Понедельничный оперштаб был знаковым. Если кратко, то власти долго пытались избежать внедрения QR-кодов, но всё-таки дали им зелёный свет. Чуть-чуть. Теперь без специального кода, который будет выдаваться за вакцинацию или за преодоление коронавирусных невзгод, нельзя будет сходить в музей, театр или на концерт. Собственно, гайки не закручены, но ржавчину убрали и резьбу смазали. Теперь, если омичи не пойдут дружным строем на вакцинацию, вместо того чтобы пачками складываться в ковидных госпиталях, то, уж поверьте, стоит ждать новых ограничений: кучи бесполезных выходных, QR-кодов и в кино, и в общепите, и…
Вот о последнем я и хочу высказаться. Перед заседанием оперштаба глава нашего Роспотребнадзора Александр Крига предложил вторым этапом ввести коды в общественном транспорте. С одной стороны, инициатива понятна: транспорт — давний рассадник заразы, в котором слова «личное пространство» вызывают лишь сочувствие к говорящему. Но, с другой стороны, я, человек, который за пять минут до этого ехал в 95-м автобусе без кондуктора, просто в голос рассмеялся.
Мы до сих пор не знаем толком, как QR-коды будут работать даже в театрах, где пропускная система как таковая есть испокон веку. Мы не знаем, как ее адаптируют под старшее поколение, которому даже словосочетание QR-код может показаться языческим заклинанием. Но зато мы ездим на автобусах и знаем, в отличие от Александра Криги, как они работают.
Как это будет реализовано — никто даже не задумывался. С таким же успехом Роспотребнадзор мог рекомендовать открыть на околоземной орбите ковидный госпиталь.
Кто должен будет считывать эти коды? Я не стал задавать вопрос Роспотребнадзору, поскольку там и раньше были ответы в стиле «наше дело предложить». Уже позже у «ОмскИнформа» я увидел комментарий и. о. главы дептранса Вадима Кормильца, который, если сильно упростить, сводится к мысли: «Роспотреб предложил — вот пусть и считывает эти QR-коды».
«Это система контроля, проверка требований вакцинирования. Но кто будет осуществлять контроль? С помощью каких технических приспособлений? Неправильно будет наделять этими функциями водителя или кондуктора. Если это будет человек из Роспотребнадзора, с терминалом-считывателем, то не вижу никаких препятствий. Но однозначно это не компетенция ни водителя, ни кондуктора. Это не их функции», — Вадим Кормилец, цитата по «ОмскИнформу».
Давайте будем честными: если правительство Омской области эту инициативу примет, то, очевидно, позже спустит исполнение на мэрию и дептранс. Поскольку денег на это дадут чуть больше, чем нисколько, то ведомству придется всё свесить на кондукторов. Эти бедные кондукторы уже давным-давно проиграли войну с безбилетниками и уже опустили руки в борьбе с антимасочниками. У них нет ни одного инструмента, чтобы заставить пассажиров что-либо делать. Формулировка «тогда автобус не поедет» — не работает, да и никогда не работала. Силой человека не выгонишь, ждать полицию — срывать график, да и остальных пассажиров не кинешь — они за проезд заплатили. Контролеров на линиях всё равно нет. Давать человеку на очень скудной зарплате и довольно тяжелой работе еще один повод поконфликтовать с пассажирами, а в некоторых случаях схлопотать по физиономии — значит давать ему еще один стимул уйти на любую другую чертову работу, кроме этой. Лишь бы подальше от людей.
Про частных перевозчиков вообще стоит умолчать. Большинство из них просто не будут выполнять эти странные требования, и пассажиры отплатят им своими деньгами и вниманием.
У самого Роспотребнадзора, конечно же, нет никаких людей. Ну то есть по факту, может, и есть. Но еще в начале пандемии, когда заразившихся за неделю было меньше десятка, а людей закрывали на самоизоляцию, было понятно, что никакого контроля за всеми поголовно не ведется. То есть и считывать QR-коды ведомство, конечно же, не будет.
Во всей России я нашел лишь один случай попытки применения кодов в общественном транспорте, и это, конечно же, Москва. Эксперимент был явно неудачный. Одно место, где их можно было легко применить — метро. По понятной причине — там есть пропускная система на станцию в принципе. Но с автобусами даже столица не рискнула.
Единственный способ, который позволил бы применить систему QR-кодов в транспорте, — система с турникетом и валидатором на входе в сам автобус, как раз такая, как в Москве, и плюс единая карта омича. Вот только есть проблема. Единую карту омича еще разрабатывают. Внедрение начнется, пожалуй, с пятой-шестой волной коронавируса. Я даже боюсь предполагать, какая понадобится сумма на внедрение валидаторов с турникетами. Выделить персональную машину каждому омичу будет даже дешевле.
Я подвожу к тому, что заявление «ввести QR-коды в общественном транспорте» звучит как абсолютно оторванное от реальности. Либо внедрить инициативу будет невозможно, либо она не будет эффективной и останется только на бумаге, либо понадобятся астрономические суммы денег и/или времени.
Подчеркну: я прекрасно понимаю, что общественный транспорт — идеальное место, чтобы заболеть вообще всем, что переносится воздушно-капельным путем, но у меня тоже нет ни одной идеи, которую можно было бы применить здесь и сейчас. Если у вас есть хоть какие-то мысли на этот счет — обязательно напишите в комментариях.
Согласны с автором?