Происшествия репортаж В Омской области деревня сгорела дотла, а жители вернулись и отстроили её заново — репортаж

В Омской области деревня сгорела дотла, а жители вернулись и отстроили её заново — репортаж

Но теперь вокруг Каракуля вновь бушуют пожары

В деревне Каракуль в основном живут сибирские татары

Этой весной на севере Омской области пожар уничтожил несколько деревень. Без крова остались десятки людей. Два года назад, 6 мая 2021 года, подобная трагедия случилась в деревне Каракуль Большереченского района. Тогда сгорели 14 домов и 11 нежилых строений, включая единственный магазин. Со временем люди получили компенсации и вернулись в деревню: построили новые дома и попытались жить дальше. В начале мая корреспонденты NGS55.RU съездили в Каракуль, чтобы посмотреть, как живет деревня после большой трагедии. О надеждах и страхах местных жителей — в репортаже Вячеслава Кумпана.

На пути в Каракуль

Наша поездка в деревню была долгой. Мы выехали из Омска около десяти часов утра, пересекли Любинский и Саргатский районы и лишь ближе к обеду оказались в Большеречье. По пути в Каракуль мы раз за разом встречали выжженные поля, растянувшиеся на километры, и ловили взглядом деревья, рухнувшие под натиском пламени. И чем дальше уходили в сторону севера, тем меньше возникало у нас сомнений в том, что мы станем очевидцами большого пожара. В какой-то момент нас окружили серые и черные столбы дыма.

Этой весной огонь атаковал несколько деревень, в том числе и Чистоозерье Большереченского района
Из-за пожаров в Омской области ввели режим ЧС
В подобных случаях водителям нужно быть бдительными

Пожар мы, конечно, увидели. Неподалеку от Уленкуля наш путь перекрыл густой смог. Видимость была нулевая. Наш фотограф и в тот момент водитель Елена Латыпова пару раз посигналила, чтобы предупредить автолюбителя, который в теории мог скрываться за дымовой завесой. Наконец мы миновали смог, припарковались на обочине и вышли из машины, чтобы рассмотреть то безумие, которое на наших глазах творилось с природой.

Огонь медленно, но беспощадно, метр за метром пожирал сухую траву, нападал на стволы и ветви деревьев. Языки пламени подкрадывались к проезжей части, пытаясь напугать автомобилистов. Запах гари в округе стоял невыносимый. Казалось, едкий дым проходит сквозь нас. Спустя пару минут я начал ощущать неприятное чувство в глазах — как будто в них попал песок. Голова стала тяжелеть. Тело хотело убраться отсюда куда подальше.

Сделав фото и видео, мы прыгнули в машину и покатили дальше. Через некоторое время я впервые в жизни увидел косулю. Больше скажу: косуль было несколько. Животные заметили наш автомобиль и, испугавшись, метнулись прочь в глубину леса, до которого еще не успел добраться огонь. Забегая вперед, скажу, что поездка в Каракуль была богата на встречи с животными и птицами. Помимо косуль мы видели лебедей, журавлей, тетеревов, куропаток, зайца, сурка. Огонь вмешался в жизнь зверей и вынудил их искать новые места обитания.

Из-за пожара в Каракуле в отношении экс-главы Уленкуля Лейлы Мухаметшиной возбуждали уголовное дело, но погорельцы заступились за нее. В итоге Мухаметшиной назначили штраф
По словам Венеры Иноятовой, в борьбе с пожарами очень помогают фермеры, которые вспахивают земли

Путь до Уленкульского поселения, в состав которого входит Каракуль, занял около пяти часов. Мы заскочили в местную администрацию и поговорили с ведущим специалистом Венерой Иноятовой о пожарах и жизни в Каракуле. Она рассказала, что после трагедии многие люди покинули его. Мы, конечно, не ожидали, что можем приехать в совсем пустую деревню. От Уленкуля до Каракуля — около 30 минут плохой дороги. Примерно в 16:30 мы въехали в деревню.

Улица с новыми домами

На въезде в Каракуль нас встретила новая вывеска с названием деревни и годом ее основания. 1661-й год — это серьезно. Обозначение установили уже после трагедии. Я вспомнил, как после пожара жители говорили о том, что Каракуль существует не одну сотню лет. И ведь это не просто сухой факт из истории деревни. Это важное заявление: Каракуль пережил слишком многое, чтобы сгинуть по воле случая.

Каракуль — тихая деревенька, которая обосновалась на берегу одноименного озера
Напоминание о большой трагедии

Два года назад деревню потрясла страшная трагедия. Со стороны Колосовского района пришел пожар и практически уничтожил деревню. Сгорели жилые дома, школа, магазин. Многие люди остались без крова. Затем начался разбор полетов: выплата компенсаций, поиск виновных, суд над главой Уленкуля Лейлой Мухаметшиной. Часть полученных денег погорельцы потратили на то, чтобы спешно построить новое жилье. Но удалось ли жителям Каракуля оправиться после случившегося? Смогли ли они наладить быт? Начать жить так, как это было раньше?

