Город Неизвестный Омск фоторепортаж «Береговой — это полный релакс»: гуляем по бывшему Харино, от ДК до Очистных

«Береговой — это полный релакс»: гуляем по бывшему Харино, от ДК до Очистных

Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов знакомит читателей с городом в рубрике «Неизвестный Омск»

Береговой стал частью Омска только формально, это все еще деревня, пусть и большая

Перед тем как определиться с новым маршрутом для путешествия по «Неизвестному Омску», я решил, что нужно выбрать место подальше и поживописнее. Чтоб прямо настоящее путешествие. В мыслях сразу же всплыл Береговой — посёлок, находящийся в 25 км от города, на берегу Иртыша. Он окружен полями, лесочками и, конечно, рекой. Я был уверен, что по осени там особенно красиво. Наш фотограф Елена Латыпова со мной согласилась, и мы вместе с коллегами с «России 1» отправились искать приключения в Береговой.

Береговой появился одновременно с созданием лесообрабатывающего комбината и лесоперевалочной базы на правом берегу Иртыша, рядом с деревней Харино, в 1954 году. В честь неё он и получил своё первое название. Харино (кстати, деревня получила имя в честь купца Харина) Береговой назывался до 1963 года, а потом был переименован. Советским рабочим не нравилось жить в деревне, названной в честь купчины. Одним из вариантов был Лесозаводской, но от него отказались в пользу Берегового.

Вид с Берегового на другой берег 

Сначала в посёлке построили комбинат, базу и жилые дома, а уже после — различные обслуживающие предприятия. В 1961 году в поселке было построено больше 330 частных домов, а население посёлка составляло около 5,5 тысячи человек. В 2004 году он вошёл в черту Омска. Сейчас в Береговом живет около 9000 человек.

Как и во многих других посёлках городского типа, в Береговом есть свой дворец культуры. Дворцу недавно исполнилось 26 лет. Он окружен деревянными резными фигурами героев русских сказок. Рядом с ним находятся монумент ветеранам Великой Отечественной войны и детская площадка, построенная на спонсорские деньги. В ДК проводятся дискотеки, хоть и редкие, а также есть множество спортивных, музыкальных и культурных секций для детей и подростков. Правда, по словам жителей Берегового, среди местной молодежи преобладают те, кто предпочитает заниматься карате. Ну или не заниматься ничем вообще.

— Я здесь с 1975 года живу. Мне все нравится. Здесь тихо, спокойно. Хороший посёлок. Конечно, хотелось бы больше развлечений для молодежи. Побольше бы для досуга им. Для культуры. А так район спокойный, все друг друга знают. Переезжать точно никуда не хочется, — рассказала Татьяна Антоновна, работающая в ДК «Береговой».

Напротив ДК стоит сцена, но, как рассказали местные, она не прижилась для выступлений и проведения праздников. Для этих целей по старинке используют крыльцо самого ДК. На лавочках сцены собираются для проведения других культурных программ — там лежат упаковки от семечек и сухариков, а также пустые пивные бутылки. Культура распития, так сказать.

Сама сцена тоже очень интересна — видимо суровые береговские ребята настолько сильны, что смогли отогнуть металлические листы как занавес. Через это отверстие даже можно на сцену выходить. Ну или сидеть, как бабушка в кокошнике из «В гостях у сказки». Чистая самодеятельность.

Неподалеку находится здание администрации Берегового. Тут тоже всё с советских времен, разве что организаций в здании прибавилось. Все двери в далеко не обеденное время оказались закрыты. Поговорить удалось только со стоящей рядом со зданием женщиной.

— У нас администрация и глава, в частности, Береговой не любит. Им на посёлок всё равно. Сейчас половина посёлка в руинах. Старые бараки разломали, дыры эти торчат, пустыри. Или дома разломанные, как на войне. А на их месте ничего не строят. И тенденция, знаете, такая: барак расселят, разломают, и его тут же молодежь поджигает. Как специально, по заказу. Одно время начали облагораживать посёлок, на деньги «Газпрома», построили детские площадки, лавочки. Ну так это же все не вечное. Надо следить, дальше развиваться. А им все равно. Вы вон к ним заходили — не застанете никогда. Нет там никого в администрации. Дома на печи сидят. У нас они просто числятся и зарплату получают. Омску Береговой не нужен, — сказала жительница посёлка.

За администрацией Берегового находится остановка, рядом с которой расположились несколько магазинов и мини-рынок. Это центр и очень оживленное место в посёлке. Здесь гуляют мамы с детьми, что-то обсуждают несколько женщин, стоящих кружком, перешучиваются местные мужики. Осторожно пробегает собака. Куда-то спешит бабушка с тележкой.

