Помните наш материал, в котором нейросеть оживила фотографии известных омичей? После его публикации с нашей журналисткой Юлией Лебедевой произошла довольно поучительная история. На сайте MyHeritage, с помощью которого она и «оживляла» фотографии, закончился период пробной подписки. После него автоматически запустилась годовая подписка, которая стоит 60 $ (4477,59 рубля по курсу на 22 марта). К счастью, ей удалось вернуть деньги. И наверняка у каждого из вас бывали такие случаи: пробную подписку оформил, а вовремя отписаться от нее забыл. Что делать в подобных ситуациях? Всегда ли можно легко решить такую проблему? NGS55.RU решил разобраться, как действовать, если вы потеряли много денег на нежелательной подписке.
Обратитесь в техподдержку
Банально, но факт: историю с MyHeritage помогло решить простое обращение в техподдержку с объяснением ситуации. Обычно в таких случаях сотрудники обещают проверить аккаунт и вернуть деньги на карту в течение нескольких рабочих дней. Кроме того, в условиях и положениях самого сайта указано, что, если тариф не устраивает клиента, можно отказаться от подписки в течение 30 дней с даты первоначальной оплаты, обратившись в службу поддержки. В большинстве случаев на сайтах правила возврата средств прописаны именно в таких разделах. Например, чтобы вернуть деньги за платную подписку на музыкальных стриминговых платформах (Spotify, Deezer), нужно также обращаться в службу поддержки. У «Яндекса» есть специальный бот поддержки, который в несколько кликов переадресовывает клиента на форму отмены подписки. В ней нужно вписать данные банковской карты, с которой произошло списание, дату и время самого списания, а также сумму. Можно прикрепить и необходимые скриншоты, доказывающие, что вы не пользовались платной подпиской и хотите ее отменить.
Сложнее всего ситуация обстоит с онлайн-кинотеатрами (например ivi, Okko, more.tv, Netflix). Здесь в правилах прописана только самостоятельная отмена пробной подписки до того, как состоится автоматическое списание денег и переход на платные условия. При этом все возможности пробной подписки сохраняются до конца периода, на который вы ее оформили. Но отменить платную подписку можно уже лишь по факту, после того, как списание произошло, и возврат средств обычно не предусмотрен. В таком случае нужно воспользоваться вторым способом — вернуть платеж через банк.
Как вернуть платеж через банк
В критических ситуациях, когда в службах поддержки сайтов отказываются возвращать деньги, можно воспользоваться помощью банка, в котором оформлена карта. Такая процедура называется чарджбэком — это оспаривание платежа по банковской карте, с которым человек не согласен. Его схема, по данным Центробанка РФ, выглядит следующим образом: нужно обратиться в свой банк и попросить вернуть деньги на счет. Банк оценивает, можно ли начать процедуру чарджбэка, и передает претензию (если это возможно) платежной системе, которая отправляет ее в банк продавца. Деньги поступят на ваш счет, если банк продавца убедится, что всё верно и возврат средств действительно необходим.
Проблема лишь в том, что в российском законодательстве нет понятия «чарджбэк». Поэтому банки сами решают, пользоваться этой процедурой или нет, но позиция по этому вопросу должна быть зафиксирована во внутренних правилах и одинакова для всех клиентов. Чаще всего чарджбэк проводят бесплатно, если банк устанавливает комиссию за эту операцию, то ее размер должен быть указан в договоре с банком.
Рассмотрим процедуру возврата платежа через банк пошагово.
Уладить проблему с продавцом самостоятельно. Банк не будет принимать ваше заявление, пока вы не докажете, что в службе поддержки отказались оформить возврат средств. В таком случае нужно обязательно сохранять переписку — в случае отказа будет проще доказать банку, что разобраться своими силами не удалось.
Подать заявление на возврат в банк. Это нужно сделать сразу же после того, как вы получили отказ от службы поддержки. К претензии нужно будет приложить всё, что имеет отношение к делу, — сообщения о списании денег с карты, переписку со службой поддержки и прочее.
Дождитесь решения банка. По закону вам должны дать ответ в течение 30 дней, если подписка была оформлена на российском сайте, или 60 дней, если сайт зарубежный. Банк либо запустит чарджбэк, либо откажется возвращать деньги. Отказ возможен в тех случаях, если банк вообще не проводит такую процедуру (но логичнее узнать об этом заранее), претензия не соответствует правилам чарджбэка платежной системы, которая обслуживает вашу карту, или правилам банка. Кроме того, если вы обратились за возвратом в банк позже отведенного на это срока, логично, что и в этом случае последует отказ.
Получите возврат. После того как банк передаст претензию платежной системе, она переадресует ее банку продавца, который проведет свое расследование. Если деньги списали законно, то чарджбэк не поможет получить оплату назад, в противном же случае деньги вернутся на ваш счет.
Что делать, если ничего не помогло?
Если не помогла и процедура чарджбэка, то можно обратиться в Роспотребнадзор или подать иск в суд на владельцев сайта. Кроме того, Банк России может проверить, не нарушил ли ваш банк закон «О национальной платежной системе», правила платежной системы или собственные правила. Но заставить его вернуть деньги с чужого счета Банк России не в силах. К счастью, в большинстве случаев проблема с возвратом денег решается уже на первом этапе — стоит лишь не отчаиваться и написать в службу поддержки.