Турагентства, кафе и рестораны, торговые комплексы, фитнес-залы, школы танцев, салоны красоты были вынуждены приостановить свою работу в конце марта после распоряжения губернатора Омской области. Как выживать бизнесу, когда нет никаких доходов, а арендную плату, налоги и выплату зарплат никто не отменял? Согласны ли предприниматели с решениями властей? Насколько важно для омских бизнесменов начать работу 12-го, а не 30 апреля? NGS55.RU решил поговорить об этом с представителями различных сфер услуг.
Оксана Кудрявцева, директор туристического агентства «Аэролайн»
— Ключевые расходы в нашем бизнесе — аренда и зарплата. Любые расходы сейчас проблема. На сегодня деньги не поступают вообще, продаж нет. В нашем бизнесе очень сложно сделать большие запасы, подушка безопасности маленькая, и ситуация очень сложная. Поэтому думаем о том, чтобы выехать с помещения, о том, как минимизировать рабочую силу, потому что физически я не смогу выплачивать зарплату. Вот эти вопросы в голове сидят с утра до вечера, с ночи до утра. Туристический бизнес не вернется на круги своя в ближайшее время. Поэтому не будет работы, а как держать сотрудников? Никто и не будет без работы просто так сидеть.
У многих сотрудников кредиты, многие в очень сложной ситуации находятся. Были уже мысли и разговоры о том, что нужно уходить из туризма и как можно быстрее. Поэтому, возможно, я потеряю сильных людей, которых я по крупицам собирала для того, чтобы создать своё дело. На сегодняшний день боюсь, что удержать всех я не смогу. В нашем штате 15 человек. При том что не поступает ни рубля в кассу, как его можно сохранить? Никак.
Мер государственной поддержки на сегодняшний день как таковых мы на себе не ощутили. То, что дают отсрочку [по налоговым платежам], — это не помощь. Потому что наш бизнес моментально не восстановится после кризиса и не получится закрыть эти долги. Власти бы помогли, если бы отменили бремя налогов на шесть месяцев. Дали возможность заработать, встать на ноги. Отменить, понимаете, а не отсрочить. Вот это помощь, которая нам очень нужна сейчас. Аренду по возможности. Вот это поможет выйти из ситуации предпринимателям, которым вообще не всё равно, что будет с нашим детищем. Просто больно смотреть, если оно умрет.
Арендодатель пошёл нам навстречу и снизил аренду, я ему очень благодарна. Мы надеялись, что потихоньку будем действовать. Но самоизоляция привела всё к полному краху. Поэтому сейчас единственное возможное — какое-то время не платить аренду, я попробую еще поговорить со своим арендодателем.
Прокомментировать решение властей сложно. Мы не можем знать всей правды — для чего это сделано и кому это нужно. Я веду бизнес с человеческим лицом, и для меня меры, которые сейчас предприняты, изоляция — это очень жестоко. Но я не судья и не могу оценить, насколько это преднамеренно сделано политически или медицински. Просто очень тяжело.
Сейчас предпринять какие-то действия сложно. Мы стараемся проводить онлайн-экскурсии, встречаться с гидами из других стран. Но это не способ зарабатывания, а способ общения со своими клиентами, которые очень ценны для нас. Ни о какой возможности заработка в нашей сфере сейчас речи не идет.
Если карантин в Омске снимут 12 апреля, а не 30-го, это многое даст. Потому что за нашими плечами много людей, которые пострадали. Это туристы, авиапассажиры, которые очень переживают и ждут открытия, чтобы получить от нас помощь, обратиться за возвратом денег или переносом туров. Всё это можно сделать в офисе, потому что там есть компьютеры с программами. Я уже обращалась в администрацию города с официальным письмом, но мне ответили, что я не имею права работать, как и все предприятия, мы на самоизоляции.
Нашему агентству 15 лет, и мы уже много чего пережили. За это время бывало всякое. Раньше бывало обанкротился один туроператор или одна авиакомпания — «Трансавиа», «КД авиа», было очень сложно пережить те моменты. Но сейчас в одночасье и рубль рухнул, и невозможность всех туроператоров осуществлять деятельность.
