НГС.ОМСК продолжает публиковать материалы в рубрике «Вернувшиеся омичи», в которой рассказывает истории людей, уезжавших жить в другой город или страну, а затем вернувшихся домой. Героиня сегодняшней истории — маркетолог Виктория Гришанова, которая пять лет жила в столице Чехии.
«Я до последнего не верила, что живу в этом городе»
Виктория закончила физико-математический лицей № 64, после чего училась маркетингу в ОмГУ имени Ф.М. Достоевского на факультете международного бизнеса. В это время она также получала дистанционно второе высшее образование в филиале нью-йоркского университета. «Чтобы получить степень бакалавра, нужно было уехать либо в Прагу, либо в Афины. Все говорили, что не нужно туда ехать, Афины — город грязный», — вспомнила омичка.
Девушка год училась в Праге на менеджера и, дополнительно сдав несколько предметов, получила диплом европейского образца. «Когда я заканчивала университет, я ещё не понимала, хочу я там оставаться или нет. Естественно, всё упиралось в работу и визовый вопрос. Практически полгода пришлось потратить на то, чтобы найти работу. Это было сложно, в 2009 году был кризис», — пояснила она.
Викторию и девушку, с которой она снимала квартиру, пригласили на собеседование на вакансию логиста в международную компанию, занимавшуюся телемаркетингом. В итоге на работу приняли Викторию, а её знакомой пришлось уехать домой в Москву. «Я на четыре года в этой компании осталась работать. Нужно было обеспечивать поставки товаров и составлять медиаплан. Мне нужно было анализировать, какая реклама в каком блоке лучше работает, в какое время и на каком канале. У меня было продвижение по службе, конечно, мне больше функций передавали, повысили зарплату», — рассказала Виктория.
За пять лет жизни в Праге она ни разу не оставалась там на Новый год и уезжала накануне католического Рождества в Омск. Украшать столицу Чехии к Рождеству начинали в середине ноября, при этом снега в городе практически не было. А с середины декабря в городе начинались рождественские распродажи — одежда, по словам омички, стоила недорого, но ассортимент в брендовых магазинах был хуже, чем в соседнем Дрездене.
«Прага была красивой. Реально в сказку попадаешь. Я до последнего не верила, что живу в этом городе. Когда ты туристом приезжаешь, ты ходишь по всем достопримечательностям, думаешь, как там красиво. Я жила в спальном районе, у меня получалось нечасто выбираться в центр», — отметила омичка, добавив, что в студенчестве чаще бывала в центре Праги.
«Я уезжала на каждый Новый год домой. Причём была такая ситуация: я отпросилась на три недели, потому что далеко ехать, и начальница сначала не хотела меня отпускать. Через день ко мне подходит и говорит: «Я посмотрела на карте, где находится Омск, поезжай»», — вспомнила Виктория.
Дорогое жильё и кефировое молоко
По словам Виктории, в зимнее время овощи в пражских супермаркетах стоили примерно столько же, как в Омске, но их качество было выше. Супермаркеты при этом работали только до 21:00. До 23:00 были открыты вьетнамские продуктовые магазины.
В Праге девушка впервые попробовала авокадо и шпинат. «Со своей зарплаты могла позволить практически всё, что хотела. Но там очень дорогие морепродукты», — объяснила девушка. В Праге Виктория пристрастилась к свежей выпечке и свежим фруктам. Также она рассказала, что ей не нравились местное мясо и кисломолочные продукты. Кефир там называется кефировым молоком, сливки — сметаной, сметана — закисшим молоком.
Практически половину зарплаты омичка тратила на аренду квартиры: в неё была включена оплата коммунальных услуг, которые в Чехии обходятся дорого. Девушка рассматривала возможность взять однокомнатную квартиру в ипотеку. В среднем ипотеку в Чехии давали под 2%, но Виктория могла оформить под 1,5%, поскольку четыре года проработала на одном месте и имела стабильный доход.
«Квартиры там просто нереально дорогие. Однокомнатная квартира площадью 34–40 квадратных метров около 6–8 миллионов рублей тогда стоила в новостройке. Но если они строят квартиру, то продумано всё до мелочей, рассчитаны подземные парковочные места на всю семью», — пояснила она, добавив, что с тех пор крона стала в три раза дороже по отношению к рублю.
«Экзамен по чешскому языку был очень лёгкий»
В Праге Виктория ходила на курсы чешского языка, но сначала практически не говорила на нём, хотя и понимала. Девушку удивило, что не все европейцы, в частности чехи, знают английский язык. «Не все пожилые чехи любят русских, но есть те, кто, несмотря на прошлое, относятся хорошо к нам. А молодые толерантны, и по-английски они практически все говорят», — пояснила она.
