Проблемы благоустройства озера Кирпичка в Авиагородке на Левобережье начали беспокоить нас еще тогда, когда сроки сдачи сдвинулись чуть ли не до зимы (к сожалению, в дальнейшем мы убедимся в том, что это обычная практика для нынешних подрядчиков), а сотрудникам УДХиБ пришлось выходить на объект, чтобы завершить работу. Потом мы съездили на озеро спустя год после окончания работ и убедились, что зиму благоустройство пережило не очень хорошо.
Но этим летом у нас появились документы, которые позволили взглянуть на ситуацию с озером Кирпичка совершенно с другой стороны. Поэтому мы и решили рассказать всю эту историю.
В чем суть скандала?
Начнем по порядку. 2019 год, компания «Производственно-строительная фирма» (ПСФ) выигрывает контракт на 8,1 миллиона, чтобы заняться благоустройством озера Кирпичка. Завершить работы нужно было до 1 сентября, но из-за недостатка техники и рабочих сил сроки сдачи сдвигались четыре раза. В итоге на финальных стадиях (дело было уже в ноябре) работать и вовсе пришлось сотрудникам УДХиБ. Лишь совместными усилиями благоустройство вроде бы удалось закончить — естественно, не без штрафных санкций в адрес ПСФ. Правда, у взаимоотношений УДХиБ и подрядчика оказалась и обратная сторона.
В акте приемки на портале госзакупок указано, что фактически стоимость работ на озере Кирпичка составила 3,7 миллиона рублей. Но при этом УДХиБ выплатило подрядчику практически полную стоимость контракта — 7,9 миллиона рублей. В пресс-службе ведомства NGS55.RU пояснили, что на самом деле компания «ПСФ» сдала результат выполненных работ двумя актами — на 3,6 и 3,7 миллиона рублей. Но из-за технических неполадок на портале госзакупок информация о сумме акта выполненных работ не отобразилась в нужной графе. Интересно, что в 2019 году, непосредственно во время завершения работ, в пресс-службе УДХиБ заявляли прямо противоположное, а именно — подрядчику оплатили только фактически выполненные работы, их стоимость составила меньше половины от общей стоимости договора.
Но есть и еще один любопытный момент. Полная стоимость контракта была выплачена, несмотря на то что тротуарную плитку укладывали сотрудники УДХиБ, используя при этом собственные материалы. В июле прошлого года при осмотре итогов благоустройства выяснилось, что значительные участки тротуарной плитки уложены с нарушениями, а само покрытие в целом находится в неудовлетворительном состоянии. Правда, это легко объяснимо — сотрудники УДХиБ работали на объекте уже в последних числах ноября, и погода явно не способствовала тому, что всё будет сделано идеально. Конечно, рабочие использовали тепляки, но на качестве благоустройства ноябрьские холода все-таки сказались. NGS55.RU приходил посмотреть на Кирпичку спустя год после завершения работ — плитка выглядела далеко не лучшим образом.
Теперь пройдемся по имеющимся у нас документам. В 2020 году Контрольно-счетная палата Омской области проводила проверку по нескольким объектам благоустройства. Помимо озера Кирпичка, туда входили также работы в сквере Молодоженов и территории на улице Транссибирской. Проверка проходила с 13 июля по 25 сентября 2020 года. Нас, конечно же, интересует та часть, в которой говорится про благоустройство территории у Кирпички.
Началось всё с того, что комиссия проверила, как обустроены ограждения, — проектной документации по ним попросту не было, только эскизы. Фактически УДХиБ устанавливало их собственными силами, на что ушло 803 тысячи рублей. При этом по смете на ограждения должно было уйти около 525 тысяч рублей, но ведомство решило внести изменения в проект, увеличив протяженность ограждения и изменив его вид (естественно, после этого всё обошлось немного дороже).
Но самая интересная часть проверки связана именно с работой сотрудников УДХиБ. В акте указано, что ПСФ заключила с УДХиБ договор на 599 тысяч рублей, по которому сотрудники ведомства и укладывали тротуарную плитку у озера Кирпичка. Расчеты по этому договору производились на основе соглашения о зачете встречных однородных требований. Взамен УДХиБ оплатило ПСФ три контракта по благоустройству у школы № 162 и на территории улицы Енисейской на общую сумму в 572 тысячи рублей. Правда, все эти деньги отправились не на расчетные счета по заключенным контрактам, а вошли в оплату благоустройства Кирпички.
Кроме того, комиссия областной КСП выяснила, что УДХиБ приняло и оплатило невыполненные работы по благоустройству на сумму 186 тысяч рублей. По данным комиссии, подрядчик не высадил кипарисовик, кустов спиреи и кизильника оказалось намного меньше, чем заявлено в смете, а площадь парковок и пешеходных дорожек тоже не соответствует указанным в документе значениям.
Свой строительный контроль провела и компания «Сибирский инновационный испытательный центр». Впрочем, их заключение не сильно отличается от проверки областной КСП. В нем сказано, что толщина щебеночного основания и марка щебня, а также песок и толщина асфальта на отдельных участках не соответствуют заявленным значениям в смете.
В пресс-службе областного СУ СК NGS55.RU сообщили, что никакой проверки по этому поводу в их органах не проводили, предположив, что этим занималась прокуратура. Ответа на запрос от областной прокуратуры на момент публикации редакция так и не получила. В пресс-службе УДХиБ же на вопрос о том, были ли работы оплачены взаимозачетом, ответили, что оплата по договору проходила только за «фактически выполненные работы». Что же касается главных героев этих документов — Владимира Казимирова, который тогда возглавлял УДХиБ, и Сергея Митрюшкина, директора ПСФ — то получить от них ответов так и не удалось: на неоднократные звонки они не отвечали.
Что за подрядчик?
Компания «Производственно-строительная фирма» образовалась в апреле 2013 года. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий, но, согласно реестру госзакупок, по этому направлению компания так и не заключила ни одного контракта. Зато ПСФ преуспела в другом — строительстве автодорог, «прочих инженерных сооружений», а также в строительно-монтажных работах. Но на госконтракты компания стала заявляться только через три года после своего образования — и безуспешно.
Лишь в 2019 году ПСФ начала выигрывать серьезные аукционы: благоустройство аллеи Ветеранов (контракт на 2,3 миллиона рублей), территории на 3-й Енисейской и 70 лет Октября (контракт на 3,3 миллиона рублей), территории у школы № 162 недалеко от ж/д вокзала (контракт на 4,6 миллиона), а также озера Кирпичка. Также из контрактов 2019 года — дороги в селах Максимовка и Красноярка Шербакульского района. В сумме за этот год компания набрала контрактов на 23,4 миллиона рублей. При этом ПСФ намеревалась также провести благоустройство семейного парка на Московке-2 и Театральной площади, но в первом случае не выиграла конкурс, а во втором аукцион признали несостоявшимся, поскольку компания стала его единственным участником, а их заявка при этом не соответствовала условиям.
После этого ПСФ не появлялась на аукционах до апреля 2020 года, и этому есть вполне логичное объяснение — подрядчик не справлялся с теми задачами, которые взял в 2019 году. Помимо благоустройства у озера Кирпичка, в срок не были завершены также работы на Енисейской и аллее Ветеранов. Неудивительно, что после этого в арбитражный суд посыпались иски в адрес ПСФ. Только от Управления дорожного хозяйства и благоустройства компания получила за последние два года семь исков на общую сумму 2,99 миллиона рублей. Четыре из них — взыскания по договорам оказания услуг и поставки, один — взыскание штрафных санкций за срыв сроков благоустройства на 3-й Енисейской и два — по озеру Кирпичка (по устранению недостатков в рамках гарантии и взыскание убытков, поскольку сотрудникам УДХиБ пришлось устранять недостатки за подрядчика). В пресс-службе УДХиБ NGS55.RU рассказали, что сейчас исполнительный лист по устранению недостатков благоустройства на Кирпичке в адрес ПСФ находится в службе судебных приставов. Кроме того, у ПСФ есть и 13 исполнительных производств — общая сумма по ним составляет чуть больше 4,2 миллиона рублей.
В 2021 году ПСФ не появлялась на радарах госзакупок, зато 2020 год оказался очень богатым на события. Компания, воспрянув от провального 2019 года, снова начала набирать контракты — в основном это были работы по благоустройству дорог в сельских поселениях и дворов в округах Омска. В активе ПСФ за 2020 год — девять контрактов на 14,6 миллиона рублей в сумме. Судя по тому, что в этому году компания светится только как ответчик в арбитражном суде и должник по исполнительным производствам, сейчас у директора есть более важные заботы, чем участие в аукционах. При этом удивительно, что компанию так и не включили в список недобросовестных подрядчиков, несмотря на все провалы.
Как всё могло быть на самом деле
И небольшой экскурс в историю. Проект благоустройства озера Кирпичка представили в мае 2019 года на координационном совете в Экспоцентре. Согласно проекту, вокруг озера должны были появиться новые пешеходные зоны, детские игровые площадки и небольшой пирс. Кроме того, здесь должны были оборудовать освещение и сделать газон. Но в контракте для подрядчика заявили совершенно другие условия: победитель аукциона должен был высадить различные растения (шаровидную иву, липу, черешчатый дуб, тую западную, спирею, кизильник и кипарисовик), смонтировать тротуарную плитку, установить лавочки, урны и ограждения, а также светильники на солнечных батареях. Никаких игровых площадок, газона и пирса в документах закупки не было. Почему же так вышло? Алексей Наседкин, который в 2019 году был первым заместителем главы администрации Кировского округа, рассказывал, что на первоначальный проект требовались огромные деньги. Их, естественно, ни у кого не было.
— Пирс подрядчик делать не будет. Его в смете не было. Конечно, у нас там были пожелания: и очистка озера, и пирс, и смотровые площадки, и места для рыболовства. Но этот первоначальный проект подразумевал финансирование в районе 80 миллионов рублей. У нас такой суммы нет. Поэтому свои идеи и пожелания мы урезали со всех сторон, — рассказал Наседкин.
Вместо необходимых 80 миллионов на проект выделили всего 9,7 миллиона — именно такой была начальная цена аукциона. В итоге все мечты и пожелания, которые были в проекте (и которые наверняка показывали местным жителям), превратились в типичное омское благоустройство с тротуарной плиткой и ограждениями.