«Такой остановки туризма не было за всю современную историю»
Я верю, что и здесь выстою, только в каком составе — я не могу предугадать.
Ольга Артюшенко, директор студии маникюра и педикюра Nail Studio by Artyushenko
— Первоначально мы закрылись до 5 апреля, а потом карантин продлили до 12 числа. Для индивидуальных предпринимателей, салонов красоты первая проблема — это, конечно, арендная плата. Никто её не отменяет. Мы разговаривали с арендодателями. Наверное, их тоже можно понять — это их бизнес. Мы предложили им собрать все расходы, понесенные арендодателем за этот период по бизнес-центру, разделить их на всю площадь и выставить предпринимателям (в зависимости от занимаемой квадратуры). То есть арендодатель не в убытке, но и не заработает за этот период. Зато он удержит у себя предпринимателей, которые не обанкротятся. Он сказал, что подумает. После этого мы еще не разговаривали. Соответственно, какая ситуация будет дальше, я не знаю.
Страдаем не только мы, предприниматели, — наши работники тоже от этого страдают. Если я могу договориться с арендодателем по поводу графика платежей за этот месяц, а мастера? Ни для кого не секрет, что у мастеров есть оклад и процент от чека. Оклады мы оплачиваем, но этого же недостаточно. Если в среднем мастер зарабатывает в месяц 30–40 тысяч, то оклад — это ему уже не интересно.
«Они уже столкнулись с проблемой и на прошлой неделе писали мне: "Ольга Валерьевна, когда мы будем открываться? Мне не на что жить, мне нужны деньги"»
Среди наших мастеров есть молодые девочки из районов, они снимают квартиры, комнаты. Но мы не можем открыться. И как с этим быть? Материал, понятно, он не испортится. Инструмент тоже есть. Но арендная плата, налоги и заработная плата мастеров... 12 апреля это закончится? Никто не знает. Говорят, что в Омск должен через несколько дней прилететь еще один самолет с отдыхающими. Никто не знает, что в нём будет, прилетит сюрприз какой-нибудь ещё или нет. А если новая вспышка прилетит, то мы с 12 апреля можем еще на неделю перенестись.
Возмещать, естественно, никто ничего не будет. Рассчитывать можно только на себя. Есть налоги, которые перенесли на определенный срок, но их же не отменили. Если сейчас не платить, то в конце года плата будет в два раза больше. Но ко мне в конце года клиентов больше не придет.
Что касается решения властей, то я считаю, что каждый должен отвечать за своё здоровье сам. Тем более распоряжение — это своего рода рекомендация. Как говорят юристы, это не приказ. Согласна я или нет? Конечно, нет. Я тоже женщина, ходила к косметологу, и у меня прервались процедуры, которые нужно было продолжить. Я звоню и говорю: «Девочки, может продолжим? Я же сама в ответе за свое здоровье». Они категорически отказались из-за штрафов.
Я занимаю активную позицию в соцсетях и вижу, что сейчас в Омске есть даже люди, которые сдают друг друга. Один предприниматель жаловался на другого, который открылся. Я спрашиваю: «Тебе зачем это нужно?» Он говорит: «А почему она должна работать, а я нет?» После открытия магазина «Леруа Мерлен» в интернете появился человек, который обещал, что позвонит в Роспотребнадзор. Но опять же это мой выбор, идти в него или нет.
Сейчас мы вынуждены подстраховываться. Ведем запись на 12 апреля (до этого вели на 5 апреля, но потом пришлось всё перенести). Будем надеяться, что больше переносить не придётся, потому что просто так сидеть сложа руки мы тоже не можем. Также мы проводим конкурс в «Инстаграме», люди подписываются, оставляют комментарии, чтобы выиграть бесплатный маникюр либо скидки. Реклама работает в 2ГИС, на площадках в «Инстаграме». Мы делаем это для того, чтобы нас не забывали.