Рынок, как говорят, построили тоже на деньги «Газпрома». Мечты малого русского бизнеса помаленьку сбываются. Правда, продавцы рынка наотрез отказались от разговора. Одна из женщин только похвалила мою бороду, удивляясь, как с такой на работу взяли. А вторая, продававшая хрен и помидоры, чуть ли не набросилась на нас с тумаками. Видимо, местным индивидуальным предпринимателям не нужны упоминания в прессе.

За рынком вовсю шла работа на крыше. Мужчины разбирали кровлю и грузили искорёженные листы метала в кузов «воровайки». Рядом собралось несколько зевак. Они ментально помогали трудящимся, советовали класть «широкую на широкую» и напоминали, что «бог в помощь».

— Сейчас в металлолом сдадут, погудят нормально, — завидовали стоящие поодаль мужички.

Здесь же, в сердце торговли Берегового, находятся почтовое отделение, парикмахерская, аптека и множество магазинов, причем как продуктовых, так и магазинов модной одежды. Один из них называется «Мы в тренде». Увидев его, Лена Латыпова очень переживала, что не взяла с собой налички. Уж очень захотелось ей пошопиться в береговском бутике.

— Я пенсионер. Живу здесь с 1971 года. Работал в городе всегда. Там у меня квартира трёхкомнатная без дела стоит. А здесь от тёщи частный дом достался. Посёлок тихий, спокойный. Рыбачу иногда. Мне здесь очень нравится. В городе шум, гам. А здесь спокойно. И из хозяйства у меня одна собака. Мопедик у меня небольшенький, сел на него, и на Надеждинское озеро. А вообще, Береговой — это полный релакс, — рассказал Владимир.

В Береговом есть как маленькие частные домики, так и классические для Омска панельные пятиэтажки. Еще тут стоят старые двухэтажные дома с обвалившейся штукатуркой и треснувшими стенами. Встречаются и деревянные бараки. Выглядят они намного старше своего настоящего возраста.

Огородов и палисадников под ними не особо много, зато в одном из дворов нашлась такая вот суровая мотособака с надписью «Т-34» на борту. Судя по всему, её хозяин любит погонять с ветерком: в кузове лежит меховая телогрейка.

У одного из подъездов пятиэтажки устроили сход пенсионерки. Их компанию разбавил пожилой мужчина. Одна из женщин ловко орудовала ножом, а потом, крякнув, подобрала целый стог травы и потащила его за дом. Баба Надя и баба Лиза же затеяли такие разговоры про действующую в России власть, что я начал оглядываться в поисках товарища майора. Суммируя и фильтруя сказанное: нынешняя власть им не по душе, а при Советах было лучше. В общем, если в России случится переворот, то я не удивлюсь, если он произойдет в Береговом благодаря одной из этих старушек. Так и представляю стоящую на мотособаке бабу Надю, пламенно выдающую тезисы и лозунги, а за ней, в кузове, её товарку, размахивающую ножом, как турецкий янычар.

Осенние дворы в Береговом очень живописны — можно брать каждый в отдельности, фотографировать и обязательно получится красивый кадр. В глаза бросается то, что на улицах чисто. Во многих дворах жители своими силами наводят красоту и следят за подъездами и придомовой территорией. Где-то это пресловутые лебеди из покрышек, а где-то целые композиции из старых пластиковых бутылок.

В одном из дворов мы встретили пару молодых людей, которые в 11:30 уже шли с покупками из пивного магазина. Я решил узнать у них, чем занимается местная молодежь.

— Чем здесь молодежь занимается? Наркоманит. А что вы смотрите? Ну натурально — колется. Я сам по 228-й на 6 лет уезжаю. Скоро суд. Здесь делать нечего молодым. Только колоться, — сказал один из парней.

Как рассказал один из местных жителей, посёлок Береговой еще остается местом, где городские могут получить по голове, если зайдут «не туда». Он объяснил, что в Береговом среди некоторых молодых людей по-прежнему популярны «блатная романтика» и воровские понятия. Парень даже рассказал, что у Берегового есть свой «смотрящий».

— Вообще тут относительно спокойно. Ну там, вечером пройтись. Но вот на остановке вечерами собираются... любители выпить и подерзить, потолкаться, так сказать. Драки случаются, — объяснил молодой человек.

Наслушавшись криминальных историй, мы очень обрадовались, когда в одном из двухэтажных домов открылась дверь и из подъезда нам навстречу вывалилась не банда гопников, а целая прорва собак. Что называется, от мала до велика. С такой стаей хозяйке явно не страшно ходить по улицам, даже мимо остановки.

