Авто интервью Триумф АВТОВАЗа, нашествие «китайцев» и рост люкса: как омский авторынок пережил 2023 год

Триумф АВТОВАЗа, нашествие «китайцев» и рост люкса: как омский авторынок пережил 2023 год

Половина машин продается в кредит — это очень много

Из-за недавнего роста цен продажи снова забуксовали

С начала года, по данным омских статистиков, автомобили подорожали в среднем на 20%. Вдобавок с рынка почти полностью исчезли европейские и корейские бренды, а китайские, наоборот, заехали в освободившиеся дилерские центры. О том, какие автомобили сегодня «рулят» и смирились ли покупатели с новыми ценами, NGS55.RU рассказал владелец центра продажи авто «Автобан» Иван Беланов.

Всем экспертам, с которыми подводим итоги года, первым я задаю один и тот же вопрос. Как в 2023 году себя чувствует авторынок по десятибалльной шкале? С финансовой точки зрения, с экономической.

— Финансовое самочувствие плохое. Первая причина — это два повышения ключевой ставки за осень, которые поделили на два объем кредитных сделок. Второе — это повышение цен на весь спектр автомобилей, которое продолжалось все лето и осень. Третье — это падение реальных доходов населения, уменьшение накоплений, из-за чего автомобиль снова стал считаться роскошью. Четвертое — это монополизация некоторых брендов дилерскими сетями, которые задрали цены. Пятое — это отсутствие предложения автомобилей.

Финансовое благополучие лучше назвать финансовым неблагополучием авторынка: закрыты инвестпрограммы, стройки, производства. Все живут сегодняшним днем

По сравнению с прошлым годом стало лучше или хуже?

— Если идти от штук, то новые автомобили, по сравнению с прошлым годом, пока растут двукратно. Я думаю, что в целом по России мы уйдем за миллион в 2023 году. В 2022 году продалось 600 тысяч новых автомобилей, что касается рынка с пробегом, там плюс-минус та же цифра. В целом пока «пробежный» рынок на 16% идет в рост.

За счет чего двукратный рост продаж новых автомобилей?

— Эффект низкой базы: в прошлом году официалы мировых сетей уже ушли, а «китайцы» еще не пришли. А сейчас Китай весь присутствует (и максимально идет дальше), наполнил склады и практически полностью заместился во всех освободившихся дилерских центрах. Китайская группа в топ-5 занимает четыре места, а в топ-10, кроме Китая, только корейская Kia затесалась. Лидером остается, естественно, Lada.

При этом каждый китайский бренд из основной тройки (Haval, Chery, Geely) в отдельности вырос за этот год почти в три раза, и каждый из них, я думаю, под 100 тысяч продаст автомобилей. Наш АВТОВАЗ вырос в два раза и сейчас занимает рекордную долю под 30%. Нормализовалась всё-таки ситуация с комплектующими, производство восстановилось и машинокомплекты, в принципе, всё есть. Где-то заместили в России производство агрегатов, которые были недоступны в прошлом году. Так что на следующий год АВТОВАЗ планирует продажи еще в полтора раза увеличить.

Подорожание иномарок на 28%, если проводить аналогии с погодой, ощущается на все 50

Какие новые автобренды появились в России, а какие ушли?

— Основная китайская пятерка была и до ухода европейцев. Это Haval, Chery, Geely, которые уже присутствовали на рынке, и Changan и Omoda, которые в прошлом году были минимально представлены в России, к ним активно подключились Exeed, Faw, GAC, Dongfeng. Динамично открывает дилерские сети Byd, Tank (Great Wall) и Jetour, готовятся к выходу Honghi, JAC, Voyah. Практически весь Китай у нас.

В десятке самых продаваемых автомобилей нет ни одного европейского бренда. Параллельный импорт вообще рабочая схема? Какая у него доля на российском авторынке?

— Она была рабочая до августа. Но в связи с ростом курса доллара, активным предложением дилеров, в связи со сложностями с оформлением и повышением утилизационного сбора параллельный импорт начал снижаться. Это делают, я так понимаю, и специально, чтобы дилеры китайской группы развивались более активно, и не специально, потому что курс рубля сильно ослаб. Поэтому Китай из параллельного импорта потихонечку уходит, но там остаются корейская, японская и европейская группы, которые нельзя ввезти официально.

«Параллельный импорт для тех, кто скучает по Toyota, Kia, BMW и Mercedes, и в основном представлен в люксовом сегменте, где деньги особо не считают»

Проблема в том, что весь параллельный импорт попадает в б/у отчетность, поэтому его долю не видно. Он там, в 500 тысячах проданных в России подержанных автомобилей в месяц, а это, по моим оценкам, до 50 тысяч машин по параллельному импорту. Тем более в России за второе полугодие на 20% выросли продажи люкса. Склоняюсь к тому, что это реальная цифра, потому что я не вижу, что «пробег» растет.

Некоторые омичи еще только присматриваются к китайскому автопрому

Омичи привыкли к китайским брендам?

— Точной статистики по Омску пока нет, но если судить по информации от наших дилерских центров, то по 50 машин каждый дилер из топ-5 продает. Я думаю, что 500 автомобилей китайских брендов в месяц Омск покупает стабильно. Переход состоялся, омичи приняли китайские бренды. Кто-то принял из-за невозможности другой купить, кому-то они действительно нравятся, и на это, кстати, есть причины.

Мы видим на улицах очень много китайских автомобилей, даже несмотря на достаточно высокие цены. По факту сейчас «китайцы» продаются дороже, чем два года назад «европейцы» и «японцы»: средний кроссовер стоит 3 миллиона рублей. Сибиряки раньше боялись «китайцев» из-за холодов, из-за грязи, из-за проблем с дорогами, а когда массово на них пересели, приятно удивились и поняли, что это уже совсем другая машина, не та, что была 10 лет назад. Это крепкие, надежные, достаточно теплые автомобили, которые и в плане подвески, и в плане двигателей вполне соответствуют стандартам качества, к которым мы привыкли. И вообще не уступают по характеристикам европейским машинам, а в некоторых вещах даже немножко поинтереснее, потому что в «китайцах» больше электроники, больше гаджетов, у «китайцев» дизайн достаточно красивый, интересный, необычный, современный.

Появилось «лицо» у автомобилей — мы все узнаём Haval на дорогах, Omoda, Chery Tiggo седьмые. Они узнаваемые, они брендированные, они красивые, электронизированные. И в принципе по ремонтности не то что Китай догнал Европу, а, скорее, Европа и Корея сдвинулись к Китаю в том плане, что у них идет тренд на одноразовость всех запчастей.

«Никто не хочет делать автомобиль, как раньше Mercedes, на 20–30 лет, все делают автомобиль на 3–5 лет. Разве что японцы стоят особняком по качеству»

Омичи к ним привыкли. Более того, если завтра ситуация поменяется и все бренды вернутся, китайцы просто так рынок не отдадут, борьба будет очень серьезной. Европа может его вообще не вернуть.

Российский «Москвич» под капотом тоже китаец

«Москвич», который сделан на базе китайского Jac, вообще покупают?

— В топ-10 он вошел. В 2023 году в России продали 11 тысяч «Москвичей», 4 тысячи из них — в октябре-ноябре. Я подозреваю, что это связано с утилизационным сбором, потому что китайская альтернатива немного подорожала. Наверное, где-то цена сыграла, и «Москвич», который цену не менял, стал более интересен.

По моделям лидером остается Lada Granta — почти 200 тысяч автомобилей продано в этом году, на втором месте Haval Jolion — 50 тысяч, Vesta на третьем месте — 40 тысяч. Перед уходом брендов у Lada была доля 18 или 17%, все радовались, что ее победили. Сейчас она вернула себе треть продаж и планирует в следующем году в полтора раза больше продать автомобилей. На это есть все предпосылки: и ценник поинтереснее, и сегмент этот конкурентный.

«Lada одна представлена в малых классах, а китайская десятка — это кроссоверы, седанов, хетчбэков у них практически нет»

Сколько автомобилей продается в кредит?

— Между новыми и подержанными машинами очень большая разница. Давайте про новые, потому что по бэушным нет адекватной статистики. В 2023 году количество заемщиков увеличилось почти в два раза, и, соответственно, доля автомобилей, проданных в кредит, превысила 50%.

А в спокойное время какая доля?

— В спокойное время, в 2019–2020 годах, было 30–35%. 50% — это много, это перебор, это значит, что люди вынужденно берут кредит, потому что нет денег, потому что хотят машину и потому что нечего больше брать. Но, может быть, россияне понимают, что ставка автокредита 15–20% значительно ниже инфляции, и воспринимают покупку как инвестицию. Автомобиль всё равно подорожает больше, чем они выплатят банку процентов.

Некоторые дилеры переориентировались на авто с пробегом

Покупатели смирились с новыми ценами?

— Рост цен, скорее всего, остановился. В октябре он достиг такого пика, что и дилеры, и игроки на рынке поняли, что, если цены вырастут еще хоть на рубль, спрос вообще исчезнет. Второй месяц цены зафиксированы, и машины стали потихоньку покупать. Но коррекции не предвидится, потому что отсутствие предложения не дает снизить цену, авто попросту негде брать.

По данным «Автостата», октябрь был хуже сентября по продажам автомобилей — и в пробеге, и новых, а ноябрь был хуже октября. То есть у нас три месяца идет достаточно серьезный, по 10–15%, спад месяц к месяцу, который и говорит о том, что люди за эти цены либо не хотят, либо не могут покупать автомобили. Скорее всего, даже не могут, потому что ставка рефинансирования тоже подвела, кредитных сделок очень мало.

Найти сейчас хороший автомобиль с пробегом за миллион-два в Омске практически
невозможно. Вы в любом случае будете обращаться к дилеру, потому что выбор более-менее только у них. Если хозяева продают свой автомобиль, его очень быстро выкупают и ставят в салон, потому что у автодилеров есть деньги, но нет машин, и они, соответственно, этим пользуются. В других городах цены либо такие же, как у нас, либо выше, и возможности, как раньше, привезти авто из Тюмени давно нет. Видимо, у них с предложением еще хуже, чем у нас.

Вторую часть интервью с Иваном Белановым — о прогнозах на 2024 год — читайте на каникулах.

Что еще почитать

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства