Омич Александр Тарасов более 10 лет работает в строительной сфере, а также пишет о благоустройстве города, состоянии дорог, тротуаров и общественных пространств. Сегодня он обратил свое внимание на благоустройство «Городского сада», который планируется обустроить между улицами Броз Тито, Ленина, Короленко и проспектом Карла Маркса.
— 22 октября 2021 года Администрация города Омска напомнила, что благоустройству «Городского сада» по новой концепции быть. И начнется она с вырубки аварийных деревьев. Здесь почему-то в памяти всплывает, как Кентервильское приведение оправдывало убийство своей жены — она была дурна собой и не умела готовить. Так и у нас с вырубкой деревьев — всегда есть аргумент, что они аварийные и вообще хаотично сами разрослись. Правда, после возмущения общественности, иногда оказывается, что они вовсе не больные. Но сейчас не об этом.
Концепцию архитекторов Владимира Лебедева и Владимира Николаева успешно пропустили через голосование. Теперь на основе нее будет разрабатываться проектно-сметная документация.
В целом, благоустройство можно разделить на две большие зоны — детская площадка и небольшой сквер. За детскую площадку хочется похвалить авторов, что взяли не уже поднадоевшую продукцию типа КСИЛ (торгово-производственная компания, занимающаяся детским игровым оборудованием. — Прим. ред.), а более оригинальные игровые комплексы из пропитанного маслом дерева.
Детям будет интересно. Главное, чтобы на этапе составления проектно-сметной документации или реализации проекта эти игровые комплексы не заменили на «не уступающие в качестве» всё те же КСИЛовские.
Из недостатков я бы отметил традиционные для омского благоустройства скамейки без спинок и отсутствие тени рядом с ними. Мне кажется очевидным, что должен быть либо навес, либо крупное дерево, дающее тень на скамейку.
Однако авторам не хватило смелости убрать парковку, которая примыкает к детской площадке. Да, ее отделили живой изгородью, но, думаю, родителям, сидящим на скамейках на противоположной стороне площадки, всё равно будет неспокойно за своих детей. Уже читал комментарии недовольных автолюбителей, что придется ехать в театр на такси. Так это нормальная практика. Вместимость омской филармонии больше тысячи зрителей. И что, нужно обеспечить 500 машино-мест, чтобы они приехали? У нас в городе дефицит качественных общественных пространств, гораздо более острый, чем нехватка парковочных мест. Кстати, дефицит парковки тоже успешно лечится, но не строительством новых парковочных мест, а введением платной парковки.
Если авторы концепции впечатлительные и обидчивые, предлагаю им комментарий про вторую «скверную» часть «Городского сада» не читать.
Время рубрики «кровь из глаз». Не буду снова упоминать про эти лавки, про непонятный выбор деревьев и кустарников. Даже без них — это просто какой-то кошмар. Нет, я не культуролог и не скульптор. Может быть, мое дилетантское мнение побудит специалистов из сферы искусства высказаться. И пусть я окажусь не прав.
Начну с самого общего вопроса — какой смысл, какое предназначение у этого места? Спроектировано оно так, как будто это место кратковременного отдыха людей, идущих мимо. Например, от остановки общественного транспорта к театру. Только никаких этих путей там нет. Трафик идет непосредственно по улице Ленина, и он не очень большой. Остановок там нет, и пешеходная инфраструктура у Ленинской горки не очень удобная. Намного приятнее идти по улице со стороны «Яблоньки». Получается, что люди должны специально заходить в этот уголок, чтобы в нем отдохнуть, получить эстетическое удовольствие от малых архитектурных форм и от этих скульптурных композиций.
Как известно, художника каждый обидеть может. Эти руки с этим шаром. Начнем с того, что это вторично. Авторы не смогли уйти в поиске вдохновения дальше Тюмени.
Так в Тюмени хоть есть смысл во всем этом. Это руки нефтяника держат планету, на которой на севере Тюменской области стоит «журавлик», качающий нефть. А на детской площадке в горке узнается тот же «журавлик», а рядом стоит бензовоз.
А что могло бы быть? Давайте, попробуем представить, что в нашем «Городском саду» могла бы появится скульптура, которая не просто заняла свободное место, а сама стала магнитом для посетителей и достопримечательностью города. Современное искусство, которое мы можем встретить в других городах России и мира, совсем другое. Оно не заполняет пустоту, оно ставит вопросы и создает настроение.
Вот, например, скульптура «Петербургский ангел» 2012 года, установлена в Измайловском парке в Санкт-Петербурге.
А что у них, за рубежом?
А это «Дети, кормящие пингвинов» из Омска. Из прошлого Омска, в котором ни скульпторы, ни архитекторы не боялись необычных сюжетов и смелых решений.
Надеюсь, профессиональное сообщество обратит внимание на то, что концепция, по крайней мере, спорная. Авторы исходили из сомнительной функции «Городского Сада», как транзитной зоны для пешеходов, перемещающихся между улицей Ленина и проспектом Маркса.
Еще в 19 веке территория «Городского Сада» рассматривалась как парковая — с аллеями и большим количеством зелени, поэтому использование территории для размещения детской площадки тоже неоднозначно. По сути, вместо сада, мы получим «детский сад», но при этом детская площадка интересная и незаурядная. Возможно, в таком исполнении она будет востребована и уместна, учитывая соседство с Театром юного зрителя и близостью «Дружного Мира».
Малые архитектурные формы, предложенные скульптурные композиции, количество и виды озеленения — всё это не соответствует уровню центра современного города-миллионника. Копирование тюменского арт-объекта абсолютно неприемлемо. «Городской Сад» может и должен украсить лицо города, добавив ему новые индивидуальные черты.
Согласны с автором?