Итогом заседания оперштаба по борьбе с коронавирусом, состоявшегося 26 октября, стало внедрение системы QR-кодов практически во все сферы нашей жизни. С 20 ноября без них невозможно будет попасть и в общественный транспорт. Или все-таки возможно? Парадокс в том, что пока никто до сих пор не знает, как будет работать эта система, в том числе и сами перевозчики, которые очень удивились такому решению. NGS55.RU выяснил, как муниципальные и частные перевозчики отреагировали на новое ограничение, и разобрался, насколько они готовы к вводу этой системы.
До недавних пор жители Омской области сталкивались с коронавирусными QR-кодами лишь тогда, когда изучали сертификаты о вакцинации. Всё изменилось после заседания оперштаба 18 октября, на котором власти заявили о постепенном внедрении этой системы. По их решению с 8 ноября без специального кода (его выдают после вакцинации или после перенесенного коронавируса) нельзя будет посещать музеи, театры и концерты. Кинотеатры, общепит, общественный транспорт и другие сферы деятельности тогда удалось уберечь от этой системы. Но в начале этой недели областной Роспотребнадзор предложил поскорее расширить ограничительные меры и перенести введение QR-кодов с 8 ноября на 30 октября. Кроме того, под эти ограничения должны были попасть также кинотеатры и кинозалы, библиотеки, общепит, фитнес-клубы, спортзалы, бассейны, аквапарки, гостиницы, торговые и торгово-развлекательные центры. Но про общественный транспорт в этом предложении речи не шло.
В итоге ограничения коснулись и сферы перевозок. Наш главный редактор Олег Малиновский в своей колонке высказывался о том, насколько оторванным от реальности выглядит это предложение: непонятно, кто будет считывать эти коды — водители, кондукторы или специально обученные сотрудники Роспотребнадзора (или вообще кто-то другой), неизвестно, будут ли выделены какие-то средства на внедрение этой системы. Конечно, в общественном транспорте очень легко заразиться любой болезнью, которая передается воздушно-капельным путем, но любому было понятно, что введение QR-кодов вообще не улучшит ситуацию.
За месяц нет никаких возможностей реализовать это техническим путем. Об этом сказал начальник отдела «АСУ-Навигация-Омск» предприятия «Пассажирсервис» Дмитрий Ким, отметив, что в данном случае есть лишь один реальный вариант проверки — что-то наподобие существующих «масочных рейдов». Впрочем, в отличие от масочного режима, о размерах штрафов за отсутствие QR-кода пока ничего неизвестно.
В департаменте транспорта тоже пока не думали о внезапном обновлении. Заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов заявил, что сейчас они работают с документами и ничего конкретного прокомментировать не могут. Ранее исполняющий обязанности директора ведомства Вадим Кормилец высказался об идее введения QR-кодов. По его мнению, проверка кодов не должна быть обязанностью водителя или кондуктора.
— Я считаю, что эту практику развивать надо, это система контроля, проверка требований вакцинирования. Но кто будет осуществлять контроль? С помощью каких технических приспособлений? Неправильно будет наделять этими функциями водителя или кондуктора. Если это будет человек из Роспотребнадзора, с терминалом-считывателем, то не вижу никаких препятствий. Но однозначно это не компетенция ни водителя, ни кондуктора. Это не их функции, — цитировал слова Вадима Кормильца «Омск-Информ».
Но допустим, что в муниципальном транспорте за проверку QR-кодов в теории могут отвечать кондукторы (насколько это будет эффективно — как мы уже поняли, вопрос спорный). Что в этом случае делать частным перевозчикам? Кондукторов нет в подавляющем большинстве машин, а новые обязанности водителям маршруток совсем не нужны. Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян считает, что введение QR-кодов — верный путь к тому, чтобы парализовать работу общественного транспорта.
— Как водитель из-за руля выпрыгнет, чтобы проверить QR-код? А если у пассажира нет кода, что делать водителю? Говорить: «Никуда не повезу?» Чисто технический даже момент — у меня есть считыватель QR-кода, но нет программы. Откуда я знаю, чей это QR-код — с [пачки] чипсов или с «Госуслуг»? Я не представляю, как это надо делать. Если я не представляю, то водители тем более не знают. Если я эту обязанность на водителей возложу, они мне ключи кинут и скажут: «Иди сам проверяй», — эмоционально высказался Владимир Геворгян.
С ним согласен и глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев, который обратил внимание на то, что даже введение масочного режима привело к серьезному сокращению транспортного рынка.
— Это не просто снижение выручки и доходов, такие вещи в принципе останавливают деятельность некоторых предприятий. Количество маршрутов сокращается, маршруты закрываются. Чего надо достичь, какой цели? 100-процентной вакцинации, заставить людей провакцинироваться? Пока непонятно. Главной загадкой будет — каким образом сгладить недовольство пассажиров. Всё отразится в первую очередь на людях, столько скандалов будет. Какая степень накала будет между пассажирами, водителями и кондукторами? Кто кому может указывать, вакцинироваться ему или нет? Суть-то в этом у новых ограничений. Ждем тогда такую же логику по тактической реализации этой стратегии. Ждем специалистов Роспотребнадзора, готовы с ними взаимодействовать, разъяснять специфику нашей деятельности, если кто-то ее еще не понимает: каким образом пассажиры в часы пик выстраиваются на остановках, каким образом они в автобусы попадают. Конечно, мы готовы выполнить все требования, все инструкции, если нам их разъяснят, если выдадут средства технического контроля, если Роспотребнадзор по окладу выдаст водителю или кондуктору за эти контрольные функции, если смартфон купят и каждому в руки выдадут для контроля... Конечно, тогда всё пойдет как надо, тогда всё получится, — иронично отреагировал Николай Артемьев.
Основная проблема введения QR-кодов в общественном транспорте — в том, что вообще никто не понимает, как она будет работать. Перевозчики ждут объяснений, которых у властей пока нет.
— Вот сегодня объявили, что 20 ноября будут QR-коды, введен контроль. А какими техническими средствами это будет сделано, мы пока не знаем. Мы категорически против того, чтобы функцию контроля возложили на водителей, это же очевидно, у них своих обязанностей хватает. Императивные нормы законодательства не дают им возможности заниматься контрольными функциями государства. И меня никто не наделял такими функциями. Кто будет их выполнять? Слишком много вопросов. Представьте людей, ждущих своей очереди в общественный транспорт, чтобы показать QR-коды — 60 человек в автобусе едет! К сожалению, представителей общественно-отраслевых организаций, которые объединяют десятки транспортных компаний, редко приглашают на такие заседания. Наверное, там есть люди поумнее, пограмотнее нас, расскажут, как правильно в транспорте процессы контроля организовать, — считает Николай Артемьев.
Теми же вопросами задается и Владимир Геворгян:
— Одно дело, когда в магазине такое вводят, и то это надо отдельного человека поставить, который будет температуру мерить, код проверять. Другое дело — в транспорте. Если есть кондуктор, он должен сидеть у входа и пропускать людей, считывать эти QR-коды каким-то образом, а другие двери не открывать? А если нет кондуктора, что водитель должен делать? Или Роспотребнадзор предлагает, что я один встану в 100 автобусов?
Будет интересно узнать, какие ответы предложат власти, но пока ситуация с QR-кодами в транспорте остается такой же невнятной, как и неделю назад. Правда, есть одно грустное отличие — теперь мы точно знаем, что эти коды будут. На решение проблемы остается меньше месяца.