До недавнего времени в соцсетях регулярно появлялись видеозаписи с очередями из омских скорых, которые привезли пациентов с коронавирусом или пневмонией на компьютерную томографию (КТ) лёгких. Машины огибали здания по периметру, и в очереди всю смену проводили до сорока процентов бригад. Один из фельдшеров рассказывал корреспонденту NGS55.RU, как ночью приезжал на КТ в МСЧ-4, а утром был вынужден везти пациента в другое учреждение.
— В два ночи я был пятнадцатым, а в семь утра — пятым. То есть стоять ещё и стоять — при том, что утром МСЧ-4 моется, обрабатывается и начинает принимать своих — поликлинических и стационарных. Смена у меня заканчивается в 8:15, пациент с одышкой, с температурой, очень плохо ему. Пришлось ехать к другой КТ, и в девять мы её, наконец, прошли. Ладно бы один раз, только у меня, — но так у нас часто бывает, — рассказал медработник.
Сейчас в Омске КТ для ковидных пациентов делают в четырёх учреждениях: МСЧ-4, диагностическом центре, онкодиспансере и, наконец, в поликлинике на Комарова, 20. Когда к этой работе подключили последнее учреждение, очереди постепенно начали уменьшаться. Последнюю крупную зафиксировали 27 июля.
— Сегодня с КТ нет проблем. Все аппараты работают, и, если и скапливается, то максимум пять машин. Сами медики отмечают, что ситуация становится легче, есть возможность выдохнуть, — прокомментировали в региональном Минздраве.
По словам рядовых сотрудников скорой, за последнюю неделю очереди действительно стали короче. Однако медики обозначили ряд системных проблем, которые начинаются ещё с момента выбора учреждений с коронавирусным томографом — и эти проблемы, по их словам, никуда не исчезли.
— Если я принимаю решение, что пациента нужно везти на КТ, или у него есть направление, звоню в оперотдел, и там по ГЛОНАССу смотрят, где стоят наши машины и сколько их. Дальше предлагают варианты — езжайте туда или туда. Но есть одно «но»: по ГЛОНАССу они видят только наши машины. А есть ещё сельские, больничные, и в них обычно не по одному пациенту — по восемь. По десять. По двенадцать. То есть мне говорят: езжай в онкодиспансер, там стоят только две наших машины. Третьим будешь, а пока доедешь — вторым. Приезжаю — действительно, я — вторая скорая. Правда, перед нами стоят две поликлинические машины, и в них по восемь человек. Какой в очереди? Правильно, восемнадцатый, — рассказывает один из фельдшеров скорой.
То же самое — с амбулаторными пациентами, которые сами приходят на томографию с направлениями от участкового терапевта: скорая приезжает на Комарова, 20, а там — общая очередь, и никакого приоритета у её пациента нет. Наконец, корреспондент NGS55.RU был свидетелем того, как у МСЧ-4 стояла совсем небольшая очередь из пяти машин, но ожидание результатов томографии пациентов всё равно растягивалось на полдня.
В Минздраве поясняют: на централизованный мониторинг всех машин нет ни денег, ни ресурсов, а поликлиники сегодня разгружают скорую помощь и доставляют на томографию таких же пациентов с подозрением на коронавирус.
— У пациентов скорой помощи нет преференций перед другими пациентами, которым также необходимо данное исследование. В поликлиники были переданы дополнительные машины, в том числе перевели на эту работу даже служебные машины некоторых главных врачей, — комментируют в Минздраве.
Сотрудники скорой рассказывают о ещё одном неоднозначном сценарии, ставшим регулярным: пациента везут на томографию, там он не добирает до 50 процентов изменений в лёгких и отправляется домой. Ему становится хуже, и через пару дней скорая приезжает к нему снова — бывает, что та же бригада. Снова везёт на томографию.
— На данный момент мы уже госпитализируем людей даже с 10–20 процентами поражения лёгких, если человек на этом настаивает, если ему спокойнее в больнице. А уж тем более, если пациенту нужно серьезное лечение, специальные препараты, — комментируют в Минздраве.
По словам сотрудников скорой помощи, с которыми общался корреспондент NGS55.RU, о госпитализированных десятипроцентниках они пока не слышали. Однако в последнюю смену один из фельдшеров действительно увёз в больницу пациента с 25-процентным поражением.
Тем не менее очереди на КТ — далеко не единственная проблема, которая мешает скорым и участковым терапевтам обслуживать вызовы быстрее. Они говорят о недостатке мест в ковидных стационарах и плохой маршрутизации между медучреждениями. Об этом мы расскажем подробнее в следующих материалах.