Совсем недавно в Омске стало одним картодромом меньше. Точка в деле ещё не поставлена, но в трассе для картинга в Парке Победы уже торчат столбы. Несколько лет длится эта драма — с судебными слушаниями, обращениями в социальных сетях и открытым противостоянием. NGS55.RU постарался разобраться в деталях затяжного конфликта.
Две фирмы из «Миллениума»
Всё началось в 1965 году: именно тогда региональное отделение Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) получило от администрации Омска в пользование шесть гектаров земли на левом берегу Иртыша. В 1972 году ДОСААФ разрешили провести проектно-изыскательные работы, необходимые для строительства. Постепенно в парке появились трасса для картинга, детская спортшкола, несколько площадок для авто- и авиамоделистов. Строил всё это ДОСААФ за свой счёт, но акты о вводе объектов в эксплуатацию не оформлял, а потому и прав собственности у него не было; было только фактическое владение. В 2012 году решено было всё изменить и в мэрию был направлен пакет документов. Тут-то и выяснилось, что в 2011 году администрация отдала два участка земли, на которых стоит картодром, в аренду двум фирмам, у которых есть свои планы.
Арендаторы — ООО «Геотоп» и ООО «Геопартнёр». Зарегистрированы они в одном помещении на улице Фрунзе, в здании «Миллениума», директором и единственным владельцем двух фирм является один человек — Владимир Лисицын. Ещё этот бизнесмен возглавляет ООО «Сибвторщебень», зарегистрированное в частной квартире в одной из многоэтажек на проспекте Маркса, и владеет 22,5% уставного капитала этой компании. «Сибвторщебень», судя по данным, находящимся в открытом доступе, занимается «оптовой неспециализированной торговлей», а «Геотоп» и «Геопартнёр» — «деятельностью в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставлением технических консультаций в этих областях». В одном кабинете с ними зарегистрирована компания с красноречивым названием «Строим город».
Интересно, что до 2014 года и «Геотоп», и «Геопартнёр» принадлежали Артёму Авдошину, а возглавлял фирмы его брат Владислав Авдошин. Ещё один представитель этой семьи, Вячеслав Авдошин (предположительно двоюродный дядя этих двоих) в своё время построил «Миллениум», строил планы реконструкции кинотеатров «Первомайский» и «Сатурн», но позже обанкротился.
Дела земельные
«Геотоп» и «Геопартнёр» получили два участка: один ближе к Ленинградскому проспекту (теперь, согласно публичной кадастровой карте, эта земля официально предназначена «для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса»), а второй, почтовый адрес которого «улица 3-я Островская, дом 2», предназначен для строительства гостиницы.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении история этих участков выглядит намного сложнее. Конец 2011 года: департамент архитектуры утверждает схему расположения участка для строительства развлекательного комплекса на кадастровом плане территории (площадь участка — 0,8 гектара). Главное правление по земельным ресурсам (ГУЗР) эту схему предварительно согласовывает и предлагает «Геопартнёру» поставить участок на кадастровый учёт, получить паспорт и снова прийти — с заявлением о предоставлении земли под строительство. «Геопартнёр» так и делает, но ГУЗР не заключает договор и вскоре прекращает своё существование. Только в 2013 году «Геопартнёр» добивается своего через суд — уже от департамента имущественных отношений.
«Геотопу» в аналогичной ситуации с участком на пять тысяч квадратных метров отказал омский арбитраж, но Западно-Сибирский арбитражный суд встал на сторону компании. ДОСААФ пытался отстоять свои права: он требовал от инстанций разных уровней установить «факт добросовестного, открытого и непрерывного владения в течение срока приобретательной давности как своим собственным объектами недвижимого имущества», к которым относились гаражи, склад ГСМ, уборная, а также картодром и кордодром (так называют площадку для проведения мероприятий, связанных с авиамоделированием). Общество дошло до Верховного суда, но там понесло окончательное поражение.
«Чтобы не забрали»
Судебная часть эпопеи закончилась к 2017 году. С этого момента «Геопартнёр» и «Геотоп» официально арендуют спорные участки у мэрии, внося в городской бюджет в общей сложности больше 60 тысяч рублей в месяц. В ноябре прошлого года история перешла в решающую фазу: рабочие начали разбирать заборы вокруг малого кордодрома и площадки для кинологов. Эти работы организовал сам ДОСААФ по требованию арендаторов земли и признал таким образом своё бессилие: закон на стороне строителей, хотя сохранить то, что было, очень хотелось бы.
Через два дня на территории ДОСААФ собрались возмущённые происходящим горожане: родители детей, занимавшихся картингом и авиамоделированием, собаководы, общественники. Бывший глава ДОСААФ и бывший министр спорта Омской области Александр Фабрициус в своей речи признал, что с юридической точки зрения «Геотоп» и «Геопартнёр» правы, но они… неправы.
