Шуршание зимней одежды, жаркое дыхание возле лица и отсутствие личного пространства. Нет, это не начало женского романа, это ежедневные будни омичей, которые едут на работу или учебу по маршруту № 73 («Пос. Чкаловский» — «Ул. Стрельникова»). Претензии возникают независимо от того, какой автобус приедет на остановку: новый или старый. Проблемы не меняются: слишком много людей и слишком мало транспорта, в котором не хватает для всех места. Об отличиях и сходствах автобусов разного поколения — в материале корреспондента NGS55.RU Анастасии Власовой.
По статистике на четыре старых автобуса один новенький
Каждое утро желающих уехать с остановки ДК «Химик» в центр не остановить. Они набиваются в общественный транспорт до отказа. Отсюда можно уехать на автобусах № 31Н («ТК „Лента“» — «Пос. Светлый»), № 59 («Биофабрика» — «ОНПЗ») и № 73.
С 07:00 на остановке стоит целая толпа, готовая к ожесточенной борьбе. Каждому приходится выбивать место: всё потому, что их в автобусе не хватает. Причем как только уезжает первая часть омичей, на ее месте образуется вторая, и к приезду следующего транспорта ситуация повторяется. Мы простояли на остановке больше 40 минут, чтобы дождаться новые и, как утверждают в дептрансе, более вместительные автобусы.
— Опять весь полный приехал, я лучше другой подожду, может, места будет побольше, — разговаривая по телефону, говорит одна из омичек. Остальные же впихиваются в автобус, проталкивая друг друга в салон.
Правда, прежде чем попасть в большой общественный транспорт, пришлось пропустить четыре старых автобуса, которые приехали на остановку «ДК „Химик“» уже частично заполненными. Свободных мест не было, да и несколько омичей стояли в ожидании давки.
— Не хватало еще на пары опоздать, будем протискиваться, как в последний раз, — обреченно говорит девушка-студентка подружке. Для пущего эффекта подтверждает слова кивком головы.
Самое большое количество пассажиров забирают «старички», а самый пик — 07:30. А вот новый автобус подъехал ближе к 08:00. В потемках и издалека его не сразу отличишь от старого. Первое, что бросается в глаза, передняя часть у нового автобуса более широкая, да и сам он выглядит куда привлекательнее предшественника. Автобус как будто заниженный и забираться в него гораздо удобнее, не нужно высоко поднимать ногу. Драться перед входом в транспорт нам не пришлось. Но по пути следования людей в салоне становилось все больше с каждой остановкой.
Внутреннее убранство нового автобуса № 73
Автобус и правда выглядит более вместительным: тут вам и большая площадка, где можно стоять, и проходы в заднюю и переднюю части. По факту это лишь видимая вместимость: он не сильно отличается от старого поколения. Что первый общественный транспорт, что второй поделены на три условные части: зад, середина и перед. Разберем подробнее, чем так плох автобус больших габаритов.
Задняя часть автобуса
Здесь расположились сиденья. Из-за этого стоять могут только пара человек, в лучшем случае уместятся трое. При этом сидячих мест не так много — 18. Промежуток между сиденьями небольшой, здесь не встанешь спина к спине, как это можно сделать в старых автобусах. Можно лишь прижаться друг к другу плечом, стараясь не прислоняться к сидящим пятой точкой.
Центральная часть
Кусочек ада на колесах — середина нового автобуса, именно там собирается основная масса людей. Мало того, что площадка не такая уж и большая, так и держаться толком не за что.
Если природа не наградила вас высоким ростом, то дотянуться до поручня над головой будет тяжело чисто физически. За боковые поручни не всегда удается схватиться раньше других пассажиров. Есть же резиновые ручки, которые висят над головой и предназначены для того, чтобы спасти от падения, скажете вы. Но, глядя на них, создается впечатление, что лучше балансировать и надеяться на то, что ты удержишься за других пассажиров, чем вверять жизнь этому креплению.
Любой, даже небольшой поворот — и пассажиров начинает сильно штормить, ни о каком равновесии и речи быть не может. Вот и получается, что опору приходится искать не в специальных приспособлениях, а в людях, которые стоят рядом.
Некоторые омичи пытаются зацепиться за кусочек нормального поручня. Со всех сторон переполненного автобуса слышны вздохи или недовольные разговоры пассажиров.
— Пропустите!
— А вы не кричите! Лучше сумку уберите!
Крики слышны во время каждой остановки. Но в автобусе, как в большой семье — в тесноте, да не в обиде. Где мы еще будем настолько близки к друг другу? Стоя в середине автобуса, приходится надеяться на тех, кто рядом:
— Извините, если что, я буду падать на вас, — говорит одна из пассажирок, когда автобус делает очередной поворот.
Не забываем, что вошедшим нужно заплатить за проезд, валидаторы находятся не сразу на входе, а на поручнях, которые расположились возле окон, ближе к передней и задней части автобуса. Не всегда получается самостоятельно дотянуться до прибора, поэтому начинаются новые толкания, удары локтями по лицу или другим частям тела. В час пик клаустрофобам не стоит появляться в автобусе № 73.
Передняя часть автобуса
Если повезет, то здесь будет еще несколько сидений, если нет, то узкий проход. Ситуация получается аналогичная, как и с серединой, и задней частью автобуса — места нет, людей много. В некоторых автобусах через переднюю часть можно зайти или выйти из автобуса, поэтому место есть у двери. Но у некоторых эта небольшая часть перекрыта стеклом.
Какая ситуация с автобусами № 31Н и № 59
На два других маршрута, которые проходят через остановку «ДК „Химик“» и идут в центр, тоже много жалоб. Больше достается автобусу № 59: он ходит чаще, примерно так же, как и № 73. Только вот даже с учетом этого людям всё равно не хватает общественного транспорта.
По маршруту № 59 ходят только старые автобусы, в которые люди набиваются так же сильно, как и в 73-й. Но из-за того, что 59-й приходит чуть позже, в нём иногда можно доехать в относительном комфорте и без сильной давки.
Что до 31Н, то у него нет четкого графика, поэтому на остановку он приезжает чаще всего полупустым. Но для тех, кто спешит на работу ранним утром, это не вариант.
Что говорят городские власти?
Дефицит водителей, постоянные пробки и поломки транспорта. В начале этого года на 73-й маршрут запустили четыре автобуса большей вместимости. Но текущий кадровый дефицит водителей не позволяет организовать работу дополнительного общественного транспорта на маршруте.
— На маршруте № 73 в будние дни запланирована работа 24 автобусов, в выходные дни — 19 автобусов, — отметили в департаменте транспорта.
При этом в дептрансе рассказали, что, по данным ГЛОНАСС, часть рейсов не выполняется из-за заторов на проспекте Мира и улице Красный Путь. По этой же причине снижается регулярность движения. Из-за этих обстоятельств увеличивается ожидание автобусов, а сам транспорт испытывает повышенную загрузку пассажирами.
Кстати, в прошлом году мы составляли антитоп самых проблемных городских маршрутов Омска. Помимо 73-го в него попали больше десятка других маршрутов.
Насколько всё плохо с общественным транспортом в Омске?