Время ожидания омской скорой в пандемию выросло до фантастических величин — ещё совсем недавно бригада могла приехать и на следующий день после вызова. Даже пожилые медработники говорят, что за много лет такого не припомнят. Но буквально за последние две-три смены нагрузка начала падать — сотрудники скорой помощи возвращаются к нормальным, по их меркам, режимам работы, хотя пока не понимают, в чем дело.
— Шесть часов ожидания? Да я вас умоляю. У нас, бывало, вызовы лежали по суткам. То есть мы выходим на смену и обслуживаем то, что осталось ещё от прошлой смены. И дело даже не в том, что вызовов было на порядок больше — в организации работы. Но последние три смены действительно стало проще, — рассказывает медработник.
По его словам, схема работы сейчас строится так: в первую очередь скорая старается обслуживать «сердца», детей, травмы и роды. А пневмонии и «температуры» откладываются на попозже. Но из-за специфики работы с ковидом в пик пандемии неотложные пациенты тоже ждали дольше. Обычно происходит так: бригада уже «замаралась», «оделась» — и оперативный отдел дает ей уже приблизительно такие же вызовы, например, «температуру» или инфекционную перевозку. Это оправданно и логично, но машины «мараются», а кому-то нужно заниматься неотложкой.
— Те же самые «сердца» мы всегда обслуживали в диапазоне 10–15, ну 20 минут. Ещё неделю-две назад нередко были ситуации — вызов с коронарным синдромом, но бригад нет. Ребята едут с другого района города. Сколько они едут? Кто в этом виноват? Скорая помощь, конечно. Не успели, и всё, — говорит один из фельдшеров.
В среднем, по словам сотрудников скорой, только кардиологические вызовы всё-таки удавалось удерживать в рамках норм. Как минимум ни один из работников скорой, с которыми беседовал корреспондент NGS55.RU, не назвал конкретного случая, когда бригада не успела к «сердцу». Но, по их же общему мнению, задержки не могли пройти даром.
— По идее, все моменты, которые нас тормозят, можно разделить на две группы: те, которые нельзя… оптимизировать, так скажем, — и те, которые оптимизировать нужно. Например, после каждого ковидного пациента машина на сорок минут встает на обработку — да, это задержка, но она неизбежна. А если взять ту же КТ — там другое дело, — рассказывает медработник.
Мы уже подробно рассказали о том, что происходит в очередях на КТ. Если вкратце: во-первых, бригада до последнего момента не знает, какой по счету встанет в очереди, и из-за этого часто выбирает не тот томограф, где процедуру можно было бы пройти быстрее. Во-вторых, в силу массы причин скорость движения очереди предсказать тоже нельзя. Наконец, в-третьих, скорая часто вынуждена по нескольку раз возить на КТ одного и того же пациента, буквально дожидаясь момента, когда он перешагнет планку в 50 процентов изменений в легких. Впрочем, по информации последних нескольких дней, госпитализировать начали и людей с меньшим поражением.
Сложности регулярно возникали и после томографии — даже в тех случаях, когда процедуру удавалось пройти быстро и пациент получал показание к госпитализации.
— Как у нас получается: сделали КТ, скажем, в МСЧ-4. Надо госпитализировать. Начинаем пристраивать его на лечение куда-нибудь. Ищут место — а его нет. Хорошо, через какое-то время всё-таки находится, но на другом конце города. И ладно ночью, когда город пустой, а в час пик сколько на это времени уходит? И это не какое-то исключение, а обычная ситуация. Только последние пару смен с этим стало попроще. Возможно, просто совпало. Но мы, конечно, надеемся, что ситуация улучшается, — говорит врач.
Сотрудники скорых рассуждают так: по логике, если прошли КТ в стационаре, пусть этот стационар и забирает. Но из-за дефицита мест, про который сами же и говорят, это по-прежнему выглядит мечтой идеалиста. По словам медработников, до последнего времени у них регулярно возникали ситуации, когда в стационарах даже по договоренности отказывались принять пациента.
— На позапрошлой неделе у меня вызов — нужно перевезти пациента по договоренности из одного учреждения в другое. Привожу, и передо мной закрывают дверь. На двери бумажка: «Мест нет». Я говорю: «Ребят, а мне что делать? Я же не сам его сюда решил привезти». Пациент тяжелый, его нужно куда-то определять. И я прекрасно понимаю, что они сейчас тоже бегают и место ему ищут. Всё-таки через полчаса звонков и ругани находят место. И это было регулярным, — говорит медработник.
Пресс-служба регионального Минздрава в это не верит:
— Пациентов не привозят туда, где их не ждут. На данный момент мы уже госпитализируем людей даже с 10–20 процентами поражения легких, если человек на этом настаивает, если ему спокойнее в больнице. А уж тем более, если пациенту нужно серьезное лечение, специальные препараты, — рассказали в Минздраве.
По словам чиновников, КМХЦ уже не принимает пациентов с коронавирусом, а в ГБ-11 уменьшается количество госпитализаций. Тем не менее до спокойной обстановки ещё очень далеко. Как рассказывают медработники скорой, только у них три десятка сотрудников сейчас на больничном — по большей части с пневмониями. На линию из-за этого ежедневно выходит как минимум на десять машин меньше. А медики, выходя на суточную смену, по-прежнему ужинают ночью и не могут позволить себе даже сорок минут сна.