— Если эту трассу заберут, в Омске такой вид спорта, как картинг, закроется навсегда, — объяснил Фабрициус. — Построить сегодня трассу — это нужно как минимум 120 миллионов. 120 миллионов ни в городе, ни в области, ни один меценат нам не дадут, нам нигде не дадут землю, чтобы мы это сделали. Поэтому наша задача — общественностью привлечь внимание к тому, чтобы у нас спортивные объекты в Омске не забирали. Это второй прецедент в Омске, первый — забрали стадион «Трудовые резервы», где сейчас стоит ТЦ «Триумф»…
Экс-министр предложил встретиться с мэром и обратиться к президенту. Встреча с Оксаной Фадиной действительно состоялась — но чуда не произошло.
— К чему мы пришли? — рассказал по итогам этой встречи её участник Александр Шлеменко (он в числе самых активных защитников картодрома). — Нам в первую очередь хотелось бы найти альтернативные участки. Чтобы предоставить какие-то равноценные участки земли для арендаторов. Может быть, их устроит какой-нибудь компромиссный вариант. Также мы все вместе за то, чтобы эту трассу сохранить, чтобы её надлежащим образом оформить и передать её непосредственно в пользование для спортсменов.
Полиция и Росгвардия
Создать юридический аргумент в поддержку ДОСААФ попытались депутаты омского горсовета (уточним: некоторые депутаты). В феврале 2019 года на заседании комитета было предложено перевести спорные участки земли из категории ОД-1 в категорию ОД-4. Но большинство инициативу не поддержало: по закону нельзя проделывать такие операции, пока земля в аренде.
ДОСААФ распоряжался картодромом и в первой половине 2019 года. Обострение произошло в июне, накануне второго этапа чемпионата области по картингу. Сначала в офис ДОСААФ пришли юристы с требованием демонтировать картодром. Ну а потом прямо на трассу вышли рабочие: 25 июня они начали возводить ограждение будущей спортплощадки, вкапывая столбы в разрушенный асфальт. Оказалось, что у «Геотопа» есть разрешение на строительство, выданное администрацией Кировского округа, но оно просрочено. Сторонники ДОСААФ вызвали полицию, рабочие ушли, но пообещали вернуться.
14 июля стало ещё интереснее. Дети и их родители пришли на очередные соревнования по картингу, но оказались перед ограждающим картодром забором, которого раньше не видели. Охранник нажал тревожную кнопку и на место событий приехали двое росгвардейцев с пистолетами в руках.
— По должностному регламенту я обязан доставать оружие, когда приезжаю на охраняемый объект, — оправдывался один из них.
Ничего, кроме оправданий, картисты и их родители не получили: забор оказался непреодолимым препятствием. В пресс-службе областного управления Росгвардии потом рассказали: «Информация ряда интернет-изданий о том, что сотрудники Росгвардии препятствовали проведению соревнований на картодроме в Омске, не соответствует действительности». Однако вскоре выяснилось, что, например, полиция о предстоящих соревнованиях знала и даже выслала двух участковых, чтобы охранять общественный порядок. В рапорте, оказавшемся в распоряжении NGS55.RU, сообщалось, что «в связи с нерешёнными организационными вопросами соревнования не состоялись».
«А теперь слово археологам»
Судя по событиям последних лет, аргумент о социальной значимости картодрома и кордодрома оказался слабым. У защитников ДОСААФ появился другой довод, не связанный ни с детьми, ни со спортом. Министр культуры Омской области Юрий Трофимов ещё в декабре прошлого года подписал документ, согласно которому на участке, где планируется строительство торгового комплекса, находится объект археологического наследия «Стоянка "Омская"». А раз так, ничего нельзя строить, пока учёные не разберутся.
Археологи пришли на картодром в сентябре. Получилось иронично: теоретически они в этом конфликте должны были оказаться на стороне ДОСААФ, но их экскаваторы с ходу начали разбивать асфальт на трассе. Из-за этого первые очевидцы даже сделали вывод, что это строители начали окончательный снос картодрома. Александр Шлеменко заявил, что раскопки ведутся слишком грубыми методами, и предположил, что археологи действуют в интересах застройщика, стремясь отработать формально и подписать документы об отсутствии у стоянки культурно-исторической ценности.
Впрочем, у регионального минкульта к этим раскопкам, похоже, нет претензий.
— Археологические работы на объекте закончены, — рассказали нам в пресс-службе ведомства ещё в середине октября. — Сейчас исполнитель, омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, готовит проектную документацию, которая потом будет проходить экспертизу. Проводить ее будет лицензированный Минкультом РФ эксперт, он же даст заключение по проектной документации.
Что дальше?
Сейчас, в ноябре 2019-го, дело встало. Строители не могут работать, пока археологи не определятся, а тем нужно много времени: подготовка бумаг, экспертиза, заключение… Однако интрига, похоже, существует только для гипотетического застройщика. Для защитников картодрома всё вполне очевидно.
— Сейчас идут поиски места для нового картодрома, — рассказал корреспонденту NGS55.RU по телефону бывший глава ДОСААФ Александр Фабрициус. — Все возможности исчерпаны, на территорию давно никого не пускают.
Таким образом, что бы ни решили археологи, картодром на прежнее место не вернётся. В этой ситуации омичи остаются простыми наблюдателями: появится в нашем городе очередной торгово-развлекательный центр или нет — зависит от того, как оценят специалисты археологическую стоянку, и от того, хватит ли денег и желания на строительство у конкретной коммерческой фирмы.