За последние три года власти Омска существенно взялись за обновление автопарка пассажирского транспорта. Тем не менее руководитель движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский считает, что в городе предпочтение всё равно отдается именно автомобилистам. В своей колонке он объяснил, почему так думает.
— В Омске на 2021 год зарегистрировано более 1 миллиона 139 тысяч жителей, и все эти люди в первую очередь пешеходы. Даже если вы собираетесь ехать на автомобиле, всё равно нужно дойти до машины пешком. Также в Омске зарегистрировано порядка 330 тысяч легковых автомобилей, при этом в среднем максимуме в сутки на дороги выезжают не больше 2/3 от числа зарегистрированных авто. В одном автомобиле в разное время суток едут в среднем 1,3 человека. То есть, максимум на автомобиле в Омске едут до 286 тысяч человек в сутки. Это лишь четверть жителей города, остальные ходят пешком и ездят на общественном транспорте.
В то же время затраты различных уровней бюджета уже много лет направлены преимущественно на улучшение условий для автомобилепользования: строительство новых парковок, расширение существующих парковок, установка противопешеходных ограждений, ликвидация пешеходных переходов ради удобства езды на авто, строительство канализированных поворотов, расширение существующих и строительство новых дорог. Бюджетные затраты на улучшение условий движения пешеходов мизерны, случайны и несистемны. Развития общественного транспорта и строительства велодорожек де-факто нет.
В городе, несмотря на обещания властей, так и не появились велодорожки, хотя другие города в России их активно строят. Пешеходы много где ходят по грунтовым тропинкам, по проезжей части и обочинам дорог, часть важных пешеходных переходов отсутствует. Так, например, нельзя добраться пешком от аэропорта до центра города: несмотря на небольшое расстояние, необходимых тротуаров и пешеходных переходов просто нет! И это еще не затрагивая тему безбарьерной среды: из более чем полутора тысяч улиц в Омске для инвалидов и маломобильных доступны лишь единичные. Но ведь мы и не видим на улицах инвалидов-колясочников? Да, они сидят по домам под вынужденным домашним арестом. Вынуждает их сидеть по домам агрессивная и недоступная городская среда.
Общественный транспорт, хотя и обновил частично парк за счет средств транспортных предприятий, всё еще далек не то что от идеала, но хотя бы от уровня начала 2000-х годов. Несмотря на позитивные декларации властей в отношении общественного транспорта, трамвайные пути в Омске в ужасном состоянии. Из позитивного развития троллейбусной сети можно отметить подарок Омску скоростных стрелок и пересечения, на которые деньги собрали сами омичи. Власти же, наоборот, запретив правый поворот с Ленинградского моста на улицу Ленина, де-факто ставят крест на восстановлении популярных троллейбусных маршрутов, связывающих Левобережье с Чкаловским и Московкой.
Еще один яркий пример – остановка «Хлебозавод». Ради организации парковки у строящегося дома мэрия переносит остановку «Хлебозавод» на 100 метров в сторону ж/д вокзала, уничтожая так необходимую омичам живую изгородь из деревьев и кустарников. Ради десяти парковочных мест омичам придется идти до пешеходного перехода лишние 100 метров, и еще пересекать дополнительную дорогу. Такое решение повышает риск того, что люди будут перебегать проезжую часть (а это может закончиться плачевно). Готова ли мэрия взять на себя ответственность за жизнь человека, проданную ради десяти парковочных мест для застройщика?
И смеяться и плакать хочется от ситуации с троллейбусной остановкой «Городок Водников». Несмотря на публичные обещания мэрии Омска вернуть остановку в кратчайшие сроки, строительство данной остановки так и не вошло в перечень работ по нацпроекту БКАД при реконструкции улицы 2-й Дачной. Вместо остановки появилась, конечно же, парковка. Только благодаря активности общественников и вниманию СМИ к данной теме удалось добиться от мэрии обещаний по восстановлению данной остановки. По сей день обещанная мэрией остановка так и не работает, обещанные сроки восстановления работы остановки в очередной раз сорваны. А что, пассажиры троллейбусов же «терпилы», ничего, потерпят, это ведь только за рулем авто терпеть нельзя?
Ну и последний штрих к портрету — новые посадочные платформы на трамвайных остановках на улице Жукова. Идет реконструкция улицы Жукова, но почему нельзя было сделать удобные посадочные платформы в одном уровне с полом низкопольного трамвая? Почему после таких затрат на строительство посадочные платформы получились убогими: низкими и далеко расположенными от борта трамвая? Почему нельзя посмотреть опыт других российских городов, не говоря уже о столице, где трамвайные посадочные площадки максимально удобны?
А ведь зачем это делать? Город ведь не должен быть удобным для пассажиров трамвая, город не должен быть удобным для людей. Омск должен быть удобным только для автомобилистов! Но автомобилисты из мэрии когда-то состарятся, не смогут уже водить машину, проявятся болезни, будет тяжело ходить, и город станет для них недоступен. Им станет тяжело и больно, они осознают свои ошибки, но будет уже слишком поздно, слишком поздно…
Согласны с автором?