Мы уже публиковали материал, посвящённый коронавирусным стимулирующим выплатам омским медработникам. Сегодня подробнее коснёмся страховых выплат, которые полагаются медикам, заболевшим COVID-19. Вместе с заместителем управляющего Омским отделением Фонда социального страхования РФ Леонидом Криворучкиным разбираемся, в каких случаях компенсации положены, а в каких — нет, и где скрываются подводные камни.
По состоянию на 22 сентября, в Омской области 604 заболевших коронавирусом медработника получили по 68 811 рублей согласно Указу президента № 313. Родственникам двух умерших медработников выплатили по 2,7 миллиона рублей.
Медработник получает компенсацию за перенесённый коронавирус при наличии трёх условий. Первое из них — лабораторно подтверждённый COVID-19. Поначалу возникали вопросы — относить ли тест на антитела к таким свидетельствам, ведь зачастую человек только по ним постфактум узнаёт о том, что переболел. Однако Минздрав дал разъяснения, в которых тесты на антитела признаны способом подтверждения коронавируса.
Многие омские медработники говорят о том, что коллеги ставят им любые диагнозы вплоть до диспепсии, но не коронавирус. В этом случае тест на антитела будет считаться доказательством.
Второе условие: компенсацию платят только в том случае, если коронавирус имел последствия. Существует перечень диагнозов — это ОРЗ, вирусная пневмония, токсическое поражение печени, сепсис и другие.
Если медработник перенёс коронавирус бессимптомно, на компенсацию он претендовать не может.
Третье условие — медик должен заразиться от пациента. Если в журнале приёма врача есть больной с подтверждённым ковидом — всё просто. Но часто среди больных, с которыми медработник был в контакте, нет ни одного положительного, и в этом случае выплата не положена. Как правило, безрезультатные поиски так называемого «нулевого пациента» происходят в медучреждениях, которые не специализируются на коронавирусе, — в любом таком стационаре есть больные с симптомами ковида и отрицательными мазками. Ещё сложнее с пациентами-бессимптомниками — в этом случае медики не могут даже предполагать, от кого заразились.
Во многих случаях омским врачам отказывают в компенсации из-за того, что не установлен «нулевой пациент». Им остаётся только искать этого больного.
В Омске уже был пример того, как лаборант, которая не работает непосредственно с пациентами, заразилась от их биоматериала и получила выплату. Но есть и другие случаи: когда один врач заразился от другого и выплату не получает. Хотя по логике должен — ведь пострадал на работе. Ещё один спорный момент касается немедицинского персонала медучреждений. Сейчас, согласно указу, на компенсацию кроме медиков могут претендовать только водители скорых. Но есть ещё работающие в больницах уборщицы, лифтёры, слесари... Сейчас они могут претендовать только на страховые выплаты от несчастных случаев на производстве.
Если три условия соблюдены, работодатель оформляет справку, и у фонда есть сутки, чтобы перечислить медику деньги. По словам Леонида Криворучкина, с начала пандемии срок они не нарушили ни разу.
— Средства из федерального бюджета на страховые выплаты медицинским работникам поступают в полном объёме. По очевидным причинам у нас пока не было ни одной выплаты по инвалидности: МСЭ — процесс небыстрый. Но, если кто-то из медиков, которому уже перечисляли выплату, в будущем получит инвалидность из-за перенесённого коронавируса, он вправе рассчитывать на компенсацию согласно указу президента — за вычетом уже полученных 68 811 рублей. То же самое — в случае смерти медработника. Если будет доказано, что причиной стал перенесённый коронавирус, то родственники смогут претендовать на выплату, — пояснил Леонид Криворучкин.
Что касается смертельных случаев: в Омской области от коронавируса умерли девять медработников. Как пояснил заместитель управляющего отделением фонда, родственникам двоих уже выплатили компенсации, у двоих скончавшихся нет выгодоприобретателей, а трое заразились не на работе. Наконец, дела ещё двух медиков, умерших в конце августа, пока расследуются. Помимо 2,7 миллиона рублей, предусмотренных указом Путина, родственники умерших получают и по одному миллиону по страховке от несчастных случаев на производстве.
Напомним, в последнее время в России растёт даже официальная статистика по коронавирусу, которая отличается от реальной в меньшую сторону. По словам омичей и медработников, в городе снова не хватает коек в коронавирусных стационарах — особенно остро проблема обозначилась за последнюю неделю. А ГБ-17, которая успела поработать в плановом режиме около двух недель, снова начинает принимать пациентов с ковидом и вирусной пневмонией.