское сиденье, где находился Артем. Он скончался на месте аварии. Дмитрий выжил: с переломом бедра его доставили в больницу Ишима.
Омский Союз журналистов, выражая соболезнования родным и близким Артема Губанова, приводил слова шеф-редактора службы радиовещания ГТРК «Иртыш» Юлии Лизуновой:
— Это был очень талантливый ведущий. Он такие крутые программы делал, у него гости были потрясающие. Он был очень светлым человеком и всегда помогал людям. Пытался сделать этот мир хоть немного лучше. Артем всегда улыбался и заряжал оптимизмом всех. Даже если он сильно уставал, после работы он обязательно участвовал в различных благотворительных акциях. А еще он постоянно фонтанировал идеями… Нам всем, его коллегам (не хочется писать слово «бывшим»), не верится в эту страшную новость. Артем навсегда останется в наших сердцах.
Андрей Путинцев, 37 лет
В красноярском волейбольном клубе «Енисей» Андрей Путинцев провел последние 16 лет своей жизни. Сперва, конечно, был игроком: с 1996 по 2009 год входил в состав команды «Дорожник» (так раньше назывался «Енисей»), которая в начале двухтысячных выступала в Суперлиге. Журналист Степан Ратников писал, что Андрей Путинцев был по-настоящему командным игроком и хорошим универсалом.
Завершив игровую карьеру, Андрей Путинцев стал тренером. Работал с молодежкой «Енисея». Заодно выискивал молодые таланты в регионах от Западной Сибири до Дальнего Востока. Коллеги знали его как ответственного, отзывчивого, веселого и целеустремленного человека, который любил спорт и передавал эту любовь своим ученикам.
В июне 2012 года Андрей Путинцев успешно закрыл сессию в местном университете, где получал второе высшее образование, и собрался ехать в гости к родителям. Жили они в Новоуральске. 23 июня около девяти часов утра на 518-м километре трассы Тюмень — Омск, рядом с Малиновкой, Андрей Путинцев попал в аварию. В его Honda Civic врезалась Toyota, которой управлял 27-летний водитель. Он выехал на встречную полосу. Оба водителя погибли.
Андрей Путинцев погиб в возрасте 37 лет. У него остались супруга и маленькая дочь. После смерти тренера в Красноярске организовали мемориал — волейбольный турнир, который носит имя Андрея Путинцева. В нем принимают участие молодежные команды.
Алена и Дмитрий Шевелевы, 23 и 25 лет
«Это были очень светлые и замечательные люди» — так об Алене и Дмитрии Шевелевых отзывается их подруга Кристина Панфилова. Они жили в Омске и были женаты более четырех лет. Алена работала на заводе «Полет», Дмитрий трудился на строительстве дорог. Пара хотела завести ребенка. По словам друзей, они были добрыми и отзывчивыми людьми.
Кристина рассказала, что незадолго до трагедии супруги гостили у родни, которая живет в области. В субботу вечером, 13 ноября 2021 года, Алена и Дмитрий на своей «Ладе» возвращались в Омск. В Любинском районе, на 589-м километре «трассы смерти» они попали в аварию. Их автомобиль оказался на встречной полосе. По ней в это время шла фура «Даф», которой управлял 38-летний водитель. Алена и Дмитрий скончались на месте ДТП.
— Данную трассу давно пора привести в божеский вид, — считает Кристина Панфилова. — Поставить разграничитель, отбойники. Эту трассу неплохо б еще освещением хоть каким облагородить. В ночное время вообще ужасно ездить. Плюс, не мешало бы сделать больше полос.
«Трасса смерти»
Федеральную дорогу Тюмень — Омск неспроста в народе прозвали «трассой смерти». Это очевидно перегруженная двухполосная дорога с подъемами, спусками и крутыми поворотами. И ошибок эта дорога не прощает. 16 марта редакция NGS55.RU потеряла в ДТП на этой трассе друга и коллегу Анну Никитенко. На пути к родне в Тюкалинск она попала в страшную аварию, став одной из восьми ее жертв.
Многие понимают, что трасса Тюмень — Омск небезопасна. И меры принимались разные, хотя и не всегда серьезные. Ранее эту дорогу освящал священник. На рекламных щитах возле трассы размещали имена детей, погибших в ДТП. Там даже танцевали стриптиз полуобнаженные девушки, держа в руках таблички с цифрами «60» и «40». Посыл их акции был в том, чтобы водители на аварийной трассе следили за скоростью.
Недавно в Минтрансе, реагируя на ДТП с восемью жертвами, рассказали, что эту дорогу ремонтировали на протяжении нескольких лет, только не на том участке, где произошла авария. В ведомстве заявили, что «протяженность 4-полосных участков увеличена на 20 километров за три года».
Этого, конечно, мало. Реконструкция трассы должна стать для властей одной из важнейших задач. Федеральная дорога, крайне востребованная, должна быть четырехполосной, посередине нужен барьер, который будет разделять полосы. И только тогда трасса может стать менее аварийной, а значит, больше людей смогут доехать по ней до дома.
Что еще почитать по теме:
гибли взрослые и дети. Самые крупные аварии на «трассе смерти» за 15 лет;
«трасса смерти» унесла восемь жизней: рассказываем обо всех погибших в субботнем ДТП.