Одна из собак, самая боевая и большая, явно какой-то волкодавской породы, так истошно лаяла, тряслась и рычала на нас, что мы еле успели перегладить всех псов и двинулись дальше, пока не покусали.

За всем этим неодобрительно наблюдал местный рыжий кот. Так выглядел бы Симба, если бы он переехал в Россию. Вид у кота был такой, будто он идёт на работу после того, как перепил вчера валерьянки. А еще надо где-то денег на ипотеку за подвал взять и сапоги жене осенние.

Не знаю, про этих ли суровых парней говорил мне житель Берегового, но они не спускали с нас глаз и ушли лишь после того, как мы достали камеры. Легко отделались, словом. А вообще молодежи на улицах Берегового было очень мало. В основном люди пенсионного возраста.

— Да на учёбе все и на работе. Чем вот Береговой, кстати, отличается, так это тем, что отсюда молодежь не уезжает. Они в город съездят, поработают и обратно едут. Потому что место здесь хорошее. Я думаю, их силами всё хорошо будет с Береговым, — рассказала местная жительница Алёна.

В Береговом есть очень живописная церковь, которая явно переделана из какого-то здания, построенного при Советах. Внутри никого не оказалось, а дворик, окруженный заборчиком, охранял серый кот. Такие церкви часто встречались мне в рабочих поселках. Старые магазины, конторы, бани переделываются под храмы. На крыше появляется купол с крестом, а там, где когда-то висели планы по обработке древесины, появляются иконы.

— Красивый двор, потому что мы ухаживаем за ним. Заказали заборчики сами. Палисадники с цветами — вот везде. Сначала здесь стояли деревянные дома, в 1953 году они появились. Потом уже эти построили. Хотя деревянные еще остались. Работы было полно, всё с лесом связано. Все там работали. Рабочие жили здесь. Этому дому всего 25 лет, но тут есть дома по 40–50 лет. В 90-е годы производства развалились и все уезжать начали, и дома начали разваливаться, — рассказала Наталья Владимировна.

Все жители Берегового отмечали, что им нравится жить здесь, потому что можно спокойно отпустить детей на улицу и не переживать за их безопасность. Дети этим активно пользуются. Они бегают без пригляда во дворе, играют с собаками и котами, катаются на великах. В общем, занимаются всем тем, что положено детям в посёлке или деревне.

Сами по себе здесь гуляют не только дети, но еще и кошки. Их в Береговом очень много, всех цветов, пород и видов. Неизвестно, с чем это связано. Может быть, с близостью поселка с рекой? Коты всегда могут порыбачить и наловить себе рыбки. Один из них дал по этому поводу комментарий нашим коллегам с «России 1». Они объяснили, что новость эксклюзивная и с нами информацией не поделились.

— Ишь, котов снимают! В Омске-то, поди, котов нет. К нам за ними приехали, — с улыбкой заметила Наталья Владимировна.

Может быть эти двухэтажные временные бараки уже и отжили свое, но вот осенние улочки Берегового смотрятся очень живописно и красиво. Будто окунаешься в другую эпоху. Глазу здесь есть за что зацепиться, будь то яркая дверь или развешанная на окне, как новогодняя гирлянда, вяленая рыба. Здесь интересно и приятно неспешно прогуливаться, поглядывая по сторонам, особенно в такую погоду, когда еще тепло, но уже нет мошек и комаров.

Мы наконец-то увидели один из тех домов, про которые нам говорили местные. Старый деревянный барак расселили. Внутри он полностью разрушен — нет ни одного целого стекла. Выбиты двери, лестница разломана. Плюс ко всему, в доме произошел пожар, который уничтожил то немногое, что осталось после того, как дом покинули люди. Зрелище печальное, но деревянный дом еще стоит.

Несмотря на то что в доме недавно бушевало пламя, в одной из комнат кто-то устроил склад мусора. Там полно картонных коробок и бумаги, каких-то тряпок. В старом разрушенном доме уже небезопасно находиться, но, несмотря на всё, в нем живут люди.

— Гады! Вы все гады! Сволочи! Сволочи вы такие! Зачем вы пришли!? Что вам тут надо? Гады! Вы что, шторку не видели? Здесь больной человек! Я болею! Сволочи вы такие! Я могу позвонить Полежаеву, Буркову! Вот у меня телефон! И они вас уничтожат, гады вы! Ну вы же видите шторку! Здесь болеет человек! Больной человек здесь, а вы лезете! Гады, сволочи! Вы хотите, чтоб я Буркову позвонила! Вам сразу конец, он вас уничтожит! Уйдите! Уйдите! Сволочи вы малолетние, — выдала на одном дыхании женщина, которая находилась в разрушенном доме.

Она сначала попыталась ударить нас дамской сумочкой, а потом кинула в меня башмаком. Вместо двери у нее действительно была шторка, висящая на месте, где когда-то была дверь. Женщина сидела среди кучи всевозможного хламья и повторяла скороговоркой проклятия, держа в руке второй башмак.

Попытки поговорить с ней и выяснить, как она оказалась в руинах барака, успеха не возымели. Все, что я слышал, — это оскорбления и угрозы. От помощи она также отказалась, заявив, что мы оказываем «медвежью услугу». Потом она достала из кучи хлама телефон и принялась делать вид, что звонит губернатору Омской области, чтобы пожаловаться на нас. Мы посчитали, что не стоит испытывать на себе гнев Александра Леонидовича, и удалились.

— Они на улице сначала жили. Потом сюда перебрались, когда сломали этот дом. Она с сыном живёт, как я понимаю. Лет двадцать с чем-то ему точно. Они не местные, их не знает никто. По всей видимости, у неё проблема с психикой. Живут они там с зимы, помощь никакую не принимают. Реагируют на людей неадекватно. А про соцслужбы, чтобы им какие-то помогали, я и не слышал никогда, — признался Дмитрий.

Не все деревянные бараки в Береговом разрушены, многие еще имеют вполне хороший и бодрый вид. Да и не такие уж они и старые. В Омске люди живут в домах, которые застали еще Колчака и царя, что уж тут какие-то 50 лет.

На одной их улиц Берегового притаилась баня, построенная в 1995 году. Женщина, которая в ней находилась вроде как за главную, от нас убежала и рассказать ничего интересного не смогла. Нам самим пришлось узнать, что помыться в бане стоит 220 рублей. Душ подешевле. Внутри было прохладно, как в пещере, — оказывается, в бане еще не дали отопление. В какой-то степени это удобно — попарился, вышел в прихожую, а тут холодок. Красота!

Старая баня находилась где-то поблизости. Я сделал предположение, что это та самая переделанная церковь, но мне сказали, что это не так. Говорят, что здание сохранилось, но мы его не нашли, а банщица ничего про него не смогла рассказать.

С одной из сторон — той, что ближе к реке, — Береговой окружен промзоной. Некоторые здания заброшены, но большинство еще работают. Там сейчас много разных контор и цехов.

Если проехать за промзону Берегового по берегу Иртыша, то можно увидеть множество машин рыбаков. Берег далеко не пустынный, а на реке видно пару лодочек. Чуть дальше можно наткнуться на огромные бетонные конструкции. Лена объяснила, что это очистные сооружения.

Они очень высокие, и с них можно осмотреть всю округу вплоть до села Надеждино, которое отлично видно благодаря сверкающим на солнце куполам церкви. На очистные ведет узкая тропинка, как в гору. Через кусты. Даже мостик из досточки есть. По всей видимости, сюда постоянно кто-то наведывается. В яме, где когда-то стояли сами очистные сооружения, местные устроили свалку. Здесь пахнет китайскими резиновыми тапочками и перегноем. Повсюду лежит столько старой мебели, что можно целый офис собрать или гостиную обставить.

С берега открывается шикарный вид на Иртыш. В воде, как в зеркале, отражаются небо и деревья, а лодки с вёслами, плавающие по воде, похожи на многоножек. Вокруг стоят деревья с золотыми листьями. Увидев всю эту красоту, я сразу же захотел взять своего верного пса Рекса и уйти в лес на пару дней.

Оказалось, что кто-то уже так и поступил. Евгений приехал на берег Иртыша три дня назад и уже собирался уезжать. Хотел просто отдохнуть, посидеть у костра и подумать. Компанию ему составил годовалый Джек, которого Евгений взял из приюта крошечным щенком. Пёс сидит на цепи и охраняет дом Евгения, но сейчас у него выдался отпуск, и он вволю набегался по берегу.

— Хорошо здесь. Я удочки взял, но даже не доставал. Просто отдыхал. Место очень хорошее. И Евгению Евгеньевичу здесь нравится. Пусть отдыхает, а то скоро снова на работу, — с улыбкой сказал мужчина, поглаживая верного пса.

Кому работа, а кому и поспать надо. Рожа сама себя не подавит, как говорится. Мы возвращались из Берегового, подпрыгивая в «Ниве» по местному бездорожью. А я уже представлял, как буду бегать по этому берегу с Рексом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства