Пожар, произошедший 2 мая в поселке Северо-Любинском, оставил без крова восемь семей (правда, один пострадавший мужчина фактически там не жил, а находился на заработках на Севере). Люди потеряли буквально всё, некоторые не успели вынести из огня даже документы. Многим пришлось поселиться у родственников. Были организованы сборы, и все желающие смогли помочь пострадавшим семьям одеждой и продуктами. Но дадут ли людям новое жилье? Пока никто не дает однозначного ответа на этот вопрос.
Нездоровая обстановка
— Пока нахожусь в больнице, — рассказывает пострадавший в пожаре Сергей Чибисов. — А у меня с участка внаглую всё железо утащили. Присматривать некому, вот и тащат последнее! Полицию вызывал…
После выписки мужчину пообещали заселить во временное жилье из маневренного фонда. Правда, у Сергея есть опасения, что жилье это будет не для хорошей жизни: оказаться в разваливающемся доме в преддверии старости ему не хочется.
— Вообще непонятки начинаются. Чиновники крутят суммами: то так, то эдак! Люди волнуются, нервничают, психуют. От администрации областной и районной компенсацию оглашали до ста тысяч, потом до пятидесяти, сейчас уже сумма в двадцать тысяч промелькнула… Суммы копеечные. Кроме землянки ничего и не купишь, — сетует он. — Звонят, спрашивают: «Где жить собираетесь? Получите вот компенсацию и страховку, что-то можете купить». А других вариантов и не называют, кроме страховой выплаты. Так ведь не все дома и застрахованы-то были! Вон, соседка как бумаги получила, чуть в обморок не упала. Еле живая сидела на лавочке перед администрацией. Нездоровая обстановка у нас!
Местная жительница Галина Эйберт показывает страницу из местной газеты «Маяк», в которой отрапортовали, что «по сообщению администрации района, для переселения семьям предоставлено жилье из маневренного фонда…».
— Ничего нам не предоставлено, ютимся у родственников, как и раньше. И другие — тоже. Нам вообще не предлагали ничего, ни жильем помочь, ни деньгами. Тишина! — возмущается она.
По словам женщины, ни администрация района, ни администрация поселка до сих пор не контактируют с ее семьей. Сейчас Галина занята восстановлением и сбором документов.
— А постановление нам выдали в пожарке, так только посмеяться! Ерунду полную написали. Это просто издевательство какое-то! В жилплощади нам метры сократили, а за все пять домов (в некоторых из них жили по две семьи. — Прим. ред.) написали ущерба на 1 миллион 700 тысяч. Это на всех!
В Территориальном отделении надзорной деятельности и профилактической работы по Любинскому району NGS55.RU заявили, что проверка еще продолжается и окончательную оценку ущерба назначит уполномоченное министерство.
Помощь под «неправильным» флагом
Весть о пожаре в Северо-Любинском быстро разнеслась по интернету. Многие люди решили не оставаться в стороне и помочь пострадавшим. Со слов заместителя координатора Омского регионального отделения ЛДПР Максима Макаленко, их активисты тоже предложили собрать продукты, вещи и деньги для погорельцев. Для девятимесячной Вероники, самой младшей дочки из многодетной семьи Кондаковых, даже нашли детскую кроватку.
— Кинули клич 3 мая, а 5 мая отвезли на большом двухэтажном автобусе всё, что успели собрать буквально за день. Этим же автобусом предложили воспользоваться, чтобы перевезти вещи в Любинский ДК, потому что кабинеты Северо-Любинской администрации уже не вмещали присылаемой из города и области вещевой помощи. Мы как раз направлялись в Любинский, могли бы загрузить за раз всё — 4 тонны вместимость. Активисты готовы были загрузить. Всё без лишних затрат. Однако администрация поселка отказалась перевозить вещи в автобусе, украшенном символикой «не той» партии, и предпочла транспортировать их своими силами в несколько рейсов. Есть люди, для которых помощь даже в такой тяжелой ситуации должна происходить под «правильным» флагом, — недоумевает он.
Депутат Северо-Любинского поселения Алеся Григорьева живет в этом месте более десяти лет и рассказывает, что поселение расположено в низине и заболочено, поскольку в последнее время регулярно случались подтопления. В этом году воды оказалось меньше привычного, но сухая трава принесла еще больше проблем. Как восполнить людям утерянное, не совсем ясно.
— В особо резонансных случаях может быть принято решение задействовать резервные фонды. Дальше мы переходим к рассмотрению: вот мы, депутаты, у нас есть бюджет, мы можем из бюджета выделить помощь. Но по бюджету мы на последнем месте из трех поселений в нашем районе (Красный Яр, Любинский и Северо-Любинский). У нас есть крупное фермерское предприятие, но оно в стадии банкротства с прошлого года, и денег от них нет. Оказать помощь своими силами мы не в состоянии, как бы ни хотели! Надежда на народный сбор или на волю губернатора для нашего конкретного случая, — рассказывает она.
Представители администрации Северо-Любинского поселения воздержались от комментариев до окончания расследования.
Жизнь после пожара
В семье Кондаковых привезенным кроватям рады, до этого приходилось спать на матрасах. Мы уже рассказывали, что после пожара временное жилье дали только им, но предоставленная в Любинском квартира находится в ужасном состоянии. Многодетная мама Оксана делится впечатлениями от жизни на новом месте. В ванной починили сантехнику, хоть и не сразу. Но соседи предупреждают о частом отключении горячей воды и слабом отоплении зимой. Оттого и стены все черные, что промерзали, сетует она. Как будет жить здесь с детьми зимой, пока не представляет.
Оказалось, в квартире есть еще один неприятный сюрприз.
— Приехали, а в двери квитанция. Большой долг на квартире за услуги, сейчас не приписали бы его мне! В администрации просят не переживать, а как не переживать? Придут, свет отключат снова — и всё. Десять тысяч только за свет долга, а еще вода… — расстраивается она.
Детей приходится возить в прежние школу и садик — перевести их в Любинские учреждения никто не предложил. Про дальнейшее решение вопроса с жильем от властей тоже пока известий нет.
— Люди все интересуются в администрации, чего ждать, будут ли строить дома? Молчат. Неужели средства для строительства выделяют только там, куда Бурков приехал (речь идет об обещании губернатора помочь с жильем пострадавшим от пожара в селе Каракуль Большереченского района. — Прим. ред.)? Мы ведь тоже погорели! — удивляется женщина. — Пока компенсацию обещают в администрации Любинского «до ста тысяч», ну еще с виновника какую-то выплату, если его найдут. На это, что ли, покупать жилье?
Добавим, что сбор помощи для погорельцев Любинского района продолжается.