Начальницей Виктории была женщина из Сербии, которая на работе разговаривала на английском языке. В 2012 году эта женщина ушла в декретный отпуск, и начальником стал серб, который чешский язык любил. С тех пор планёрки велись на чешском, и омичка стала также говорить на нём. «Тут и случился прорыв. Я заговорила на чешском, причём очень неплохо», — заметила она.
По закону, человек, который пять лет прожил в Чехии с временным видом на жительство, мог подать документы на постоянное проживание. Для этого нужно было сдать экзамен на знание чешского языка. «В 2012 году как раз сдавала экзамен по чешскому языку, он был очень лёгкий для меня. Его сдать было сложно только вьетнамцам. У них совсем другой язык, для них русский или чешский — это почти непреодолимое препятствие», — рассказала она.
В итоге Виктория получила ПМЖ в Чехии сроком на 10 лет. «Меня всегда тянуло домой, всегда хотелось вернуться, и плюс на расстоянии завязались отношения с молодым человеком из Омска. Он меня хотел вернуть ещё до того, как я получу ПМЖ. Это бы означало, что я потеряю возможность вернуться. Но я выбрала, что дождусь ПМЖ, а потом вернусь. Но это вызвало сложности в отношениях. Когда я вернулась, мы недолго пробыли вместе и потом расстались», — вспомнила Виктория.
Также девушку удивляло отношение чехов к своей стране. «Дело в том, что чехи постоянно жалуются на свою жизнь, на своё правительство. Говорят, что оно о них не заботится совсем, и постоянно смотрят на Германию, на Францию, хотят туда эмигрировать. Я поняла, что поговорка «хорошо там, где нас нет» очень точно отображает суть человеческой натуры», — отметила она.
Сравнение Праги с Омском
В Омск Виктория вернулась в 2013 году и стала работать в фитнес-студии Power Plate, владелицей которой является мама девушки. Виктория занялась рекламой, маркетингом и продвижением этой студии. Она обратила внимание, что за время её отсутствия в Омске люди и бизнес стали более прогрессивными в техническом плане, в городе начали ремонтировать дороги, строить новые районы. «Сейчас открывается масса новых заведений (кафе, ресторанов, баров), что говорит о развитии Омска», — считает девушка.
Сравнивая два города, Виктория отмечает, что по количеству жителей Прага примерно такая же, как и Омск (не считая туристов), но по площади в 3–4 раза больше за счёт парков. «Там чистейший воздух из-за этого, нет заводов совсем. В моём спальном районе был рядом парк, обустроенная площадка для занятий спортом, асфальтированная дорожка для пробежки. Через дорогу был лес, я там всегда бегала по вечерам. Но было немного жутковато, потому что мало людей... Ты бежишь по этому лесу одна, думаешь: будешь кричать — никто не услышит. Но такого нет, там безопасность на очень высоком уровне. Сколько раз мы на какие-то дискотеки ходили с девчонками в студенчестве, никаких ситуаций неприятных не возникало. Потом я уже была абсолютно уверена, что ничего не случится. Уровень преступности там в разы меньше, чем в России», — отметила Виктория. По словам омички, на выходных коренные пражане уезжают за город или путешествуют. В центре города они практически не бывают из-за большого количества туристов.
Девушка пояснила, что за границей ей очень сильно не хватало родных и близких, а у чехов совершенно другой менталитет. «До конца так и не смогла представить, что я смогу жить где-то далеко от родных. Всё-таки для меня счастье — это когда у меня будут дети, мои родители смогут с внуками понянчиться, мы сможем куда-то вместе поехать большой семьёй. Там комфортные условия, всё вроде есть, всё вроде хорошо, но всё равно чужим себя ощущаешь. Да, я могу в любую европейскую страну уехать, и там будут лучше условия жизни, но кто меня там ждёт? И тем более здесь есть что делать. Мне хочется «побороться» за свою Родину, что-то здесь делать, чтобы исправить ситуацию, сделать жизнь лучше здесь! От нас зависит, как мы будем жить», — подытожила Виктория.
Уважаемые читатели! Если вы или ваши знакомые уезжали жить в другой город или страну, но затем вернулись в Омск, расскажите нам об этом. Пишите на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8–913–670–33–77) с пометкой «Вернувшиеся омичи».
Ранее НГС.ОМСК писал о Юлии Некрасовой, которая полтора года была жительницей Новосибирска, об Александре Поляковой, уезжавшей в Сочи, Москву, Сургут и Крым, об Александре Понкрашине, пять лет прожившем в Таиланде, о Павле Бураменском, работавшем два года в Сингапуре, о Екатерине Лапицкой, вернувшейся из Санкт-Петербурга и Одессы, об Анастасии Дебус, успевшей за десять лет пожить в трёх российских городах и в Минске, о Ирине Бумагиной, работавшей в Китае и пожившей пять лет в Новосибирске, а также о других омичах, вернувшихся жить в родной город.
Фото предоставлены Викторией Гришановой
Подписывайтесь на наш Instagram с фотографиями и видео об Омске и не только.
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.