Одной из главных тем заседания оперштаба, которое состоится в понедельник, 29 ноября, станет возможность введения системы QR-кодов в общественном транспорте. Напомним, что 25 ноября депутаты омского Заксобрания уже проголосовали за введение QR-кодов в общественных местах, поездах и самолетах. В оперштабе не смогли уточнить, будет ли касаться вопрос только самолетов и поездов, или же затронет и городской транспорт. Но ключевым моментом здесь является то, что докладчиком по этой теме станет еще и исполняющий обязанности мэра Омска Евгений Фомин. А именно структура мэрии — Департамент транспорта — отвечает за городские перевозки. Так что вариант о том, что систему QR-кодов могут внедрить в городском общественном транспорте, не стоит сбрасывать со счетов. Мы решили озвучить главные вопросы по поводу введения этой системы, ответы на которые хотелось бы получить до того, как они будут введены, а заодно напомнить о том, как о QR-кодах в транспорте отзывались сами перевозчики.
Первый опыт введения QR-кодов в городском транспорте в России уже есть — в начале недели систему запустили в Казани. Тогда наши коллеги в режиме онлайн наблюдали за ситуацией в городе, и если говорить кратко, то нервы казанцев не выдержали. Пассажиры агрессивно реагировали на просьбы кондукторов показать QR-код, в некоторых районах из-за отказа жителей покидать салон вставали трамвайные маршруты, многие опоздали на работу. Сама проверка проходила очень хаотично: в каких-то случаях кондукторы просто верили на слово пассажирам, а в других просили предъявить и QR-коды, и документ, подтверждающий личность. Кое-где люди и вовсе нападали на кондукторов: в одном из случаев сотрудника избили и брызнули в глаза перцовым баллончиком. Власти Татарстана на происходящее не реагировали, делая вид, что всё идет по плану.
Первые предложения о внедрении QR-кодов в омском общественном транспорте поступили от областного Роспотребнадзора еще в конце октября. Тогда частные перевозчики оказались категорически против этой идеи — по их словам, это убьет и без того просевший за время пандемии пассажиропоток. Кроме того, непонятно, кто будет заниматься проверкой QR-кодов и с помощью каких технических средств. С этим согласились и в Департаменте транспорта, заявив, что проверка QR-кодов не должна стать обязанностью водителей или кондукторов (как это получилось с масочным режимом). Наш главный редактор Олег Малиновский в своей колонке также высказался о том, насколько оторванным от реальности выглядит это предложение.
Сейчас же, судя по всему, власти вновь готовы вернуться к этой идее. У нас перед глазами уже есть опыт введения системы QR-кодов в учреждениях культуры, торговых центрах и общепите. Поэтому вполне логично возникают следующие вопросы, на которые хотелось бы получить осмысленные ответы, если систему проверки в общественном транспорте города все-таки введут:
На кого возложат обязанность проверять QR-коды в транспорте? Если это будут кондукторы, то как быть перевозчикам, в машинах которых работают только водители?
Как будут передвигаться на общественном транспорте школьники и несовершеннолетние студенты? Стоит ли им брать с собой родителей?
Готовы ли власти к дальнейшему повышению цен от перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам из-за сложившейся ситуации, и покрытию расходов муниципального транспорта?
Будет ли создан рабочий порядок действий для случаев, когда пассажир без QR-кода откажется покидать салон?
Читателей же мы также приглашаем задавать вопросы в комментариях.