Удивительно, но сейчас о пожаре, который потряс Каракуль, мало что напоминает. В начале улицы — она единственная в деревне — мы увидели разрушенный дом с обугленными бревнами. На этом всё. Если не знать контекста, это типичная маленькая деревушка, которая кроме местных жителей никому не нужна.

Новые домики появились спустя несколько месяцев после пожара

На месте горевших построек образовались пустыри. Там, где стояли уничтоженные огнем жилые дома, выросли деревянные срубы. Теперь они — черта Каракуля, которая выделяет его среди остальных деревень. За эту особенность людям пришлось заплатить большую цену.

На фоне восстановленного памятника идет дым. Потяните за бегунок, чтобы сравнить снимки, сделанные с разницей в два года

В деревне отреставрировали памятник землякам — ветеранам Великой Отечественной войны. Пламя повредило старый монумент. Школы, которая стояла поблизости, больше нет. Ее огонь уничтожил полностью. На месте магазина, тоже сгоревшего, появился небольшой киоск. Правда, во время нашего приезда он был закрыт на замок.

Документы в чемоданах

Пока мы бродили по единственной улице Каракуля, километрах в двух от деревни разрастался густой столб дыма. Временами он менялся в цвете. Сперва был серым. Затем, видимо, что-то происходило, и дым уже становился черным.

Жизнь в деревне, несмотря на все невзгоды, продолжается

Гуляя по деревне, мы заметили мужчину средних лет, который хозяйничал у себя во дворе. У него новенькие дом и баня, а вот трактор с обугленной кабиной выдавал непростую историю своего хозяина. Мужчину зовут Шамиль. 6 мая 2021 года огонь превратил его старый дом в руины. Шамиль получил компенсацию и буквально за пару месяцев поставил деревянный сруб, как мог, обустроил его и заселился. Трактор мужчина тоже восстановил, ведь «без него в деревне никуда».

Шамиль признается, что ему страшно, но уезжать некуда

— Там вдалеке дымит. Вам не страшно? — поинтересовался я.

— У нас вокруг всё горит. Ночью сна нет. Смотрим в окна, телефон в кармане. В соседних деревнях люди тоже не спят по ночам, — сказал он с сильным акцентом.

— Как сейчас живет Каракуль?

— Многие уехали, но мне некуда. Я здешний, местный.

Изнутри жилье Шамиля выглядит так
Мужчина говорит, что изрядно потратился

Шамиль — добродушный, гостеприимный мужчина. Он пригласил нас в дом, чтобы мы могли понять, как он выглядит изнутри. Хозяин признался, что многое предстоит сделать. Еще Шамиль построил небольшую баньку. На всё суммарно ушло тысяч 800–900.

О том, что многие люди покинули Каракуль, рассказала и соседка Шамиля — Римма. Одна из семей перебралась в Большеречье, другая и вовсе уехала в Тюмень. Поэтому часть деревянных срубов теперь пустует. Некоторые люди живут в Каракуле, но не круглый год. А те, кто остался, хранят ценные вещи и документы в сумках и чемоданах.

Примерно треть жителей покинула Каракуль после пожара

Ночами люди дежурят у окон. Они научены горьким опытом: когда огонь атакует дома, нельзя терять ни минуты. Но что останавливает жителей деревни от того, чтобы покинуть ее раз и навсегда? Говорят, ощущение Родины, детство и прожитые здесь годы, а еще близкие, что покоятся в этих краях.

По словам Фаины, за приватизацию жилья, построенного в Каракуле, нужно платить

В конце прогулки по Каракулю мы познакомились еще с одной жительницей — Фаиной. По ее словам, вокруг деревни создали противопожарную полосу, но она проходит не везде. От этого людям еще тревожнее.

Совсем недавно огонь подобрался близко к Каракулю. Полыхала сухая трава. Как и два года назад, пожар пришел со стороны Колосовского района. К счастью, в этот раз его удалось остановить.

— До пожара в 2021 году огонь пять лет шел с той стороны, — сказала Фаина. — Тушили каждый год. Этот пожар нужно было пережить. Построили добротные дома, видите? И всё вроде бы хорошо, но этот испуг, этот страх остался. Каждый вечер мы бегаем от окна к окну и следим. Документы держим при себе. Люди боятся здесь жить. Вот вам ответ, почему они уезжают. Во время пожара у меня страха не было. А сейчас приехала в Каракуль и заболела. У меня поднялось давление, горело всю ночь. Сейчас появился страх. Появился из-за того, что мы опять можем это пережить.

Пожары всё еще не дают покоя жителям Каракуля

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления