В Росздравнадзоре NGS55.RU сообщили об итогах проверки омской станции скорой помощи после пикета у здания Минздрава. Во-первых, время доезда скорой до пациента в Омске не укладывается в нужные сроки. Кроме того, в Росздравнадзоре отметили проблемы с маршрутизацией пациентов.
— На момент проведения проверки установлено отсутствие нормативного правового или иного документа, изданного Министерством здравоохранения Омской области, четко регламентирующего порядок взаимодействия бюджетных учреждений здравоохранения региона с бригадами скорой медицинской помощи при маршрутизации пациентов, требующих лечения в стационарных условиях, — прокомментировали в Росздравнадзоре.
Плохая маршрутизация стала одной из причин плохого времени доезда. Разбираемся в этих проблемах и том, как их удалось решить.
ПРОБЛЕМА: НЕОТРАБОТАННАЯ СХЕМА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Предыстория
О том, что коронавирусным больным не всегда удается найти койку в стационаре, было известно с лета. Однако со второй волной ковида очередь на госпитализацию растянулась на сотни пациентов.
Ночью 26 октября один из фельдшеров, не дождавшись койки для тяжелого больного, привез его к Правительству Омской области. Постоял с мигалкой у шлагбаума, но к самому зданию проехать не смог — охранник отказался пропускать бригаду. Тогда скорая переехала к зданию регионального Минздрава и встала у самых дверей. Койка нашлась уже через 15 минут. На следующую ночь история повторилась. К Минздраву приехали уже 2 кареты с пациентами на кислороде, которых за целый день не удалось никуда пристроить. Места нашлись за 40 минут.
Койки в ковидных больницах распределяла, в частности, замминистра Анастасия Малова. Старший дежурный врач передавал ответственному в Минздраве информацию от каждой бригады, и чиновники решали, куда везти пациентов. Часто перед сотрудниками скорых в больницах закрывали двери, отказываясь принимать пациентов.
Позиция Минздрава
В ответ на участившиеся сообщения в СМИ и соцсетях о дефиците коек министр Ирина Солдатова и пресс-служба регионального Минздрава продолжали заявлять, что коек достаточно, есть резерв мест.
Как решилась проблема
Коек, действительно, было достаточно — нужно было просто наладить прозрачную схему маршрутизации. Она уже работает: сегодня госпитализируют всех пациентов, которым это необходимо, в больницах остаются свободные койки, и сотрудники скорых их видят.
ПРОБЛЕМА: ОЧЕРЕДИ НА ТОМОГРАФИЮ
Предыстория
В Омске томографию пациентам с коронавирусом и вирусной пневмонией делают на отдельных аппаратах, число которых за время пандемии менялось от 1 до 4. Ситуация была похожей — бригады с больными простаивали в очередях на КТ по 6–8 часов. Город в эти моменты оставался без 40% скорых — они были на томографии. Медики рассказывали, что проводили в очереди с пациентом всю ночь, а потом переезжали к другому томографу и заканчивали смену не в 8 утра, а в 12-м часу дня.
NGS55.RU писал об очередях на КТ неоднократно, но реакция Минздрава последовала только 1 раз: после того как мы попросили прокомментировать ситуацию начмеда станции скорой помощи Григория Леонова. Медик подтвердил, что очереди есть, а на следующий день Солдатова с Маловой вызвали его в министерство и потребовали писать опровержение. Что нужно было опровергать — непонятно: снимки с вереницей машин, которые нам регулярно присылали фельдшера, сами по себе достаточно красноречивы. Однако вскоре после этого чиновницы сами покинули министерство.
Естественно, эта ситуация касалась не только скорых, но и поликлинических пациентов, которые приходили на КТ самостоятельно. Некоторым омичам не удавалось сделать томографию за 1 день.
Позиция Минздрава
После каждой публикации в соцсетях и СМИ чиновники заявляли о локальных технических проблемах, которые уже решены.
Как решилась проблема
В медучреждениях открыли дополнительные КТ для обследования пациентов с коронавирусом и вирусной пневмонией, а потоки больных от скорых и поликлиник разделили. Кроме того, сегодня тяжелых больных с плохой сатурацией госпитализируют сразу, минуя этап томографии.
***
Сегодня среднее время доезда скорой к пациенту с пневмонией — 99 минут. Это уже не сутки — а еще совсем недавно бывало, что бригада приезжала к пациенту на следующий день. Проверка Росздравнадзора не показала ничего нового: о каждой из этих проблем журналисты NGS55.RU писали по несколько раз почти с самого начала пандемии.
Позиция губернатора
Александр Бурков до инцидента со скорыми комментировал проблемы в региональной медицине в той плоскости, что медикам сейчас тяжело, а омичам нужно носить маски. Когда скандал вышел на федеральный уровень и начались проверки, губернатору пришлось отказаться от реабилитации, которую он проходил в Москве после коронавируса. Бурков вернулся в Омск, снял Солдатову с должности, раскритиковав ее с заместителями работу. В частности, советовал «милым дамам» «спуститься на землю и почитать, что ему пишут в соцсетях».
***
На время работы Ирины Солдатовой выпал один из самых сложных периодов за всю историю омской медицины. Напомним, она приехала в Омскую область из Подмосковья. Два года назад Солдатова, будучи заместителем министра здравоохранения Московской области, задекларировала загородный дом и 3 квартиры, в том числе в ОАЭ. Журналистам чиновница запомнилась экстравагантными пресс-релизами с множеством восклицательных знаков, а омичам — прыжком с парашютом в День ВДВ, когда стационары были забиты коронавирусными больными, а скорые простаивали в очередях на КТ.