Этот бизнес мы открыли год назад. Если режим самоизоляции продлят, то месяц мы еще продержимся, поскольку у меня два параллельных бизнеса и они могут поддержать друг друга. Другой бизнес — это сфера ЖКХ, та деятельность, которая должна работать без остановки (мы считаем тарифы для организаций ЖКХ). Если бы у меня была только эта студия, мне бы, наверное, было очень сложно.
Анна Коршунова, совладелица кафе Goroh
— Goroh приостановил прием посетителей с 28 марта. Среди сложностей сейчас — и аренда, и зарплата сотрудников, нужно платить налоги. Кроме того, возникла проблема поиска сотрудников: раньше мы работали только с залом, доставки у нас не было, и нам резко надо было переквалифицироваться. Искали людей, которые на машинах могли бы доставлять заказы. Сложность была, но сейчас мы этот вопрос уже решили. У нас есть также возможность самовывоза. Может быть, в дальнейшем мы придумаем что-то ещё.
Из-за нехватки посетителей, естественно, упала прибыль. При этом по аренде никаких изменений нет. Но мы особо и не настаивали — понимаем, что тут все в проигрыше. Откладывать оплату налогов нет смысла — всё равно их придется платить, только будет ли потом такая возможность — неизвестно. Пока сейчас есть какая-то накопительная база, это можно решить плавно.
«Если мы откроемся 12 апреля, а не 30-го, будет огромная разница. Выручки упали в два-три раза, и, естественно, очень тяжело покрывать все расходы»
С одной стороны, правильно, что власти ввели режим самоизоляции (хотя, наверное, правильнее было карантин ввести, чтобы люди поняли, что это серьезно, что это не просто так). Для бизнеса это не очень хорошо. На доставке и самовывозе омичи достаточно активны, но до какой поры это продлится — неизвестно. Ведь все люди сидят дома, зарплату платят не всем. Увеличились расходы и цены. Со всем этим справляться непросто. А что будет дальше, мы не знаем.
Евгения Галецкая, руководитель школы танцев на пилоне Wave
— Сначала владелец здания (он из Москвы), в котором находится один из наших филиалов, не хотел идти на уступки, но потом согласился. У нас будет перерасчет арендной платы, и, скорее всего, за этот период мы будем платить только за услуги ЖКХ, которые будут разбивать на всех арендаторов. В принципе, мы можем спокойно расторгнуть договор, съехать на время, подождать, пока закончится карантин, и заехать снова. Выехать можно за полдня (скрутить пилоны и забрать зеркала). В другом нашем филиале арендодатель сразу сказал, что отсрочит прием платежей либо снизит стоимость аренды на этот период. Поэтому пока проблем нет, период выплат сотрудникам ещё не подошёл. Если карантин будет до 12 апреля, то мы спокойно выйдем и всё это компенсируем. А вот если затянется на месяц, то уже будут проблемы с арендной платой и другими вопросами.
Никакие меры господдержки на нас не распространяются. Считается, что у нас социальная сфера, но единственное, что у нас есть — упрощенная система налогообложения. Я не вижу помощи государства в отсрочке налогов. У нас нет отложенных денег, в основном хватает на зарплату сотрудников и оплату аренды. И если не оплачивать налоги сейчас, то через шесть месяцев мы их просто не заплатим. Я читала мнения представителей малого бизнеса, и в основном все считают, что даже в обычное время не хочется копить долги, а в такой обстановке тем более. Конечно, всем хочется, чтобы налоги убрали, но это сказки, такого никогда не будет.
Сейчас меня просят написать документ о том, что в этот период я не работала как арендатор. Все эти письма нужны арендодателю, чтобы отсрочить оплату услуг ЖКХ. Лучшим со стороны властей было бы заморозить оплату за жилищно-коммунальные услуги, ведь все люди сидят дома без работы, и арендные помещения по факту закрыты.
