«Как ни великолепны были скрытые свойства машины, внешний вид ее был страшен. Для повседневного обихода мы поставили самый старомодный кузов, старомодней нельзя было сыскать. <…> Мы назвали машину "Карл"».
Эрих Мария Ремарк, «Три товарища».
Вечер, окраина города, пустая дорога. Левым рядом неспешно катится неприглядная отечественная машина. Сзади появляется «БМВ», начинает моргать фарами, не обращая внимания на две свободные полосы. Наглец, посмевший занять не своё место, послушно сдвигается в сторону. «Немец», породисто рыча, ускоряется, чуть присев на задние колёса. Но через несколько секунд водитель понимает, что машина, которую только что согнал с полосы, по-прежнему остаётся сбоку. Это что за дела? Ещё и светофор красный…
Стоит. Ждёт. Срывается уже на жёлтый. Да нет, показалось, всё нормально с машиной. И в этот момент мимо проносится то самое отечественное авто, мигнув «аварийкой». Водитель выжимает из баварца всё, что можно, но быстро понимает: тут хоть педаль сломай — без вариантов.
Ничего не напоминает? Ну как же, это Ремарк в современном переиздании! Сегодняшний выпуск «Тачек» мы посвятили сразу двум омским «Карлам» — «Ниве» и «Москвичу». Они разные, но миссия у них одна: крушить стереотипы и создавать на лицах крайнюю форму изумления.
Просто «Барс»
Омичка Ольга Бурш — товаровед, ездит на старом «Москвиче-Святогоре»… на 402 метра. Под капотом ржавой машины — движок в триста «кобыл». На последнем драге в Фёдоровке аппарат показал время в 13,5 секунд. Экс-министр спорта Александр Фабрициус, комментировавший заезды, видел всякие аппараты, но, взглянув на итоги, даже немного удивлённо заявил в микрофон:
— Ребята, вы видите лучший омский «Москвич» в мире!
Лучший, не лучший, но впечатляет! Это уже третий «Москвич» Ольги. Первый достался ей буквально за копейки, лишь бы научиться ездить. Потом девушка купила Toyota Mark-II, однако отношения с машиной не сложились: попала к ней уже не в том состоянии. И Ольга поменяла иномарку… на другой «Москвич». А на нынешнем ездит уже пять лет. У него, кстати, и имя есть.
— Все же называли «Москвичи» «Барсиками». А я решила, что это уже вполне себе «Барс», — улыбается Ольга.
«Улитка» решает
Видя эту машину на взлётке «Фёдоровки», как-то не очень верится, что она может ездить по городу: один только выхлоп на раз сшибает головные уборы со зрителей. Но этот вопрос решён элементарно — у «Москвича» стоит автоматическая заслонка, которая открывается только на последних делениях тахометра — вот там машина начинает «орать», но в городе стрелка туда просто не добирается.
Конечно, «сорок первый» на дороге не очень-то уважают.
— Если я первая на светофоре, за ним даже машины не встают — как за учебной. Потом, естественно, в мою перестраиваются, — рассказывает Ольга.
Под капотом стоит «шестнарь», как его величают в профессиональных кругах: 16-клапанный двигатель с вазовской «десятки». Этот, между прочим, пережил уже две турбины, а сейчас трудится в паре с третьей «улиткой».
По словам Ольги, двигатель перебирали лишь один раз — когда ставили под капот «Москвича». Правда, делали это старательно, каждую деталь подогнали.
— Сколько «лошадей» в итоге?
— Точно не знаю, триста точно есть.
— Сколько вложили в машину?
— Не знаю, не считала.
Самое забавное, что ни приводы, ни коробку Ольга не дорабатывала, и они переваривают втрое возросшую мощность. Конечно, сейчас они работают уже на пределе своих возможностей, поэтому доработки всё же будут. Ольга поставила перед собой цель — выехать на четверти мили из 13-ти секунд. Лучший её результат — 13,05, то есть осталось всего ничего.
