В омском горсовете сегодня, 21 января, прошло заседание комитета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка. Первым пунктом в повестке дня был отчёт мэрии о том, как она решает проблемы промышленных выбросов и запылённости дорог. Первая из проблем особенно актуальна: в нашем городе регулярно чувствуется запах газа, и лабораторные замеры показывают превышение ПДК вредных веществ.
Выяснилось, что представителю мэрии рассказать по теме особо нечего. Первый замглавы департамента городского хозяйства Михаил Горчаков объяснил, что у городской администрации мало полномочий в этой сфере.
— Есть комплексный план, — сообщил он, — мэрия участвует в реализации некоторых его пунктов…
Речь о переводе части муниципального транспорта с дизельного топлива на более экологичный природный газ, о переводе на то же топливо муниципальных предприятий (в частности, асфальтобетонного завода), о выделении специальных полос для общественного транспорта (это тоже проходит по экологической линии).
Следить за состоянием воздуха над Омском должны в областном министерстве природных ресурсов и экологии. Это ведомство на заседании представлял Денис Киселёв — начальник отдела охраны атмосферного воздуха. Он рассказал собравшимся, что «работа ведётся, но есть определённые трудности». По федеральному законодательству, прежде чем начать проверку на конкретном предприятии, нужно получить разрешение от прокуратуры (на это уходят сутки), а потом уведомить руководство этого предприятия за сутки до того, как придут проверяющие. В том числе и по этой причине главный виновник рождественских выбросов всё ещё не известен.
— Судя по тому, что ПДК вредных веществ была превышена во многих городских округах, это крупный источник, — констатировал Киселёв, — видимо, не регионального подчинения.
Кстати, вчера NGS55.RU писал о пяти найденных виновниках выбросов, но там речь шла только о двух газах, оксиде азота и оксиде углерода. Как в воздухе появилась повышенная концентрация этилбензола и сероуглерода, по-прежнему не ясно.
Глава департамента общественной безопасности Евгений Скрипкарёв обвинил в происходящем Росприроднадзор.
— Выбросы были 8-го, а проверка началась только 14-го, — заявил он. — Нет никакой оперативности!
Итоги обсуждения оказались неутешительными. Ответственные властные органы по-прежнему не могут контролировать деятельность ряда предприятий (и открыто в этом признаются). Передвижной эколаборатории явно недостаточно; звучали предложения создавать стационарные пункты наблюдений и снабжать специальными датчиками каждую заводскую трубу, но на это нужны время, средства и политическая воля. Депутаты уверены: в ближайшее время проблема промышленных выбросов не будет решена. Они проголосовали за то, чтобы принять информацию к сведению и вернуться к рассмотрению этой темы на одном из следующих заседаний.