Многие наши клиентки вошли в положение и не стали просить продлевать купленные заранее абонементы. Мы закрылись на две недели, но сейчас продлеваем абонементы на неделю, чтобы не только мы несли убытки, потому что иначе всё будет грустно. Кроме того, мы проводим бесплатные онлайн-занятия. Один из тренеров попытался сделать платную онлайн-тренировку, но ничего толком не вышло, потому что у людей сейчас и так проблем хватает.
Я не думаю, что из-за случившегося мелкий бизнес закроется, потому что нам не нужно очень много средств на открытие. «ВКонтакте» и «Инстаграм» приводят к нам людей, там есть наши постоянные клиенты. Но я не понимаю, зачем было закрывать такой малый бизнес в виде, например, ломбардов, когда один человек стоит за окошком, а другой сдает. У нас на тренировке в сезон не более восьми человек в одном помещении. Иногда в аптеку заходишь и стоишь, а там 10–15 человек. Вчера я была на УЗИ, в очереди было около 35 человек, выдавалось очень много талонов. Почему власти считают, что где-то это работает, а где-то нет? Мне кажется, в медицинских учреждениях гораздо больше вероятность чем-то заразиться. На тренировки к нам люди с недомоганием не ходят.
«Я не вижу смысла от полумер. Если закрывать, то закрывать всё. А если что-то открыто, то какой в этом смысл, если люди стоят в очередях?»
Абсолютно нет никакой логики в действиях властей. По факту ничего не поменялось, просто скопления людей перебрались в другое место.
Алёна Котенко, совладелица салона красоты LA
— Наш салон существует всего четыре месяца, и мы ещё не являемся самоокупаемыми. У нас нет подушки безопасности, поэтому платить аренду нам просто нечем. Мы зарабатываем своими руками, а сидя дома это делать невозможно. Соответственно, мы не можем делать какие-то выплаты своим сотрудникам, а в нашем штате семь человек. В данной ситуации нам даже сложнее выживать, потому что мы оплачиваем не только аренду, но и кредиты, взятые на физические лица, налоги, охрану, элементарно — телефон, интернет. И всё это оплачивать непонятно чем. Мы не можем вести предварительную запись, так как непонятно, закончится ли карантин без продления или нет.
«Работая руками, мы можем только ждать и надеяться, что люди смогут обратиться к нам за услугами. И таким образом мы начнем подниматься с колен»
Из вышеперечисленных проблем становится понятно, что нам и нашим сотрудникам будет просто не на что существовать. Мы рассчитываем на помощь с арендой (но пока не понятно, как это будет на практике) и на отсрочку налогов на полгода.
Принятые властями меры, может быть, и верные, но нет поддержки для всех категорий граждан. Мы остаемся при мнении, что правду нам не узнать. И если все так плохо, то почему не вводится режим ЧС? Значит, данных мер недостаточно, и люди все равно гуляют по улице и останавливать их незаконно. Почему интернет переполнен информацией о вирусе, но не переполнен рассказами реальных болеющих? Может, не так страшен черт, как его малюют? Тогда зачем всё закрывать? Однозначного ответа на вопрос нет.
Омский фонд поддержки и развития предпринимательства
В Омском фонде поддержки предпринимательства работает горячая линия. Вопросы сотрудникам задают по телефонам 95-77-75 или 8 800 2019-587 и с помощью почты info@fond-omsk.ru. Кроме того, с 6 апреля заработала горячая линия городского Центра поддержки предпринимателей (+7 900 670-0089, +7 908 796-5320, +7 908 796-5119). За первые два дня работы горячей линии фонда поступило 360 обращений — 160 звонков и около 200 вопросов по электронной почте. Владельцев бизнеса интересовало, где они могут оформить справки для передвижения по Омску и области во время режима самоизоляции, какие организации могут получить эти справки. Большая часть обращений связана с перечнем компаний, работающих во время режима самоизоляции, который формирует администрация Омска. Также на горячую линию фонда часто поступали вопросы о том, может ли работать та или иная организация, будет ли отсрочка по кредитам, как заплатить аренду в условиях простоя и отсутствия прибыли и другим проблемным темам.