Культура мнение «Это как призывать сжечь все книги из-за "Лолиты"»: омич — о предложении запретить аниме

«Это как призывать сжечь все книги из-за "Лолиты"»: омич — о предложении запретить аниме

Яков Алексеев уверен, что под запрет скорее должны попасть российские сериалы «про ментов»

Мультфильмы студии Ghibli уже давно стали классикой мировой анимации

— В последнее время интернет заполонили новости о том, как российские суды запрещают аниме. Сразу нужно уточнить, что на данный момент речь идет лишь о запрете конкретных произведений на конкретных сайтах по чисто формальным причинам: отсутствие маркировки, что это продукт для аудитории старше 18 лет. Тем не менее это вызвало очередную волну разговоров на тему «Стоит ли запретить аниме вообще?».

Для начала необходимо определить, что же такое аниме. В массовом сознании аниме зачастую представляется как какие-то китайские порномультики про большеглазых школьниц, иногда вспоминают про «Наруто», «Покемонов» или «Сейлор Мун». На самом деле аниме — это очень широкий термин, обозначающий всю японскую анимацию, от слова «анимация» он и происходит.

Одна из главных причин, по которым радикальные противники аниме предлагают его запретить — это наличие насилия, откровенных сцен и прочего взрослого контента. Так ли это? Важно понимать, что аниме, как и любая другая мультипликация, как и игровое кино, это очень разнородная масса: есть произведения для детей, есть для подростков, есть для взрослых (в том числе продукция только для взрослых — тот самый хентай). Фактически треть аниме и манги (это такие японские комиксы) рассчитана на аудиторию старше 18 лет. Для ее обозначения даже существует специальный термин — сэйнэн (в переводе с японского «молодой человек»). А у нас до сих пор еще жив стереотип, что «мультики — это для детей». И когда человек, подверженный данному стереотипу, видит нарисованные сцены насилия или эротики, он воспылает праведным гневом. «Как же можно такое малым детям показывать?!», — вопрошает он и допускает ошибку: такое произведение рассчитано не на детей, а на более взрослую аудиторию.

В то же время неправильно было бы думать, что «взрослость» аниме автоматически означает реки крови и множество голых тел. Японские авторы вообще не стесняются использовать анимацию для раскрытия сложных тем, будь то мрачное киберпанковское будущее в мире «Призрака в доспехах», экономическая система фэнтезийного мира, в котором главным героем является не традиционный для жанра воин или маг, а странствующий торговец в «Волчице и пряностях», или история о людях, переживших атомную бомбардировку Хиросимы в антивоенной драме «Босоногий Гэн». Необходимо помнить об этом и учитывать целевую аудиторию, к которой обращено произведение. Я лично был свидетелем того, как на показе фантастической драмы про любовь и временные парадоксы весь кинозал был заполнен мамами с детьми младшего школьного возраста, потому что «ну, это же мультик». Надо ли говорить, что столь юный зритель оказался абсолютно не заинтересован сюжетом?! И виноват в этом, конечно же, не режиссер Макото Синкай, а родители, которые не удосужились ознакомиться с тем, что будут показывать своим детям.

«Босоногий Гэн» — аниме не для слабонервных — о мальчике, который пытается выжить сразу после атомной бомбардировки Хиросимы. Мультфильм перекликается с биографией своего создателя Кэйдзи Накадзавы, который был свидетелем этой трагедии

Значит ли это, что аниме рассчитано только на взрослую аудиторию и детям его нельзя показывать в принципе? Есть аниме, предназначенное именно для детей — кодомо (от японского «ребенок»). Это те самые «детские мультики» в классическом восприятии — самый безопасный контент, полностью лишенный насилия, эротики и вообще любого шок-контента. В аниме для подростков (оно называется сёнэн, т. е. попросту «мальчик, юноша») могут быть сцены сражения персонажей, иногда заканчивающиеся смертью, могут показать героиню в купальнике, но в целом там не происходит ничего такого, что выходило бы за рамки отечественного рейтинга 16+. И, естественно, глупо обвинять аниме в том, что оно учит плохому. Неважно, идет ли речь про уже ставшие классическими One Piece, «Гуррен-Лаганн», тот же «Наруто» или свежие «Моя геройская академия», «Клинок, разрубающий демонов», «Пламенная бригада пожарных». На примере главного героя авторы говорят, что правильно защищать своих близких, помогать слабым, быть смелым, сильным, добрым. Причем последнее особенно подчеркивается. Зачастую протагонист стремится помочь не только друзьям и спасти их от врагов, но даже спасти врагов от самих себя — не убить Главного Злодея, а помочь ему осознать, что он когда-то свернул не на ту дорожку, простить его и порой даже вернуть на светлую сторону.