Плата за индивидуальность
Каков же этот «сорок первый» на ходу? «Москвич» как «Москвич», пока не притопишь педаль. Вазовский движок и без доработок-то не особенно любит работать на низах, а вот когда подключается турбонаддув, просыпается глушитель… В общем, у вжатого в сиденье человека с непривычки обязательно вырвется что-нибудь непроизвольное и не всегда цензурное.
— Мне нравится эта машина. Она большая, по той же ходовой намного комфортнее ВАЗа, и сделана с хорошим запасом. У машины действительно большой потенциал, — говорит Ольга.
Конечно, для гонок девушке было проще взять какой-нибудь ВАЗ. Но такой вариант кажется ей скучным: рецепты доводки этих машин давно отработаны, и никого «девяносто девятой» на драге не удивишь. А вот «Святогор» — совсем другая песня. Правда, за индивидуальность приходится расплачиваться:
— Да, запчасти сложно найти. У меня проблема со стойками — и ставить нечего, только делать на заказ. Диски пришлось покупать китайские — выбирать более-менее приличные на вид. И живой кузов сейчас пытаюсь найти — этот уже подустал, — говорит Ольга.
Гроза «субарей»
Ладно, драговый «Москвич» мы теперь видели. Но следующий аппарат на скоростной трассе выглядит совсем чужим. Это, ребята, «Нива».
— Да, «Нива». Она не облегчённая, даже утяжелённая, можно сказать: вся в шумоизоляции, вес — 1,3 тонны. При этом абсолютно полноценная «Нива», можно выехать на охоту, например, — улыбаясь, рассказывает владелец машины Вадим Иванюк.
Много ли существует машин, которые способны рвать всех в клочья на скоростной трассе, а потом безо всякого дискомфорта залезать в глухое бездорожье? Но самое замечательное в этом аппарате, по словам Вадима, даже не это.
— Двойное удовольствие: драйв и удивление людей. Я всё хочу купить камеру и снимать выражения лиц, — смеётся «нивавод».
Тот же Александр Фабрициус, посмотрев на заезды этой машины, прозвал её «Грозой «Субарей»». Как её ещё назовешь, если сначала она делает на старте фирменный «форестеровский» прыжок, а потом «делает» соперника?
И «Ниву» понесло
Машине, кстати, 12 лет. Вадим, купив её, сначала занялся внешностью — нарядил «Ниву» в современную версию «Урбан» с пластиковыми бамперами. Поставил хорошую музыку, шумоизоляцию. А потом воткнул под капот турбонаддув.
— На родном моторе вышли на 200 (лошадиных сил. — Прим. ред.), но выдувало прокладку, это болезнь была, — рассказывает Вадим.
Для «Нивы» и эта цифра кажется запредельной, но хозяин машины пошёл дальше: поставил тот же «шестнарь» с турбиной. И «Ниву» понесло. Вадим признаётся: не думал, что так далеко зайдёт. Но планов ещё много.
— Коробка, раздатка — родные, сцепление — керамика, усиленная корзина. Сейчас дорабатываем блокировку — поставили, но пока не испытывали. Стоимость доработок не считал — наверное, чтобы не пугать себя, — смеётся Вадим.
«Турбина раз укусит — и это навсегда»
Любой водитель «Нивы» подтвердит: для того чтобы держаться на этой машине в потоке, крутить двигатель нужно минимум до трёх с половиной-четырёх тысяч оборотов. А меня мучил вопрос: что будет, если посадить за руль этой машины человека, который был бы хорошо знаком с этим внедорожником, но о турбине не знал бы? Вот бы на его лицо посмотреть.
Омский мастер Андрей Пичугин, построивший обе машины, признался, что гнёт такую линию: внешне машина ничем не выделяется, но кому угодно может дать прикурить.
— К технике давно приучен — со школы головки клапанов притирал... Начинал с «Москвича» — делал его, турбину поставил… А если человека «укусила» турбина — не отпустит никогда, — улыбается Андрей.