Сегодня, 3 сентября, в Омске пройдёт общественное обсуждение проекта постановления регионального правительства о преобразовании Областного дендрологического сада имени Г. И. Гензе. Проект подразумевает уменьшение его площади в два раза. На второй половине планируется смягчить охранный режим, чтобы благоустроить эти участки. Но планы чиновников устраивают не всех. Хотя бы потому, что никто из них не может ответить на вопрос, что конкретно подразумевается под благоустройством. Омичи опасаются вырубки деревьев и массовой застройки, власти уверяют, что появление коттеджей и торговых центров невозможно — статус особо охраняемой природной территории с участков не снимают. А на чьей вы стороне? Собрали несколько фактов, которые, возможно, помогут вам принять решение.
Областной дендрологический сад имени Г. И. Гензе заложен в 1948 году, под охрану как уникальный природный объект взят в 1994 году, а памятником природы регионального значения объявлен в 2011 году. Дендросад назван в честь агронома-селекционера Герберта Гензе, который пополнял его коллекцию с 1965 по 1993 годы. Благодаря ему на улицах Омска начали высаживать пирамидальные серебристые тополя, колючие ели, шаровидные ивы и другие деревья.
Сейчас в состав дендросада входит девять земельных участков на улице Красный Путь общей площадью 191 625 кв. м. На пяти из них общей площадью 97 292 кв. м и планируется создать природный рекреационный комплекс регионального значения «Старозагородный». Причём до 2011 года эти участки не относились к особо охраняемой природной территории. Как объяснял замминистра природных ресурсов и экологии Омской области Александр Сердюков, тогда их присоединили к дендросаду, просто чтобы спасти от дальнейшей застройки. На тот момент подходящей для них категории особо охраняемой природной территории не было, и поэтому власти выбрали самую жёсткую, чтобы на корню пресечь все посягательства на землю. Сейчас, когда она появилась, неподходящим оказалось время для изменения статуса участков. Во-первых, на фоне проблем с экологией омичи активно отстаивают «зелёные лёгкие» города, во-вторых, свежа история с застройкой парка им. 30-летия ВЛКСМ.
У исторически сложившейся территории дендросада и прирезанных девять лет назад участков из общего разве что название и природоохранный статус. Они даже не граничат друг с другом. Дендрарий с редкими деревьями и растениями расположен в восточной части сада, в западной же части сада, которая больше известна как Старозагородная роща, посадок немного и есть два искусственных водоёма. Специалисты из межрегиональной общественной ассоциации «Рост регионов» по итогам комплексного экологического обследования территории этой весной пришли к выводу, что «хорошо обустроена и окультурена» только фронтальная часть Старозагородной рощи — здесь есть мостики, скульптуры, набережная, мощёные аллеи и мемориальный комплекс, маленький пруд ещё представляет эстетическую ценность, но дальний пруд находится в плачевном состоянии, а вдоль улицы Берёзовой котлованы с фундаментами из бетонных блоков плотно заросли кустарником. Омичи, которые встали на защиту дендросада, считают, что эту территорию надо сохранить именно как уголок дикой природы, а не «обустраивать и окультуривать её».
На участках, которые планируется «отрезать» от дендросада, растут сибирская и колючая ели, сибирская лиственница, берёза повислая, приземистый вяз, ломкая, белая и шаровидная ивы, тополя, ясенелистный клён, сибирская яблоня и рябина, черёмуха, сирень и облепиха. Из трав — ползучий пырей, гигантская полевица, луговой мятлик, клевер, щавель, подорожник и др. Редкими их назвать нельзя. «В целом состояние растительных сообществ не вызывает должного удовлетворения — много занесенных, дико зарастающих видов, территория их произрастания в значительной части требует ухода и окультуривания», — заявили эксперты из Хабаровска.
Здесь живут ондатры, хомяки, воробьи, трясогузки, кряквы, зяблики, крапивницы, стрекозы. Встретилась специалистам бабочка махаон, включенная в Красную книгу Омской области, и стрекоза красотка-девушка (да, это её название), включенная в Красную книгу Тюменской области. Биологическое разнообразие этой территории эксперты «Роста регионов» назвали уникальным. Но, по словам министра природных ресурсов и экологии Омской области Ильи Лобова, особой экологической ценности она не представляет и ничто не помешает снести деревья в рамках её благоустройства.
Важнейшая задача нового природного рекреационного комплекса — превращение «дикого» отдыха в организованный, отмечают привлечённые Минприроды эксперты. Например, на одном из центральных участков они предлагают сформировать культурно-историческую площадку с атриумом «для проведения общественно и социально значимых акций, а также комплекса оздоровительных мероприятий».
В природном рекреационном комплексе «Старозагородный» запретят выгуливать домашних животных, собирать растения, ловить птиц и животных, а костры можно будет разводить только в специально отведённых для этого местах. С другой стороны, санкционируют строительство (здания могут занимать не более 3% площади земельного участка, а их высота не должна превышать двух этажей) и проведение массовых мероприятий. Например, уже на этот Новый год здесь планируется установить городскую ёлку. Замминистра Александр Сердюков приводил в пример столичный парк «Зарядье» и омскую «Птичью гавань». Ожидается, что после благоустройства «Старозагородный» будут посещать около 500 тысяч человек в год.
А вы за сокращение площади дендросада?