«Дораэмон» один из самых популярных детских аниме-сериалов. Первый выпуск вышел в 1979 году и с тех пор нарисовано более 2300 серий. 

В качестве еще одной причины запретить аниме часто говорят, что оно показывает нетрадиционные сексуальные отношения. Действительно, такие произведения есть. Наиболее часто таким грешит сёдзё — романтическое аниме для девочек и молодых девушек. Порой гомосексуальность или трансвестизм используются для создания комического образа персонажа: это может быть здоровенный бугай, говорящий фальцетом и носящий женскую одежду или, наоборот, миловидный мальчик, принимаемый всеми за девочку (на аниме-сленге называемый трапом, от английского trap — «ловушка»). В этом случае комический эффект строится, как в классических комедиях с переодеванием («Тутси» или «Здравствуйте, я ваша тётя»), на том, что гетеросексуальный герой постоянно попадает в неловкие ситуации. Это, опять же, не является какой-то жанровой особенностью всего аниме. Да, есть отдельные произведения, в которых показывают то, что российский закон запрещает показывать детям, и необходимо в рамках закона пометить эти произведения соответствующим возрастным рейтингом, ограничить к ним доступ тех, кто этого возраста не достиг. Запрещать на основе этого всё аниме — равносильно призывам жечь книги, потому что Набоков написал «Лолиту».

И, конечно же, не стоит считать, что взрослые темы в анимации — это какая-то японская особенность. Сомневающиеся могут ознакомиться с работами американского мультипликатора Ральфа Бакши (не факт, что вам понравится, но, возможно, вы захотите запретить еще что-нибудь, кроме аниме), культовыми мультсериалами «Симпсоны», «Гриффины», «Стрёмный городок Саус Парк» или вспомнить целый пласт советской мультипликации, так и называемый по-простому — «мультфильмы для взрослых».

Герой отечественного мультфильма расплачивается с девицами легкого поведения после ограбления. И, как ни странно, это не вызывает ни у кого отторжения или желания запретить российскую анимацию

Важно не впасть в другую крайность и не начать идеализировать аниме, говорить о его культурном превосходстве. Аниме — это продукт массовой культуры, производство фильмов и сериалов поставлено студиями на конвейер, и это приводит к тому, что каждый год выходит очень много откровенно слабых произведений с картонными героями, шаблонным сюжетом, лишенных какой-либо культурной ценности. Стоит ли запретить аниме на этом основании? Если руководствоваться таким критерием, то под запрет в первую очередь должны попасть российские сериалы про ментов и доярок из хацапетовок. Тем более что среди конвейерного аниме каждый год стабильно находится несколько жемчужин.

Аниме очень разное. Оно бывает хорошее и плохое, для детей и для взрослых. Можно осуждать одни произведения и любить другие. Призывы запретить аниме в целом абсолютно нелепы. Зачастую такие призывы идут от людей, которые просто не разбираются в теме. Представьте человека, который видел в своей жизни несколько фильмов: «Зловещие мертвецы», «Зелёный слоник», «Горячие медсёстры 13» и «Непосредственно Каха» (простите, что называю это фильмом). Ему очень не понравилось то, что он в этих фильмах увидел, и теперь он предлагает запретить весь кинематограф разом, потому что в кино нет ничего хорошего — только ужасы, насилие, разврат и непосредственно Каха. Прав ли он?! Очевидно, что нет. Да, действительно, существует множество низкопробных фильмов, но ведь есть фильмы Кубрика, Тарковского, других замечательных режиссеров. И в этом отношении аниме абсолютно не отличается от остального кинематографа.

Запрет аниме en masse — это запрет огромной части современной культуры. Речь идет не только о так называемой субкультуре анимешников. Так, например, популярный нынче жанр киберпанк имеет огромные анимешные корни. «Призрак в доспехах» и «Акира» оказали на него не меньшее влияние, чем «Джонни-мнемоник» и «Бегущий по лезвию» — тоже, кстати, далеко не детские фильмы. Мультфильмы Хаяо Миядзаки — такая же часть сокровищницы мировой анимации, как и творения Уолта Диснея или Юрия Норштейна.

Нужно ли показывать детям кровь, насилие, обнаженку? Определенно нет. Несомненно, должны быть методы регулирования, возрастные рейтинги, по которым родители смогут понимать, стоит данное произведение показывать детям или нет. Это относится не только к аниме, есть множество шедевров игрового кино, которые не предназначены для детей. В то же время несправедливо лишать целый жанр права на существование, основываясь на худших его представителях или на своих неверных стереотипах и обманутых ожиданиях.

Согласны ли вы с предложением запретить аниме?

Да
Нет
Мне безразлично
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства