Образование «Шепотом говорю на ушко слово "счастье"»: история учительницы, которая работает по методу гуманной педагогики

«Шепотом говорю на ушко слово "счастье"»: история учительницы, которая работает по методу гуманной педагогики

Евгения Бондаренко ежедневно подыскивает ключ к сердцу каждого ученика

На каждом уроке Евгения Федоровна ненадолго становится учеником

Эта статья попала в подборку «20 лучших материалов NGS55.RU за 2021 год». Трогательные, веселые и грустные — в эти истории наши корреспонденты вложили свою душу. Мы рады, что некоторые из текстов смогли изменить жизнь наших героев к лучшему.

У учеников третьего класса гимназии № 140 идет, казалось бы, обычный урок: они изучают окружающий мир. Дети со свойственным им любопытством наперебой задают вопросы: «Почему вода бывает пресной и соленой?», «Растут ли пальмы в пустыне?», «Почему тают ледники в Арктике?».

Всё это кажется вполне обыденным, если не обращать внимания на одно любопытное обстоятельство. Учительница младших классов Евгения Бондаренко несколько минут назад выступала у доски, а теперь она сама села за парту и вместе с ребятами задает все эти вопросы выступающему перед классом мальчику Феде. Сейчас она ученица, а не по годам рассудительный Федор — учитель. Школьник рассказывает о разновидностях климатических поясов в разных частях планеты. Евгения Федоровна тянет руку, чтобы задать ему новый вопрос. Так у третьеклассников проходит научный совет, это немного похоже на семинар в университете. Перед уроком дети изучают новую тему дома, а затем по очереди рассказывают ее, дополняя выступления друг друга.

Тишину разрезает школьный звонок — начинается перемена. Ребята выносят в коридор мяч и затевают игру в горячую картошку. Учительница играет с ними на равных, мяч то и дело пролетает над ее головой, Евгения Федоровна задорно смеется и переглядывается с детьми, как жизнерадостная десятилетняя девчонка.

На переменах педагог играет вместе с детьми

Евгения Бондаренко, или Евгения Федоровна, как называют ее дети, работает учителем начальных классов гимназии № 140 более двадцати лет — с 2000 года. Несколько лет назад она начала изучать систему гуманной педагогики, став ученицей доктора психологических наук Шалвы Амонашвили. Гуманная педагогика, в противовес авторитарной, предлагает учителю «возвыситься до уровня детей». Сложно ли это? Очень.

— Достучаться до сердца можно только через любовь. Каким бывает наказание в традиционной школьной системе? «Дневник на стол» или выговор, при этом тон нужно сделать как можно строже. А в моём случае наказание должно стать «мудрым наказом». Нужно вместе с ребенком попытаться выяснить, зачем он так поступил, и постараться помочь ему сделать самостоятельные выводы о своих поступках, — считает Евгения Бондаренко.

Педагог поясняет, что в гуманной педагогике ребенок рассматривается как явление природы — как снегопад или как дождь. А задача педагога состоит не в том, чтобы «перекроить» его индивидуальные особенности под переменчивый внешний мир, а в том, чтобы помочь миру принять ребенка таким, какой он есть.

Бывшие ученики Евгении Бондаренко иногда приходят к ней на переменах за советом

— Мы же не имеем права вмешиваться в природные стихии. Так и здесь. Природа дает ребенку определенные дары, которые я в роли учителя должна помочь ему раскрыть. И ученика нужно рассматривать не как маленькое существо, которое только готовится к большой жизни, а как человека, который уже полноценно живет. И у него на Земле есть своя определенная миссия. А чтобы принести пользу нашей планете, своим близким и себе самому, он должен понять, кто он, откуда пришел и куда направляется. И гуманная педагогика поможет ответить на все эти вопросы. А еще стать трудолюбивее, талантливее, терпеливее. Есть такое выражение: «Люблю неправых в жизни исцелять любовью». Когда ученику скучно на уроке, я его ни в чём не обвиняю, а стараюсь сделать так, чтобы ему стало интересно, — говорит учитель.

Евгения Бондаренко родилась в семье педагогов: ее мама — учитель литературы и русского языка, а бабушка работала заведующей в детском саду. С пятого класса она работала пионервожатой. Еще тогда дети, даже самые непослушные, затихали в ее присутствии.

Класс — это город со своими законами

— Однажды меня позвали на урок к молодой учительнице. Она никак не могла совладать с шумным классом. Я просто села за последнюю парту, и дети замолчали. Я даже ни в какой другой роли себя не представляла, с детства хотела быть педагогом, — вспоминает Евгения Бондаренко.

Ее ученики живут в собственном вымышленном городе. Еще в первом классе учительница вместе с учениками выбирала для него название. Вариантов было несколько: Город изобретений, Знание, Дружба, Город добрых слов и дел... Но одна из учениц — Рита — предложила название «Любовь», и большинство детей поддержали тайным голосованием именно его.

— Я сначала не понимала, как мы будем интерпретировать это название. Но потом осознала, что оно нам подходит. Ведь любовь бывает разной. Любовь к знаниям, любовь к близким, любовь к природе, к животным. Она проявляется везде. Мои ученики могут проявлять любовь через дела. Легко сказать: «Я тебя люблю». А вот сделать что-то — подать ложку, убрать за собой бумажку — уже сложнее. Но делать это нужно, потому что без добрых дел любовь мертва.

У третьеклассников есть свои трудовые книжки. Их они нарисовали на уроке технологии

Всего в городе под названием Любовь 34 жителя. Здесь всё по-взрослому. Есть свои муниципальные службы: мэрия, почта, медицинская служба, служба помощи, пресс-центр, дизайнерская служба. А еще есть юристы, которые следят за соблюдением законов. У третьеклассников имеется даже собственная валюта — «дары», в которых дети получают зарплату. Но для того чтобы отношения в классе не стали товарно-денежными, заработанные «дары» ученики могут потратить только на родителей. Например, купить маме «билет» на родительское собрание или на школьный праздник. С некоторых пор есть у них трудовые книжки — туда записываются все достижения на службе. А вот традиционных оценок здесь нет. Успехи детей измеряются немного другими категориями.

— Я порой поражаюсь тому, насколько умны и рассудительны мои дети. Вчера, например, мы читали притчу, а после чтения дети, выступая в роли учителя, задавали вопросы. Я не уставала поражаться их мудрости. Например, кто-то спросил: «Какой была душа у героя притчи?». Они порой видят гораздо больше, чем нам кажется.

Достучаться до сердца каждого ученика — непросто. Евгения Бондаренко говорит, что доверие приходится налаживать подолгу, но малейшая ошибка вмиг может оборвать эту связь.

Евгения Федоровна — педагог с тридцатилетним стажем

— Один твой необдуманный поступок — и ребенок прекращает тебе доверять. (На глаза Евгении Федоровны наворачиваются слезы.) Когда дети перестают тебе доверять, ты понимаешь, что ты поступил как какой-то ментор. А потом налаживать эту связь приходится очень долго. И у меня сейчас в классе есть несколько человек, с которыми у меня нет духовной связи. Ее ни за какие деньги не купишь, можно только заслужить каким-то поступком. Подобрать ключик к сердцу каждого бывает очень сложно. Но мы стараемся. Например, у нас с детьми есть кодовые слова. Я попросила детей придумать слова, которые я должна шепотом говорить им, когда хочу, чтобы они вели себя потише. И одна моя ученица попросила, чтобы в такие минуты я говорила ей «счастье», представляете? И вот, стоит ей отвлечься от занятия, я подхожу и тихо говорю ей на ушко: «Счастье». Она сразу же понимает, что нужно успокоиться, — улыбается Евгения Федоровна.

В начале и в конце учебного года педагог пишет ученикам письма — в них она рассказывает о своих чувствах к детям и подводит итоги учебного года. Ребята, в свою очередь, пишут ей ответы. Тексты этих писем можно найти в методическом пособии Евгении Бондаренко «Путь к сердцу ребенка». Кстати, на обложку этой книги педагог поместила рисунок одной из своих учениц — Нади. Именно Надя, по мнению Евгении Федоровны, научила ее всемогущему терпению.

Такой рисунок подарила учительнице одна из ее учениц

— Мне казалось, что я никак не могу найти подход к этой девочке, что между нами нет духовной связи. Но однажды во время десятиминутной переменки она нарисовала взрослого и ребенка, которые держатся за руки, а между ними изобразила большое сердце. Этот рисунок она тут же подарила мне. Я расплакалась. Я поняла, что Надя смотрела на меня совсем другими глазами, а я просто не замечала этого. И, как бы там ни было, мне бывает очень сложно. Иногда я хочу сорваться. Знаете, накатывает такое желание выбежать в огромное поле и во всю грудь закричать. Это случается со всеми учителями. И в такие моменты я просто замолкаю, дышу и наблюдаю. Так вырабатывается терпение. И это терпение сильнее всяких слов. После моего минутного молчания дети понимают, что они делают что-то не так. Наверное, ключик к сердцу каждого ребенка — любовь и принятие его таким, какой он есть. Гуманная педагогика не дает быстрых результатов, но если результат есть, то он уже никуда не исчезнет. И сейчас я понимаю, что если дети балуются на уроке, то дело не в них, а во мне. Просто мое сердце не нашло для них нужных слов, нужного взгляда. Ведь любовь воспитывается любовью, терпение — терпением, забота — заботой. И это всё, прежде всего, мне нужно воспитать в себе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства